Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 89. Предъявление буксируемого объекта для буксировки

1. Буксируемый объект должен быть предъявлен для буксировки его владельцем или уполномоченным им лицом (отправителем) в состоянии, пригодном для безопасного плавания, в соответствии с правилами буксировки, техническими условиями формирования и оснастки плотов, а также договором буксировки или договором об организации буксировок. Порядок укомплектования буксируемого объекта экипажем или проводниками определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами буксировки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ пункт 2 статьи 89 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Технические условия формирования и оснастки плотов разрабатываются изготовителями плотов и согласовываются с администрацией бассейна внутренних водных путей.

3. Члены экипажа буксируемого объекта обязаны исполнять распоряжения капитана буксирующего судна в части обеспечения безопасности судоходства, сохранности буксируемого объекта и принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом.


<Статья 88 | Статья 89 | Статья 90>

Научно-практический комментарий:

1. Все обязанности сторон по договору буксировки независимо от вида последней дифференцируются на две группы: первая группа обязанностей относится к периоду подготовки буксируемого объекта к буксировке, тогда как вторая группа обязанностей относится к осуществлению самой буксировки. Иногда в литературе можно встретить мнение о том, что эти обязанности разбиты на три группы: до буксировки, во время буксировки и при сдаче объекта после буксировки. Представ-ляется, однако, что такая градация уязвима для критики, так как обязанность по окончании буксировки сдать и принять объ-ект - это то же, что и обязанность предоставить объект к буксировке и принять его. Две эти обязанности составляют неотъ-емлемую органичную часть самого процесса буксировки - эти корреспондирующие обязанности сторон есть базовые, без которых нет и самой буксировки. Кроме того, даже такая обязанность владельца буксируемого объекта, как обеспечение его сдачи в пункте назначения, реализуется путем осуществления действий, которые осуществляются и в ходе самой буксировки, не только в момент сдачи (см. комментарий к ст. 93 настоящего Кодекса). Наконец, если принять такую точку зрения на градацию обязанностей, то их тогда придется выделить не три, а четыре: до представления объекта буксировщику, в ходе предоставления объекта, в процессе самой буксировки и в момент сдачи объекта. Конечно, и второй подход применим, но в этом случае лучше говорить не о группе обязанностей на соответствующей стадии, а об одной интегрированной обязанности, например обязанность подготовить объект, обязанность принять объект. Вместе с тем в КВВТ РФ можно проследить и трехзвенную градацию.
В общих чертах соотношение обязанностей сторон при буксировке выражается в следующем: владелец буксирующего судна обязуется оказать владельцу буксируемого объекта услуги по перемещению этого объекта, а владелец буксируемого объекта обязуется принять участие в буксировке и оплатить ее. Выполнение этих корреспондирующих обязанностей обеспечивается путем выполнения обязанностей подготовительного характера и обязанностей, возникающих в процессе буксировки. Каждая из групп обязанностей реализуется путем исполнения более конкретизированных обязанностей, каждая из которых корреспондируют и с соответствующими правами контрагента.
Комментируемая статья в общих чертах регламентирует обязанности на подготовительной стадии, по предъявлению объекта для буксировки. Состояние, пригодное для безопасного плавания, о котором идет речь в п. 1 комментируемой ста-тьи, - это аналог мореходного состояния в морском праве (ст. 124 КТМ РФ). Это состояние должно определяться как соот-ветствие требованиям правил буксировки, технических условий формирования и оснастки плотов, а также самого договора буксировки или договора об организации буксировок (в последнем случае эти требования, как правило, целесообразно дуб-лировать, конкретизируя). Обязанность обеспечить такое состояние буксируемого объекта возлагается на его владельца либо на лицо, специально уполномоченное им. Здесь следует различать уполномочие на предъявление объекта и уполномочие на совершение действий по обеспечению такого состояния объекта. По смыслу комментируемого пункта, обязанность обеспечить такое состояние объекта должна в любом случае возлагаться на самого владельца объекта. По своей природе обязанности отправителя на подготовительной стадии делятся на три группы:
1) привести буксируемый объект в состояние, пригодное для безопасного плавания в соответствии с требованиями правил буксировки, технических условии и договора буксировки или организационного договора. Если вести речь о букси-ровке судов и иных плавучих объектов, конструктивно и функционально схожих с судами, то в этом виде буксировки поми-мо требований правил буксировки и договорных условий должны быть соблюдены правила гл. 6 настоящего Кодекса (см. комментарий), в которой речь идет о безопасности судоходства. В частности, должно быть обеспечено все, о чем шла речь в комментарии к ст. 34 КВВТ РФ (например, это требования о минимальном количестве состава экипажа, требование о со-блюдении правил экологической, пожарной безопасности и иные требования, о которых подробнее сказано в комментарии к ст. 34 настоящего Кодекса). Если на буксируемом судне находится груз, должны быть обеспечены требуемые условия его размещения и хранения на судне. Конкретизируются эти правила в зависимости от вида буксируемого объекта и навигаци-онно-гидрографических условий. Если вести речь о буксировке плотов, то должны быть соблюдены условия формирования и оснастки плотов. Помимо этого, должны быть соблюдены и правила буксировки плотов. В частности, при предъявлении плота к буксировке каждая сплоточная единица должна быть замаркирована отправителем так, что каждый плот должен содержать маркировку:
номер плота;
указание пункта отправления и назначения;
наибольшая осадка плота;
кубатура плота;
2) укомплектовать буксируемый объект экипажем (плотовой командой) и (или) проводниками в соответствии с требо-ваниями к экипажам судов и правил буксировки. Что касается требований, предъявляемых к составу экипажа судна, то здесь это составная часть предыдущей обязанности. Экипаж плота - это, как правило, проводник плота, бригадир и члены плотовой команды;
3) предъявить буксируемый объект для буксировки, а конкретно - для осмотра его буксировщиком и непосредственно для сдачи буксировщику.
Объект, независимо от его вида, помимо того, что он должен отвечать всем указанным выше требованиям, должен быть также укомплектован необходимыми документами. Что касается судовых документов, то они могут располагаться на буксируемом судне, документы, касающиеся плота, само собой, будут находиться на буксируемом судне.
Обязанности буксировщика на подготовительной стадии настоящий Кодекс не регламентирует. Речь идет только о процессе приемки объекта к буксировке, но на практике его обязанностью является подготовка буксирующего судна анало-гичным образом в соответствии с требованиями к судну и его экипажу, а также к наличию судовых документов. Само собой, что он обязан и предоставить буксирующее судно в установленные договором сроки.
Что касается ответственности сторон на данной стадии, например, за сверхнормативный простой или непредоставле-ние буксирующего судна, подробно об этом сказано в комментарии к главе 15 КВВТ РФ.
2. Пункт 2 просто констатирует порядок разработки технических условий формирования и оснастки плотов. Они раз-рабатываются самими изготовителями плотов, согласовываются с бассейновой ГРСИ и утверждаются БОГУ на ВВТ. Дан-ные правила, в которых детально регламентируются порядок формирования, переформирования, оснастки плотов и иные условия, призванные минимизировать возможные негативные факторы при буксировке плотов, по своей природе являются технико-правовыми или техническими. Эти нормы носят организационно-технический характер, они, хотя и содержат при-знаки правовой нормы, но направлены на регулирование не отношений людей и их групп между собой, а на взаимодействие людей с техническими антропогенными объектами и процессами. В данном случае эти правила определяют больше техническую сторону буксировки, нежели правовую.
3. В п. 3 сразу идет речь об обязанности экипажа буксируемого объекта подчиняться в оперативном отношении капи-тану буксирующего судна - это уже обязанность не подготовительной стадии, а возникающая в ходе самой буксировки. Не на своем месте находится данный пункт, учитывая название комментируемой статьи. Вообще, целесообразнее было бы диф-ференцированно изложить обязанности сторон по стадиям буксировки, не совмещая их в тексте.
Главная обязанность буксировщика в процессе буксировки - доставить буксируемый объект в пункт назначения в со-стоянии, в котором этот объект был предоставлен для буксировки. В процессе буксировки буксировщик обязан соблюдать правила плавания, как общие, так и конкретизированные по отношению к местным условиям, обязан доставить буксируемый объект в установленный договором срок. Он также обязан обеспечивать безопасность процесса буксировки и оказывать в соответствующих ситуациях помощь экипажу буксируемого объекта. Что касается обязанностей по поддержанию буксируемого объекта в установленном состоянии, по осуществлению ремонта и вообще текущего содержания буксируемого объекта - данная обязанность полностью возлагается на экипаж буксируемого объекта. При этом возникает и необходимость в урегулировании порядка взаимоотношений и взаимодействия двух составляющих людского субстрата процесса буксировки - экипажей буксирующего судна и буксируемого объекта. Это и выражается в распределении обязанностей и порядке взаимоотношений капитана буксируемого судна с экипажем буксирующего объекта. Ответственное лицо из состава экипажа буксируемого судна обязано обеспечивать правила перевозки груза, если таковой имеется, проведение работ по текущему обслуживанию буксируемого объекта и его ремонту. Но непосредственное управление всем процессом буксировки осуществляет капитан буксирующего судна, вследствие чего установлена обязанность на время буксировки ответственного лица буксируемого объекта подчиняться в оперативном плане капитану буксирующего судна. Он обязан точно и своевременно выполнять все указания капитана буксирующего судна в части управления буксируемым объектом, требования к обеспечению безопасности судоходства, а также требования относительно сохранности буксируемого объекта. Что касается последнего, то здесь требуется некоторое уточнение в том смысле, что хотя буксировщик и обязан доставить объект в сохранности, тем не менее не следует отождествлять его ответственность за это с ответственностью перевозчика груза. Буксируемый объект не передается буксировщику как груз перевозчику, здесь не происходит смены субъекта фактического держателя вещи. Поэтому буксировщик не будет нести ответственность за несохранность буксируемого объекта в случае, если он сделал все от себя зависящее, а несохранность явилась результатом действия (бездействия) ответственных лиц из числа экипажа буксируемого объекта. Во всех указанных целях должно быть назначено лицо из числа экипажа буксируемого объекта, ответственное за обеспечение вахты для исполнения указаний капитана буксира, а также для наблюдения за состоянием буксируемого объекта и подачи сигналов. Должно быть обеспечено наличие средств радиосвязи.
Такое соотношение иногда называют распределением обязанностей по управлению буксировкой, в том смысле, что осуществляется управление технологическим процессом перемещения плавучего объекта путем тяги или толкания.
Тот факт, что управляет капитан буксира, отражается и на характере распределения ответственности сторон за вред, причиненный контрагенту или третьим лицам. В данном случае, ответственность за вред, причиненный буксируемому объ-екту, а равно и находящемся на нем грузам или иному имуществу, несет буксировщик, если не докажет своей невиновности. Аналогично решается вопрос и в случае причинения вреда третьим лицам, при этом не имеет значения, причинен ли вред буксирующим судном или буксируемым объектом. Если будет установлено, что такой вред был причинен по вине букси-руемого объекта (вине ответственных лиц из состава его экипажа), вред подлежит возмещению владельцем буксируемого объекта. Бремя доказывания вины владельца буксируемого объекта возлагается на буксировщика. В случае если в ходе бук-сировки вред причинен буксирующему судну по вине буксируемого объекта, он подлежит возмещению владельцем букси-руемого объекта на общих основаниях. Если вред в ходе буксировки причинен одной из сторон или обеим сторонам, но при этом нет вины ни одной из сторон, вред возмещению не подлежит. Если вред причинен виновной стороной и при этом нет вины контрагента, вред ей также не возмещается. Ответственность капитана или иного ответственного лица возникает впо-следствии перед виновной стороной в порядке регресса. Например, буксировщик может привлечь к регрессной ответствен-ности того работника из состава экипажа, в результате действий (бездействия) которого причинен вред.