Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 95. Общие положения

1. Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с правилами оказания услуг.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 2 статьи 95 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица, признается перевозчиком общего пользования.

3. Порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозок пассажиров и их багажа, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее - правила перевозок пассажиров).

Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг.

4. Перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 километров в час и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах.

5. В международном сообщении перевозки пассажиров и их багажа по внутренним водным путям осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

6. Перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна.


<Статья 94 | Статья 95 | Статья 96>

Научно-практический комментарий:

1. Известно, что одной из задач транспорта, наряду с перевозками грузов, является осуществление перевозок пассажи-ров. В п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что данные виды перевозок осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Но на правовой природе данных договоров уместнее будет подробнее остановиться в комментарии к ст. 97 настоящего Кодекса, которая непосредственно посвящена договору.
Пункты статьи расположены по последовательности несколько неверно, так как не учитывается тот факт, что данный вид перевозок регулируется отнюдь не только гл. 13 КВВТ РФ, правилами перевозок пассажиров и правилами оказания ус-луг, но и главой III Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей". Спецификой правоотношений в рамках перевозок пассажиров как раз и является то, что здесь перевозчик имеет статус не только перевозчика, но и исполнителя услуги, а пассажир, в отличие от грузоотправителя-предпринимателя в договоре перевозок грузов, имеет статус не только контрагента по договору, но и (прежде всего!) потребителя оказываемой услуги в виде перевозки. Что же касается правил перевозок пассажиров, утверждаемых Минтрансом России, то их нормы по своей природе (как и правил перевозок грузов) больше тяготеют к техническим, нежели к сугубо правовым. В силу этого в первом пункте следовало бы едино очертить круг нормативной базы данного вида перевозок, включив сюда и отсылку к Закону РФ "О защите прав потребителей". Кроме того, правоотношения по возмещению вреда пассажиру и багажу регулируются, помимо гл. 17 КВВТ РФ (см. комментарий), также правилами гл. 59 ГК РФ, особенно касательно возмещения вреда жизни или здоровью и компенсации морального вре-да. Логика же в ст. 95 комментируемого Кодекса такова, что в п. 1 говориться о регулировании, затем в п. 2 - о перевозчике, а затем в п. 3 - опять о регулировании.
Расписание движения пассажирских судов, о котором идет речь в данной статье, разрабатывается перевозчиком на основе предложений пассажиров, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с учетом наличествующих в данном бассейне и на данных маршрутах условий судоходства и пропуска через шлюзы, технической готовности причалов, обеспечения безопасного подхода к причалам и стоянки судов, посадки и высадки пассажиров, экскурсионного обеспечения и взаимодействия с другими видами транспорта. Данное правило разработки расписания содержится в п. 8 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72. В дальнейшем данное положение еще будет упоминаться в тексте. Разработка и согласование расписаний движения судов осуществляется ежегодно. Информация о расписании должна в общедоступной форме доводиться до пассажиров.
2. На практике основная масса перевозок пассажиров осуществляется перевозчиками общего пользования, перечень которых и изменения в нем периодически публикуются в сборнике правил и тарифов ВВТ. Суть статуса перевозчика общего пользования в том, что он обязан оказывать услуги по перевозке пассажиров, багажа и грузов для личных нужд по обраще-нию любого лица. Форма данного обращения - это не что иное, как покупка билета (см. комментарий к ст. 97 настоящего Кодекса). В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте" от 13 августа 2006 г. N 490, пассажирские перевозки подлежат лицензированию по прави-лам, установленным Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, которое со-держится в данном Постановлении в качестве приложения к нему. Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, общий срок действия лицензии составляет 5 лет. Данным Положением установлены требования к соискателю лицензии и к лицензиату (лицу, получившему лицензию) весьма подробно. Всего 9 пунктов. Это называется лицензионными требованиями и условиями. Отсутствие одного из них лишает соискателя права на получение такой лицензии. К таким требованиям, например, относятся: наличие судов, предназначенных к перевозке пассажиров (имеется в виду техническая и иные экспертизы) и допущенных к плаванию на условиях КВВТ РФ; наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа, наличие договора с БОГУ на ВВТ об обеспечении диспетчерского регулирования, наличие должностного лица, ответственного за перевозки пассажиров и имеющего стаж работы в данной области не менее 3 лет и высшее образование, а также иные требования. Подробно установлены нарушения, которые признаются грубым нарушением лицензионных требований, к которым, например, относятся человеческие жертвы и причинение тяжкого вреда здоровью. Причем, это трактуется так, что вред жизни и здоровью не обязательно должен быть причинен именно пассажиру, а любому лицу, находящемуся на судне. По поводу изменений от 18 июля 2008 г. в данный пункт этого Положения см. комментарий к ст. 5 КВВТ РФ, о лицензировании. Подробно установлен и перечень документов, необходимых для получения лицензии. Отказ в предоставлении лицензии может быть обжалован.
3. Порядок осуществления перевозок регламентируется Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на ВВТ. Правила оказания услуг рассматривают перевозчика и пассажира (или лицо, сдавшее к перевозке груз для личных нужд) преимущественно через призму законодательства о защите прав потребителей, о чем прямо говорит п. 9 данных Правил. В этих Правилах регламентируются такие вопросы, как порядок разработки расписания, состав предоставляемой пассажиру информации об услугах, порядок оказания услуг по перевозке груза для личных нужд, некоторые вопросы предъявления жалоб и претензий. Данные Правила в полном тексте должны находиться у перевозчика и представляться для ознакомления по требованию пассажиров и иных заинтересованных лиц. Непредоставление данных Правил для ознакомления рассматривается как нарушение прав потребителей на информацию.
Перевозки пассажиров на скоростных судах (30 км/ч и более) юридически не имеют принципиального отличия. В дан-ном случае действуют все те же правила - как ГК РФ и КВВТ РФ, так и рассмотренных выше правил оказания услуг. Скоро-стные перевозки могут влиять на частные обязанности перевозчика, также они обусловливают повышенные требования к числу вахт в минимальном составе экипажа судна, если это число меньше, скоростное судно не допускается к плаванию.
4. Международное сообщение в перевозках пассажиров имеет место, когда пересекается территория двух или более пограничных государств, а также когда осуществляется выход на участки ВВП с морским режимом судоходства. В этом случае перевозки пассажиров, багажа или грузов для личных нужд регулируются как национальным правом (КВВТ РФ, ГК РФ и указанные правила), так и нормами международного права. Здесь действует общий принцип, что нормы международ-ного прав имеют приоритет над национальным законодательством. Именно этот принцип будет подлежать применению в случае спора из перевозки пассажиров в международном сообщении. Международные маршруты могут быть как транспортными, так и туристскими. К числу международных договоров здесь будут относится как договоры, определяющие статус и порядок судоходства на реках с пограничным режимом, на международных реках, а также договоры с иным предметом регулирования. В частности, можно указать на Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., к которой СССР присоединился в 1979 г. и в исполнение которой в настоящее время принимаются акты Правительства РФ и Минтранса России. Данная Конвенция применяется к судам, имеющим право плавания под флагом государства, правительство которого является договаривающимся правительством (ст. 2). Можно указать также на Международную конвенцию о поиске и спасении на море 1979 г.
5. О правовой природе договора фрахтования судна, о котором идет речь в п. 6 комментируемой статьи, уже велась речь в главе о перевозке грузов и в главе об аренде судов (см. комментарий), а также будет еще упомянуто выше в коммен-тарии к ст. 97 настоящего Кодекса.
Таким образом, в правовом массиве, регулирующем перевозки пассажиров, багажа и грузов для личных нужд, усмат-риваются три уровня: международный, уровень федеральных законов и уровень конкретизирующих правовых актов. На последние два падает наибольший удельный вес. Вместе с тем представляется ценным предложение Федерального агентства морского и речного транспорта распространить и на объекты речного транспорта, не участвующие в международных перевозках опыт внедрения положений международных договоров, особенно в части обеспечения безопасности жизни при перевозках.