Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 93. Сдача буксируемого объекта в порту назначения

1. Буксировщик должен известить получателя о времени прибытия буксируемого объекта в порт назначения не позднее чем за 24 часа, а также повторно за 6 часов до прибытия буксируемого объекта.

2. Получатель буксируемого объекта обязан указать капитану буксирующего судна место постановки буксируемого объекта и место его приема, а также обеспечить безопасную постановку буксируемого объекта.

3. В случае, если буксируемый объект доставлен в порт назначения с признаками повреждения, буксировщик совместно с получателем буксируемого объекта осуществляет его осмотр и оценку повреждений. В отношении плотов также производится подсчет единиц плотов, прибывших в исправном состоянии, с указанием в акте, составленном в соответствии с правилами буксировки, количества древесины в указанных единицах на основании спецификаций без пересчета бревен и с указанием приблизительного количества древесины в поврежденных единицах плотов.

Окончательная сдача и прием древесины из поврежденных единиц плотов осуществляются при выкатке бревен из воды на берег или путем пересчета их в воде представителями обеих сторон. Указанные действия должны быть осуществлены не позднее 6 суток со времени прибытия плота.


<Статья 92 | Статья 93 | Статья 94>

Научно-практический комментарий:

1. Буксировка должна быть надлежащим образом не только подготовлена и произведена, но и завершена, а завершение должно быть оформлено в документарной форме.
В целях обеспечения подготовки получателя к приему буксируемого объекта, то есть окончательного определения и подготовки места постановки, назначения рабочих команд, проверки бланков документов, установлена обязанность букси-ровщика двукратно известить получателя о времени прибытия буксируемого объекта. Первое время извещения установлено указанием на предельно короткий срок извещения, то есть не позднее чем за сутки до прибытия, но можно известить и раньше. Второй срок определен более императивно - строго за 6 часов до прибытия объекта.
На этой стадии реализуются обязанности буксировщика - сдать буксируемый объект получателю, а получателя - принять буксируемый объект. Получив извещение о прибытии буксируемого объекта, получатель обязан окончательно произвести все подготовительные мероприятия для приема буксируемого объекта. Если извещение в установленные сроки осуществлено не было, получатель не освобождается от обязанности принять буксируемый объект (это не нарушение сроков доставки), но в такой ситуации риск несения дополнительных расходов, вызванный неисполнением обязанности по извещению, ложится на буксировщика. Если, например, буксировщик в этом случае поставит объект в то место, которое выберет сам, получатель вправе требовать перестановки объекта в указанное и подготовленное им место с возложением расходов, вызванных с потерей времени на буксировщика. Получатель обязан обеспечить возможность круглосуточного приема сообщений о времени прибытия буксируемого объекта.
2. Получатель обязан принять буксируемый объект путем указания места его постановки. Оно может быть указано и заранее, в частности, во время извещения о прибытии объекта и месте приема, соблюдая при этом технические требования безопасности постановки буксируемого объекта.
Безопасная постановка - это создание условий для постановки и стоянки отбуксированного объекта, чтобы при этом не возникало угрозы воздействия негативных техногенных, природных и антропогенных факторов по отношению к объекту, находящемуся на нем имуществу, производимым работам в порту и на буксируемом объекте. Безопасность, о которой идет речь, должна распространяться и на буксирующее судно в течение времени его нахождения в порту сдачи объекта. Получа-тель обязан также и оборудовать место постановки объекта в целях его стоянки, приемки и осмотра. Например, при приемке плотов получатель обязан установить мертвяки или ухватные причалы, обустроить плавзаграждения для предотвращения разноса плотов и причальные сооружения, подготовить хватки и выносы для приемки плотов.
3. Осмотр отбуксированного объекта осуществляется в любом случае, а не только в случае наличия повреждений, как это можно было бы понять исходя из буквального толкования п. 3 комментируемой статьи. Данный осмотр для того и про-водится, чтобы установить наличие или отсутствие повреждений, а также их размер и характер. Осмотр должен произво-диться с участием представителей обеих сторон. При этом устанавливается факт наличия буксируемого объекта в состоянии, оговоренном в договоре буксировки и отвечающем требованиям правил буксировки; наличие оборудования, документации, снаряжения и их состояния; наличие и состояние груза, если таковой имеется; факт наличия или отсутствия повреждений; характер и размер повреждений в случае их наличия. К данным повреждениям следует относить не только повреждения самого буксируемого объекта, но и оборудования. По отношению к плотам производится их общий осмотр и проверяется соответствие формирования плотов техническим условиям формирования и оснастки. Если плот доставлен без повреждений, подсчет сплоточных единиц и бревен не производится.
При отсутствии признаков повреждения сторонами составляется акт окончания буксировки, форма которого устанав-ливается правилами в зависимости от объекта буксировки и который подписывается капитаном буксирующего судна и по-лучателем либо уполномоченным им лицом (представителем получателя). Подпись получателя удостоверяет приемку бук-сируемого объекта, с этого момента ответственность за сохранность отбуксированного объекта и все риски переходят к по-лучателю. В случае наличия признаков повреждений производится их оценка и устанавливается характер и объем. Причины на данной стадии не расследуются, это происходит в рамках претензионно-исковой деятельности. В этом случае все данные о повреждениях и иных недостатках фиксируются в коммерческом акте (см. комментарий к ст. 160 настоящего Кодекса), который является основанием предъявления претензий.
При приемке плотов осуществляется подсчет сплоточных единиц, прибывших в исправном состоянии с указанием в акте окончания буксировки неповрежденных сплоточных единиц и количество леса в них по спецификациям, которые при-лагаются к транспортной накладной, а количество древесины в поврежденных единицах плотов указывается ориентировоч-но.
Получатель обязан сразу же приступить к выкатке леса из аварийных плотоединиц и закончить ее в срок не позднее 6 суток с момента прибытия плота. Если выкатка невозможна, подсчет бревен производится в воде представителями обеих сторон. В случае невыкатки леса или смешивания аварийной древесины с древесиной других плотов, а также в случае уста-новления факта выплыва древесины и в случае неисполнения получателем обязанности по подсчету бревен в воде, древеси-на считается сданной получателю в количестве, указанном в акте окончания буксировки.
Недостача древесины и такелажа в аварийных плотах оформляется коммерческим актом.