Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 97. Договор перевозки пассажира и договор фрахтования судна

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз.

2. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки пассажира выдаются билет на право проезда в соответствии с установленным в статье 96 настоящего Кодекса видом маршрута перевозок пассажиров и багажная квитанция в случае провоза багажа.

3. По договору фрахтования судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.

4. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров.

5. Условия перевозок по транспортным маршрутам перевозок пассажиров, формы билетов и багажных квитанций устанавливаются правилами перевозок пассажиров.


<Статья 96 | Статья 97 | Статья >

Научно-практический комментарий:

1. Договор перевозки пассажира имеет место независимо от вида маршрута. Не зависит от вида маршрута и правовая природа данного договора. По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти в обусловлен-ный пункт назначения пассажира, который является другой стороной и обязуется уплатить за проезд (перевозку) установ-ленную плату. Данная дефиниция договора является легальной, содержащейся в п. 1 ст. 786 ГК РФ. По своей юридической природе этот договор является возмездным, взаимным и консенсуальным, что отличает его от договора перевозки груза, который является чаще всего реальным. Следующая особенность данного договора состоит в том, что, так как перевозки пассажиров осуществляются часто перевозчиками общего пользования, он является публичным договором, основные положения которого регулируются ст. 426 ГК РФ. Такой договор заключается коммерческой организацией, которая должна осуществлять действия, составляющие предмет договора (в нашем случае - оказание услуг по перевозке) в отношении каждого, кто к ней обратится. Здесь не допускается отказ предоставить услугу при наличии возможности ее предоставить, не допускается предпочтение одному лицу перед другим в заключении договора. Цена и иные условия такого договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, а нарушение этого условия является ничтожным. В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ при необоснованном уклонении перевозчика от заключения договора потенциальный пассажир вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В силу указанных свойств данного договора, он по способу заключения является, как правило, договором присоединения. Что касается природы договора перевозки багажа, то здесь прослеживаются в основном две точки зрения: согласно одной из них перевозка багажа является составной частью договора перевозки пассажира, а согласно другой - это отдельный договор. Но данные разногласия не являются важными с точки зрения практики применения норм о перевозке багажа, так как багаж принимается к перевозке только при заключении договора перевозки пассажира, несмотря на то что оформляется он отдельно. Если же потребитель не заключает договор перевозки пассажира, а его целью является только перемещение определенных вещей, то это уже будет договор перевозки груза для личных (бытовых) нужд. Вместе с тем договор перевозки багажа, в отличие от перевозки пассажира, является реальным, так как считается заключенным с момента сдачи багажа перевозчику. Он тоже является публичным договором.
Как уже указывалось, отношения между пассажиром и перевозчиком регулируются, помимо норм КВВТ РФ и гл. 40 ГК РФ, также нормами гл. III Закона РФ "О защите прав потребителей", нормы которого имеют в данном случае прямое дей-ствие - пассажир, права которого нарушены перевозчиком, при предъявлении иска (см. комментарий к главе 18 настоящего Кодекса) может непосредственно ссылаться в мотивировочной части на статьи данного закона.
2. Пункты 2 и 4 данной статьи следовало бы расположить один за другим или вообще объединить их в один, посколь-ку речь идет в них об одном - о документах, подтверждающих заключение договора. Думается, что не будет большим нару-шением логики законодателя, если их рассмотреть одним пунктом. Это же касается и 5 пункта статьи.
Как уже указывалось, способом заключения договора пассажиром является приобретение им проездного документа. Это называется конклюдентным действием, которое выполняет функцию акцепта в заключении договора. Такими докумен-тами являются: билет, путевка или билет на массовую перевозку, багажная квитанция. Цены на билеты устанавливаются на основании тарифов, которые разрабатываются в зависимости от вида перевозки, вида маршрута, класса занимаемого места. Если договор заключает пассажир, имеющий право льготного проезда, это тоже имеет признаки конклюдентного действия, когда предъявляется документ, удостоверяющий льготу - вместо оплаты. Все данные документы являются доказательствами заключения договора и исполнения пассажиром своей основной обязанности - внесения проездной платы (провозной платы в случае с багажом). Если заключается договор перевозки груза для личных нужд, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза для перевозки. Заявки здесь не применяются. Такие грузы помечаются в транспортной накладной под общим наимено-ванием "Грузы для личных (бытовых) нужд" с указанием наименования и количества. Если такой груз перевозится в контей-нерах, он принимается по описи, представляемой потребителем (грузоотправителем) в 3 экземплярах с оценкой погружен-ных в контейнер предметов. Такая опись подписывается потребителем и исполнителем (перевозчиком) и удостоверяется календарным штемпелем порта отправления (п. 38 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для лич-ных (бытовых) нужд на ВВТ), как и при перевозке груза вообще. Формы билетов и иных документов устанавливаются в пра-вилах перевозки, но принципиального юридического значения это не имеет (не думается, что перевозчик вместо стандартно-го билета будет продавать бумажку), главное, что данный документ должен быть в наличии. Тем более что все установлен-ные формы билетов и иных указанных документов устанавливаются как стандарт, от которого отступать нельзя. Пассажир-ские билеты подразделяются по разным признакам, что имеет значение в том смысле, что для соответствующего вида пере-возки должен быть установленный билет:
1) по видам перевозок они делятся на:
общие;
специальные;
2) по стоимости:
полные;
детские;
льготные;
бесплатные (последние - разновидность льготных);
3) по количеству поездок:
единичные и
абонементные. Здесь уже играет роль форма билета, например единичный билет не может предъявляться как абоне-ментный.
Продажа билетов производится как в кассах, так и на судах, информация об этом должна в общедоступной форме до-водиться до потребителей. Кассы бывают предварительной и суточной продажи. Кассы предварительной продажи могут принимать заказы на билеты, порядок приема заказов устанавливается перевозчиком. Билет, выданный пассажиру, следую-щему в беспересадочном сообщении, действителен только на время следования до пункта назначения, при поездках с не-сколькими пересадками в пути следования срок годности билета увеличивается на каждую последующую пересадку. Правилами перевозки устанавливаются также сроки годности билетов при поездках на скоростных судах и водоизмещающих судах в зависимости от дальности расстояния. Отказ в выдаче билета допускается только в случае отсутствия свободных мест и в случае отмены отправления судна. Перевозка на туристических маршрутах осуществляется по путевкам (выдаваемым туристскими организациями) и групповым билетам, которые выдаются представителю туристской организации, который представляется капитану судна и хранится до окончания рейса. Помимо форм и порядка выдачи проездных документов Правилами перевозок и Правилами оказания услуг регламентируются также и условия перевозок, цитировать которые здесь не позволяет ни объем, ни соображения необходимости. Основное значение порядка осуществления перевозок, устанавливаемых в данных правилах, в том, чтобы в деталях урегулировать, конкретизировать основные нормы о таких перевозках, содержащихся в настоящем Кодексе и в гл. 40 ГК РФ. В частности, правилами регулируется порядок предоставления определенных видов услуг, например правила предоставления детских игр, устанавливаются в конкретизированной форме обязанности по отношению к грузам, например обязанность пломбировать контейнеры при перевозке в них грузов для личных нужд, перечень предоставляемых услуг, например услуг комнаты матери и ребенка в п. 34 Правил оказания услуг, и иные конкретизирующие правила. Данные Правила должны по требованию пассажира предоставляться перевозчиком для ознакомления, их непредоставление рассматривается как нарушение права потребителя на информацию.
3. Как устанавливается в п. 3 комментируемой статьи, перевозки пассажиров могут осуществляться на основании до-говора фрахтования судна. По поводу правовой природы данного договора в цивилистике мнения разные. В основном это касается разногласий по поводу самой сути договора. Одни авторы считают его разновидностью перевозки, а другие относят его к виду договора аренды. Автор разделяет вторую точку зрения, обоснование этого содержится в комментарии к п. 4 ст. 67 настоящего Кодекса, здесь нет необходимости это дублировать. Но следует еще раз оговориться, что в ст. 67 КВВТ РФ договор фрахтования явно сформулирован как разновидность перевозки. Настоящий Кодекс недвусмысленно наделяет фрахтователя статусом грузоотправителя (см. комментарий к ст. 67 КВВТ РФ). В комментируемой же статье договор фрахтования сформулирован со всеми признаками аренды, что следует объяснить, видимо, тем, что фрахтователями, как правило, являются специализированные коммерческие организации, которые не заключают договоров перевозок пассажиров. Сама формулировка "обязуется предоставить другой стороне за определенную плату помещения судна" свидетельствует именно о том, что в данном случае правовая природа фрахтования тяготеет к аренде. Суть договора фрахтования в случае перевозок пассажиров в том, что фрахтовщик (судовладелец) обязуется предоставить фрахтователю для выполнения одного или нескольких пассажирских рейсов определенные помещения на судне. Элементы договора фрахтования, рассмотренные в комментарии к п. 4 ст. 67 настоящего Кодекса, имеют место и при фрахтовании для перевозки пассажиров - здесь просто иная цель. На практике к такой конструкции договора часто прибегают туристические организации для осуществления перевозок по туристским маршрутам. Условия такого договора аналогичны общим при фрахтовании, кроме того, в них должно включаться:
количество и названия судов;
количество мест по категориям (классам);
маршруты и сроки перевозок (круизов);
стоимость билетов на каждый рейсооборот.
Основные условия - права и обязанности сторон, порядок внесения платы и ответственность сторон.