Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 9. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей. Добыча нерудных строительных материалов на внутренних водных путях осуществляется по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на внутренних водных путях государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 2 статьи 9 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 3 статьи 9 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Владельцы разводных и подъемных мостов обязаны за свой счет разводить и поднимать их в порядке, согласованном с администрациями бассейнов внутренних водных путей, или на основании их заявок.

4. Владельцы регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений на участках внутренних водных путей выше и ниже таких сооружений обязаны поддерживать согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта уровни воды, необходимые для судоходства.

5. Эксплуатация регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений и регулирование режима сброса воды ниже таких сооружений осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6. Гарантированные глубины на реках, которые используются для судоходства и которые расположены на территориях нескольких государств, устанавливаются на основании международных договоров Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ статья 9 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7. Не допускается создание искусственных земельных участков, если их создание не соответствует требованиям безопасности судоходства.


<Статья 8 | Статья 9 | Статья 10>

Научно-практический комментарий:

1. Общим предметом данной статьи являются отношения, возникающие в рамках эксплуатации сооружений на ВВП, причем не только судоходных и не только гидротехнических, здесь понятие сооружения трактуется скорее в территориаль-но-функциональной привязке к внутренним водным путям, а также устанавливаются общие правила относительно строи-тельства таких сооружений, если говорить точно, всего два правила.
Первое из таких правил относительно строительства и эксплуатации сооружений на ВВТ, а равно добычи нерудных стройматериалов - необходимость согласования этого с БОГУ на ВВТ, носит императивный характер и имеет целью прежде всего обеспечение безопасности судоходства. В частности, к числу сооружений относятся электростанции, которые являют-ся составными элементами гидроузлов. Гидроузел, как правило, состоит из плотин, шлюзов, ГЭС, подходов к шлюзу и огра-дительных дамб. И ГЭС, к примеру, при увеличении объемов потребления энергии может влиять на уровень воды, так как в этом случае возрастает сброс воды, что приводит к повышению уровня воды в нижнем бьефе гидроузла. При уменьшении ситуация обратная. Такой режим работы ГЭС вызывает колебания воды - суточные и недельные. Что же касается строительства гидроузлов, то и здесь, помимо сфер энергетики, ирригации и водоснабжения, всегда затрагиваются и транспортные аспекты. Поэтому во всех случаях строительство, реконструкция, ремонт, ввод в эксплуатацию и сама эксплуатация гидроузлов и составляющих их сооружений должны осуществляться по согласованию с бассейновыми управлениями.
Основные положения относительно строительного надзора по отношению к объектам капитального строительства содержатся в Градостроительном кодексе РФ. Согласно ст. 1 данного Кодекса, объект капитального строительства представляет собой здание, сооружение, строение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, ремонте объектов капитального строительства, проектная документация на которые подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Данная статья не содержит только перечень случаев, когда такая экспертиза не проводится, устанавливая общий принцип обязательности данной экспертизы (п. 1 ст. 49). Исходя из данного перечня, можно полагать, что из числа объектов инфраструктуры ВВП, когда не проводится такая экспертиза, может быть только случай, установленный подпунктом 5 п. 2 данной статьи: когда это отдельно стоящие объекты капитального строительства, с количеством этажей не более чем два, площадь которых составляет не более 1500 кв. м, которые предназначены для производственной деятельности и для которых не требуется установления санитарно-защитных зон, или когда такие зоны требуются в границах земельного участка, на котором располагается объект. На практике на ВВП объектов с такими характеристиками мало. Государственный строительный надзор проводится в целях проверки соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор, обладают правом беспрепятственного доступа на все объекты капитального строительства, подпадающие под действие государственного строительного надзора, по его результатам составляется акт - в случае выявления нарушений с указанием нарушенных требований и срока устранения нарушений. Градостроительный кодекс РФ не говорит об этом, но данный акт может быть обжалован.
2. Обязанности, установленные п. п. 2 - 5 рассматриваемой статьи, по существу сводятся к одному - обеспечению нор-мального в данном бассейне, на данном участке ВВП судоходства, а также обеспечение его безопасности. Все данные обя-занности являются императивными. Пункт 2 не говорит о том, владельцы каких именно сооружений обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни, знаки и иное оборудование. По буквальному толкованию этого пункта, выходит - что любых. Если учитывать, что обязанность по НГО (куда входит и установление таких знаков) ст. 7 комментируемого Кодекса возлагает на БОГУ на ВВТ, то рассматриваемая обязанность, помимо БОГУ на ВВТ, распространяется на владельцев всех иных сооружений на ВВП, где согласно требованиям необходима установка знаков и иных средств навигационного оборудования. В последнем случае и необходимо такое согласование с БОГУ на ВВТ. В противном случае эта норма была бы лишней - БОГУ на ВВТ не требуется согласования с "самими собой". ГОСТы, о которых идет речь, весьма разнообразны. Действие того или иного стандарта как обязательного или рекомендательного - это указывается в самом ГОСТе. Если же весь ГОСТ рекомендательный (или его часть), то необходимо прямое указание на него как обязательный в законе. Если ГОСТ применяется в рамках договорных отношений (скажем, подряда - на изготовление знака), то стороны, если этот ГОСТ не обязательный, желая придать ему действие обязательного, должны оговорить это в договоре, причем, сославшись не на часть ГОСТа, а на весь ГОСТ. ГОСТы предусматриваются для знаков, огней, иного оборудования. В частности, ГОСТ 26600-98 - межгосударственный стандарт "Знаки навигационные внутренних судоходных путей", введенный с 2007 г., подлежит применению расположенными на территории государств (в том числе РФ) организациями и предприятиями, он устанавливает типы, параметры, размеры, цвет и вид раскраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение навигационных огней. Он не распространяется на огни и знаки для ВВП, эксплуатируемых речными администрациями нескольких государств, одно из которых не входит в состав СНГ, а также на маяки и иные знаки, соответствующие Международной ассоциации маячных служб. При этом стандарт не регулирует правила и нормы расстановки знаков - это приоритет правил плавания. Развод и подъем мостов на практике осуществляется, как правило, на основании графиков и местных правил пропуска судов при разводке мостов, утверждаемых местными органами при согласовании с БОГУ на ВВТ. В данных документах устанавливаются порядок, время разводки мостов, а также порядок и периодичность (время) подачи заявок. В них, как правило, предусматривается и согласование развода мостов с работой иных организаций иной отраслевой принадлежности.
На обеспечение безопасности судоходства и бесперебойного функционирования ВВТ направлены и обязанности, ус-тановленные п. п. 4 и 5 рассматриваемой статьи для владельцев регулирующих уровни воды сооружений, поддерживать согласованные (на деле - установленные) с федеральным транспортным ведомством уровни воды ниже и выше таких сооружений, необходимые для обеспечения судоходства, а также осуществлять эксплуатацию таких сооружений и регулирование уровней воды ниже таких сооружений по согласованию с федеральным транспортным ведомством. Такими сооружениями являются, к примеру, все те же гидроузлы. Обе данные нормы носят императивный характер, но на практике их реализация может зависеть от множества побочных факторов - как природного, так и организационно-правового и иного социального характера. В частности, негативно оценивается практика судоходных ГТС нетранспортными организациями, хотя случаи негативных результатов такой эксплуатации в основном относятся на период, когда еще не было действующего КВВТ РФ, а ситуация в экономике была весьма нелицеприятной. В частности, приводится пример эксплуатации Краснодарского гидроузла, который находился в 90-х гг. на балансе Минприроды России и к 1995 г. оказался в аварийном состоянии. Объясняется это в основном тем, что в нетранспортных ведомствах уровень квалификации кадров зачастую не соответствует требованиям обеспечения безопасности судоходства. По этой причине судоходные шлюзы были переданы на баланс Минтранса России. Аналогичный пример есть по отношению к шлюзам Тиховского гидроузла (р. Кубань), находящихся в ведении Минсельхоза России. Но, думается, что на практике дело не только в несоответствии уровня подготовки кадров (если быть точнее - тут не несоответствие, тут просто иная специализация, что вполне можно решить путем кадровой политики), но и в иных факторах, в частности в недостаточном финансировании, в том числе и затрат на подготовку персонала в области безопасности судоходства, что явно относится к тому периоду.
3. Гарантированные глубины, как уже указывалось, - это наименьшие глубина, ширина и радиус закругления, необхо-димые для судоходства и обеспечиваемые в течение всего навигационного периода. Норма п. 6 данной статьи, по сути, имеет один предмет регулирования с п. 4 ст. 7 - об НГО на пограничных участках. Гарантированная глубина водного пути является неотъемлемой частью НГО. Как и все вопросы судоходства, данный аспект в отношении многонациональных рек решается международными договорами прибрежных государств. Государства-участники таких договоров обязаны поддерживать установленные ими гарантированные глубины, выполняя для этого путевые и иные работы в порядке, установленном самими договорами (см. комментарий к п. 4 ст. 7).

На сайте также ищут:
Статья 38. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ.
Статья 114. Ответственность при осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении
Статья 120. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта
Статья 156. Материалы, на основании которых составляется диспаша
Статья 101. Прекращение или изменение договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика