Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 81. Очистка судна

1. По окончании выгрузки груза с судна оно должно быть очищено и в необходимых случаях вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции силами и средствами грузовладельца в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в пункт 2 статьи 81 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Судно, осуществляющее перевозки нефти и нефтепродуктов наливом, после их выгрузки очищается в случаях, предусмотренных установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательными требованиями к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению нефти и нефтепродуктов, а также при подаче судна под погрузку сухогрузов и его направлении на ремонт или отстой.

3. Перевозчик может на основании соглашения с грузоотправителем или грузополучателем за отдельную плату выполнять работы по очистке судна.

Условия и порядок оплаты работ по очистке судов устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами перевозок грузов.


<Статья 80 | Статья 81 | Статья 82>

Научно-практический комментарий:

1. Обязанность по очистке судна, исходя из систематического сопоставления правил п. 1 и п. 3 настоящей статьи, но-сит императивный характер, но по отношению к субъектному составу данной обязанности она определена диспозитивно. Соглашением сторон может устанавливаться и выполнение работ по очистке силами и средствами перевозчика за отдельную плату. Порядок осуществления работ по очистке определяется в правилах перевозки, при этом, если осуществляется дезинфекция, дезинсекция или дегазация, должны соблюдаться требования как к самим таким работам, так и к веществам и оборудованию, с помощью которых такие работы осуществляются. Дезинфицирующие, дезинсекционные и иные вещества должны соответствовать установленным требованиям и быть зарегистрированы.
2. При очистке судна после перевозки нефти и нефтепродуктов наливом применяется ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефте-продукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 7 августа 1984 г. N 2776. Данный ГОСТ устанавливает виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов, требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, требования безопасности при транспортировке, хранении и упаковывании. Транспортированию посвящен пункт 3 ГОСТа. Подпункты 3.15 - 3.19 данного пункта посвящены перевозке нефти наливом. В частности, подп. 3.16 допускается, что танки наливных судов после слива вязких нефтепродуктов допускается мыть наливаемым грузом. В приложениях к ГОСТу указываются виды нефтепродуктов и характер обработки судов после их перевозки. Это содержится в приложении 2 к ГОСТу. По указанным реквизитам ГОСТа можно ознакомиться с его полным текстом. Указание на ГОСТы по нефтепродуктам в п. 2 рассматриваемой статьи дает основания считать, что требования ГОСТа по отношению к очистке и обработке судов являются императивными, так как ссылка на ГОСТ указана в законе. При подготовке судна для погрузки сухогрузов (любых), а также при его направлении на отстой или ремонт, его очистка также является обязательной.
3. Как указывалось в п. 1 комментируемой статьи, соглашением перевозчика с грузоотправителем или грузополучате-лем может устанавливаться выполнение работ по очистке судна и перевозчиком. По отношению к грузоотправителю такое соглашение может быть составной частью договора перевозки, по отношению к грузополучателю требуется только отдель-ное соглашение, так как грузополучатель стороной в перевозке не является. В случае неоплаты грузовладельцем услуг по очистке судна перевозчик также может воспользоваться правом удержания груза, так как данная оплата входит в сумму всех платежей, причитающихся перевозчику. Следует учитывать, что для исков, связанных с неоплатой услуг по очистке судна, применяется годичный срок исковой давности, что подтверждается судебной практикой, о чем будет указано в комментарии к ст. 164 настоящего Кодекса.

На сайте также ищут:
Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта
Статья 147. Место убежища
Статья 46. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ.
Статья 9. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях
Статья 11. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями на внутренних водных путях