Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 99. Права и обязанности перевозчика

1. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете или путевке место на судне.

В случае, если билет или путевка выданы на имя определенного лица, они не могут быть переданы другому лицу.

2. В местах обслуживания пассажиров, в том числе в местах продажи билетов, должна быть представлена в наглядной и доступной форме своевременная и достоверная информация об организации перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и правилами оказания услуг.

3. Перечень и порядок предоставления льгот и услуг пассажирам устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в пункт 4 статьи 99 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Пассажирам обеспечиваются условия перевозок, установленные законодательством Российской Федерации и другими определяющими комфортабельность судна обязательными нормативами, а также предоставляются пассажирские места любых установленных правилами перевозок пассажиров категорий.


<Статья | Статья 99 | Статья 100>

Научно-практический комментарий:

1. Содержание договора перевозки пассажиров на ВВТ составляют права и обязанности сторон. В рассматриваемой статье в общих чертах устанавливаются права и обязанности перевозчика. Если учитывать специфику контрагента перевоз-чика по данному договору и иметь в виду, что здесь стороны выступают как исполнитель услуги (перевозчик) и потребитель (пассажир), то можно условно разбить обязанности перевозчика на две группы:
до и в момент заключения договора;
в ходе исполнения договора.
К первой группе обязанностей относится подготовка судна к рейсу и обеспечение наличия на нем всех условий, опре-деленных стандартами, правилами перевозок пассажиров и правилами оказания услуг. Далее сюда относится обязанность исполнителя (перевозчика) выдать билет при наличии свободных мест на судне до указанного пассажиром места назначения и предусмотренного маршрутом и расписанием движения судов. Билет оплачивается пассажиром на основании действующих тарифов, льготники оплачивают по льготному тарифу при предъявлении льготного документа, льготники, пользующиеся правом бесплатного проезда, билет не оплачивают. По отношению к перевозке багажа на этой стадии перевозчик должен подготовить багажные помещения, принять багаж от пассажира при предъявлении им проездного билета по установленным правилам его приемки (разумеется, за исключением запрещенных к перевозке предметов). Багаж должен быть принят заблаговременно до отъезда пассажира - не позднее часа до отправления, а в промежуточных пунктах - не позднее 30 минут. В зависимости от специфики перевозки (можно сказать, что и маршрута, но правоотношения между перевозчиком и пассажиром в зависимости от вида маршрута дифференцируются и различаются только как частные (общие при этом сохраняются)) некоторые обязанности на данной стадии должен выполнить не сам перевозчик, а иные лица, с которыми пассажир состоит в договорных отношениях. Это же распространяется и на сам процесс перевозки, то есть на вторую стадию. Но это, в свою очередь, зависит и от специфики титула на судно. В частности, при перевозках на экскурсионно-прогулочных маршрутах экскурсионная организация обязана обеспечить полное использование закрепленных за ней пассажирских мест, а в ходе перевозки осуществлять все виды экскурсионного и культурного обслуживания пассажиров в пути следования. Такая ситуация возникает при указанном выше фрахтовании судна экскурсионной организацией (там шла речь о туристической, но суть фрахтования не меняется). В этом случае, даже если на судне сохраняется экипаж судовладельца, ответственность за нарушение указанной выше обязанности будет нести экскурсионная организация. Если же судно принадлежит самой экскурсионной организации, то такая двойственность контрагента со стороны исполнителя отпадает. В этом случае пассажир не должен заключать два договора, он в любом случае заключает договор перевозки, приобретая проездной билет. Просто в таких случаях дифференцируются обязанности по оказанию конкретных видов услуг, например между судовладельцем, сдавшим судно в аренду, скажем, туристической организации, и между самой этой организацией. Само собой, что перевозчик должен выдать пассажиру билет. Случаи, когда допускается отказ в выдачи билета, рассмотрены выше. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи говорит об именных билетах, передача которых иным лицам не допускается. Но может применяться и предъявительский билет. В комментируемой статье речь идет об общих обязанностях перевозчика, присутствующих в договоре перевозки пассажиров всегда. Первая из таких обязанностей из второй группы, то есть после приобретения пассажиром билета и занятия им места на судне, состоит в том, что перевозчик должен доставить пассажира в пункт назначения в срок, установленный расписанием движения судов. Перевозчик несет ответственность за задержку судна и за прибытие его с опозданием, о чем подробнее будет говориться в комментарии к главе 15 настоящего Кодекса "Ответственность перевозчика, буксировщика, грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта". Следующая обязанность - ока-зывать все предусмотренные договором и возложенные на перевозчика законом услуги пассажирам. Конкретно данные ус-луги устанавливаются правилами оказания услуг и правилами перевозок.
2. Пункт 2 данной статьи КВВТ РФ особо оговаривает обязанность перевозчика предоставить в доступной и нагляд-ной форме своевременную и достоверную информацию об организации перевозок. Данная обязанность перевозчика как ис-полнителя устанавливается и в ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей". Потребитель в соответствии со ст. ст. 8 и 9 указанного Закона имеет право на информацию об услугах (в данном случае - перевозках). Обязанность перевозчика предоставить информацию корреспондирует с таким правом пассажира. Непредоставление такой информации, а равно ее искажение, неточность, труднодоступность являются основаниями ответственности перевозчика за нарушение данного права пассажира. Рассматриваемая обязанность относится как к первой, так и ко второй группе, данная информация должна быть предоставлена пассажиру как до и в момент заключение договора, так и в ходе осуществления перевозки. В рассматриваемом случае информацией будет являться совокупность доступных для восприятия пассажиром сведений, необходимых ему для реализации, и при необходимости - для защиты своих прав. Правила оказания услуг конкретизируют состав данной информации. В частности, она должна содержать следующие данные:
наименование перевозчика и его юридический адрес;
перечень оказываемых услуг и выполняемых работ и их стоимость;
расписание движения судов;
стоимость билета и провоза ручной клади;
сроки и порядок продажи билетов, а также порядок их возврата;
перечень запрещенных к перевозке предметов;
расположение береговых объектов, предназначенных для обслуживания пассажиров;
порядок обязательного и добровольного страхования;
перечень сервисных услуг при проезде в каютах повышенной комфортабельности;
схемы планировки мест на судах и наличия багажных помещений;
порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;
данные о лицензии;
наименование и юридический адрес организации, уполномоченной рассматривать претензии.
За непредоставление одного из перечисленных видов информации перевозчик несет ответственность.
3. Как уже указывалось, на внутреннем водном транспорте, как и на всех других видах, предусматривается перевозка пассажиров, имеющих право на льготный проезд. Льготный поезд предполагает прежде всего оплату пассажиром проездно-го документа по пониженному тарифу. Что касается лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, то они также относят-ся к льготникам. В связи с введением в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Рос-сийской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной вла-сти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации" все льготники стали подразделяться на федеральных и региональных, так как данная сфера напрямую стала пересе-каться с бюджетом. Автор является противником монетизации льгот, учитывая "громадный" размер таковой, но здесь это рассматривать не представляется уместным. Во исполнение данного Закона Правительство РФ приняло ряд нормативных актов, касающихся порядка проезда на всех видах транспорта, касающихся в основном проезда определенных категорий государственных служащих (например, Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 850 "О порядке обеспечения прокурорских работников, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении"), а также порядка проезда граждан к местам санаторно-курортного лечения (в частности, Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан"). В соответствии с данным Приказом, для следования к местам санаторно-курортного лечения граждане вправе воспользоваться внутренним водным транспортом третьей категории. Механизм здесь такой, что граждане наряду с получением путевки получают также специальный документ. На внутреннем водном транспорте - это направление на приобретение проездного документа, которое носит именной характер. Что касается регулирования данного вопроса на региональном уровне, то органы государственной власти субъектов Федерации устанавливают порядок предоставления льготного проезда на внутреннем водном транспорте с указанием перечня льготников. В общих чертах к лицам, имеющим право льготного проезда на ВВТ, относятся:
инвалиды войны;
участники ВОВ, ставшие инвалидами;
участники ВОВ;
военнослужащие, получившие увечья;
бывшие несовершеннолетние узники концентрационных лагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистским руководством и его союзниками во время ВОВ;
инвалиды 1 - 3 групп;
дети-инвалиды;
ветераны труда;
дети из многодетных и малообеспеченных семей;
граждане, получившие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;
один из родителей ребенка-инвалида, опекун (попечитель), являющийся получателем пенсии на ребенка-инвалида;
граждане из семей, относящимся к группам риска;
граждане, получившие определенную дозу воздействия ионизирующего излучения (как правило, от 25 бэр), а также иные категории граждан.
В частности, в Постановлении администрации Тверской области от 7 ноября 2007 г. "О предоставлении льготного по-езда на внутреннем водном транспорте" содержится в приложении 2 перечень категорий льготников, насчитывающий 34 их вида. На практике возмещение перевозчиком расходов, вызванных предоставлением льготного проезда, осуществляется на основании договора, который заключается перевозчиком с территориальным органом социальной защиты населения (ЦСОН, УСЗН), который участвует наряду с перевозчиком в ведении учета и отчетности по льготным перевозкам (ведется персонифицированный учет перевозимых льготников), а также вправе проверять осуществление перевозчиками льготных перевозок. Скидка предусматривается, как правило, в размере 50% стоимости проездного документа.
4. Обязанность перевозчика предоставить пассажиру место согласно классу (категории), указанному в проездном до-кументе, вытекает из как таковой его обязанности предоставить пассажиру место на судне. В понятие условий перевозки включаются не только указанные нормы ГОСТов и требований комфортабельности, но также и уровень осуществления пе-ревозчиком обязанностей, возложенных не него правилами оказания услуг и правилами перевозки пассажиров. Перевозчик должен как подготовить судно перед рейсом согласно таким требованиям, так и поддерживать соответствие судна и его по-мещений им в течение всего рейса, а также обеспечивать должный уровень оказания услуг пассажирам в пути следования.
5. Комментируемая статья, несколько вопреки своему названию, ничего не говорит собственно о правах перевозчика. Прежде всего перевозчик имеет право требовать от пассажира соблюдения установленных Правилами оказания услуг требований относительно сохранности имущества перевозчика и третьих лиц, соблюдения правил распорядка и поведения на судне. Капитан судна как представитель перевозчика имеет право требовать от пассажиров соблюдения указанных требований. За причинение вреда имуществу перевозчика и третьих лиц пассажир несет ответственность в порядке гл. 59 ГК РФ. Далее, перевозчик имеет право отказаться от приема к перевозке запрещенных предметов (см. комментарий к ст. 101 настоящего Кодекса) и вещей в качестве багажа, а также ручной клади, несмотря на то что он не несет ответственности за сохранность последней. Перевозчик вправе расторгнуть договор перевозки пассажира в случаях, установленных ст. 101 КВВТ РФ. Право перевозчика эксплуатировать судно и его оборудование согласно их назначению и согласно правилам плавания по внутренним водным путям не находятся в прямом отношении к договорным отношениям перевозчика как исполнителя услуги. Действия экипажа в некоторых ситуациях могут также квалифицироваться как права или обязанности, в частности, капитан судна вправе изолировать лицо, в действиях которого отсутствуют признаки состава преступления, если поведение такого лица создает угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей, а если в действиях такого лица содержатся признаки состава преступления, капитан обязан его задержать. Но в данном случае не имеет значения, состояло ли такое лицо в договорных отношениях с перевозчиком как потребитель услуги, здесь уже иная плоскость правового регулирования - публично-правовая норма возложила на капитана обязанность задержать такое лицо, по сути, от имени государства. Что касается приведенного права капитана, то и здесь пассажир и представитель перевозчика вступают в принципиально иные отношения, а наличие договора перевозки пассажира между перевозчиком и таким лицом может выступать как второстепенный фактор, а также в качестве источника доказательств.