Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 86. Перевозки опасных грузов

1. Опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

2. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае, если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в случаях, указанных в настоящем пункте, грузоотправителю не возвращается. В случае, если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

4. В случае, если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.


<Статья 85 | Статья 86 | Статья 87>

Научно-практический комментарий:

1. Правила перевозок опасных грузов, к которым отсылает п. 2 комментируемой статьи, устанавливая порядок обра-щения с такими грузами при их перевозке, не должны противоречить основным положениям о транспортных обязательствах и учитывать установленные стандарты опасных грузов, а также ориентироваться на международное регулирование таких перевозок.
В п. 1 приводится понятие опасного груза как груза, который в силу присущих ему свойств и особенностей в ходе пе-ревозки, перегрузки и хранения может нанести вред жизни или здоровью людей, окружающей среде, а также привести к по-вреждению или уничтожению материальных ценностей. Иными словами, это груз, создающий повышенную опасность в силу самих своих свойств. Классификация, перечень и требования к маркировке опасных грузов содержатся в ГОСТе 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", утвержденном Постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2975. Данный ГОСТ устанавливает классификацию, номенклатуру показателей и критерии для отнесения грузов к категории опасных и их классификации, методы определения показателей для классификации, маркировку и правила ее нанесения на грузовые единицы. При этом ГОСТ не распространяется на грузы, перевозимые водным транспортом наливом (нефть и нефтепродукты). ГОСТом установлены следующие классы опасных грузов:
класс 1 - взрывчатые материалы;
класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества;
класс 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды;
класс 6 - ядовитые вещества и инфекционные вещества;
класс 7 - радиоактивные материалы;
класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества;
класс 9 - прочие опасные вещества.
При перевозке всех данных видов грузов действуют правила рассматриваемой статьи и правила перевозок опасных грузов, в которых требования данного ГОСТа должны соблюдаться.
2. Правила п. п. 3 и 4 настоящей статьи распространяются на перевозки любого из всех видов опасных грузов. Право-вые последствия в виде права перевозчика уничтожить или обезвредить груз наступают в случае, если грузоотправитель не указал или неправильно указал в транспортной накладной свойства груза, его наименования, если не содержалось особых отметок о нем либо необходимых мер предосторожности. По смыслу данного пункта, достаточно одного из перечисленных обстоятельств в поведении грузоотправителя. Это же имеет место при перевозке запрещенного груза (правило это выглядит несколько странно, так как перевозчик, исходя из самой своей деятельности, не может не знать о таких грузах). Данным пра-вом перевозчик может воспользоваться только после отказа грузоотправителя или грузополучателя своими силами и средствами выгрузить такой груз, причем в любом месте. Последнее правило тоже нельзя считать совершенным, например, место выгрузки груза может оказаться, скажем, особо охраняемой природной территорией, где такого груза не должно быть, поэтому следовало бы императивно "напомнить" о подобных территориях в данной статье. Перевозчик обязан вначале требовать от грузоотправителя, грузополучателя выгрузки такого груза, и лишь в случае их отказа - уничтожить или обезвредить его. Убытки грузовладельцу при этом не возмещаются. При этом, если необходимость выгрузки (уничтожения, обезвреживания) такого груза вызвана виновными действиями перевозчика и при этом со стороны грузоотправителя нет действий (бездействия), указанных в п. 3 настоящей статьи, убытки грузовладельцу подлежат возмещению в обычном порядке, установленном гл. 15 настоящего Кодекса. Плата за перевозку такого груза в случаях, указанных в рассматриваемом пункте, не возвращается, причем, если она не была уплачена, перевозчик вправе требовать ее внесения в полном размере. Помимо этого он вправе требовать и возмещения убытков. Весьма грозная санкция. И убытки возместить, и оплатить перевозку, даже если ее не было. Думается, не помешало бы ее и несколько смягчить. В случае если перевозчику причинены убытки, грузовладельца необходимо обязать возместить реальный ущерб перевозчику. По смыслу же рассматриваемого пункта, здесь имеет место полная ответственность, включая упущенную выгоду. Впрочем, как общая превенция по отношению к владельцам опасных грузов такая норма способна их дисциплинировать. Что же касается административной или иной ответственности за неправильную отправку такого груза, ее смягчать не надо. Общая превенция в публично-правовом смысле часто себя оправдывает.
Следующий пункт, как это следует из его смысла, распространяется и на обычные грузы, которые в ходе перевозки в силу своих свойств стали опасными для судна, иного груза или людей на судне.
В этом случае права перевозчика аналогичны рассмотренным выше, не избавляется он и от обязанности вначале тре-бовать от грузоотправителя (грузополучателя) выгрузки своими силами и средствами такого груза. Но ответственность гру-зовладельца здесь ограничивается уплатой доли провозной платы за фактически пройденное расстояние, самому грузовла-дельцу убытки не возмещаются.
По отношению к перевозкам опасных грузов, учитывая тенденцию интеграции национальной транспортной системы в мировую, необходимым является приведение в соответствие национального законодательства о таких перевозках междуна-родным стандартам, а также в гармонизации самих правил перевозок опасных грузов по отношению ко всем видам транс-порта.