Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 80. Проверка груза при выдаче

1. Перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, прибывшего на неисправном судне или с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи). Масса груза в порту назначения проверяется тем же способом, что и в порту отправления.

2. При исправности транспортной тары или пакетов груз выдается в соответствии с количеством грузовых мест или пакетов без проверки массы груза, если иное не установлено договором перевозки груза. При перевозке груза, принятого перевозчиком в соответствии со стандартной массой или определенной отправителем массой, в порту назначения проверяется масса только поврежденных грузовых мест.

3. Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в порту отправления, и массой груза, определенной в порту назначения, не превышает норму естественной убыли массы данного груза и норму расхождения в показаниях весовых приборов. Нормы естественной убыли массы грузов при перевозке грузов устанавливаются правилами перевозок грузов.

4. В случае, если недостача, повреждение (порча) груза обнаружены в порту назначения, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость. Расходы, связанные с определением размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость, в том числе расходы на проведение независимой экспертизы, несет перевозчик.


<Статья 79 | Статья 80 | Статья 81>

Научно-практический комментарий:

1. Проверка груза при выдаче составляет одну из операций с грузом, имеющую, как и любая иная операция с грузом, как коммерческую, так и юридическую стороны. Юридическое значение данного действия состоит в том, что результаты проверки груза являются доказательством наличия и размера ответственности перевозчика за несохранность груза (см. ком-ментарий к ст. 117 и ст. 119 настоящего Кодекса). При этом проверяется не только масса, но и количество груза, а также характер повреждений. Пункт 1 данной статьи устанавливает императивно обязанность как для перевозчика, так и для грузополучателя совместно проверить массу груза, который прибыл на судне с неисправными запорно-пломбировочными устройствами либо на самом неисправном судне, на судне, с признаками повреждений. Смысл того правила, что масса должна проверяться тем же способом, что и в порту отправления при погрузке груза на судно, в том, что при проверке массы иным способом данные могут быть ощутимо искажены. Если груз был принят к перевозке по массе, определенной грузоотправителем, то при определении массы поврежденных грузов также следует применять тот же способ, что был применен грузоотправителем (на этот счет КВВТ РФ правил не содержит, что следует признать пробелом). В случае, указанном в п. 1 данной статьи, проверяется масса всего прибывшего груза. По результатам такой проверки перевозчик обязан составить и выдать грузополучателю коммерческий акт (см. комментарий к главе 18 комментируемого Кодекса), который является одним из оснований для предъявления претензии к перевозчику. Правила данной статьи распространяются на отношения перевозчика и грузополучателя. При приемке груза в порту также проверяется масса и количество груза, и в случае его несохранности составляется акт общей формы. Это внутренний акт перевозчика, который не относится к коммерческим актам.
2. Если груз прибыл на исправном судне и с исправными запорно-пломбировочными устройствами, то проверка массы груза в этом случае может производиться только по соглашению сторон. Такое соглашение может содержаться в договоре перевозки, а также могут стороны договориться об этом и дополнительно (прямого запрета на этот счет нет). Если груз прибывает в исправной таре (пакетах) без каких-либо признаков ее повреждения, то масса по общему правилу не проверяется. Стороны могут установить соглашением необходимость проверки массы грузов и в этом случае. Как уже было указано, если при отправке масса груза определялась самим грузоотправителем, а также по стандарту, в этом случае масса проверяется только в отношении поврежденных грузов. При этом не помешало бы и на этот случай установить обязанность проверять массу способом, идентичным способу определения при отправлении груза.
3. Норма естественной убыли массы груза - это величина, на которую может понизиться масса определенного вида груза при нормальном ходе перевозки, исходя из свойств самого груза и их соотношения с перевозочным процессом. Иными словами, это предельно допустимая величина потери груза при нормальном ходе перевозки. Конкретно нормы естественной убыли определяются в правилах перевозки по конкретным видам грузов. Она устанавливается в виде процентного соотно-шения от массы груза, определенной в порту погрузки для перевозки, перевалки с внутреннего водного транспорта на же-лезнодорожный и обратно и для перегрузки из судна в судно. В соответствующем разделе Правил можно ознакомиться с такими нормами для тех видов грузов, которые там установлены. В Постановлении Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и материально-производственных запасов" указано, что такие нормы должны разрабатываться соответствующими органами исполнительной власти с учетом технических условий хранения и транспортировки ценностей, климатического и сезонного факторов. Эти нормы подлежат периодически пересмотру, по мере необходимости. В настоящее время еще не все из старых норм пересмотрены и утверждены, но порядок их установления при перевозке существенных изменений не претерпел. Нормы естественной убыли исчисляются в отноше-нии грузов, перевозимых в таре или упаковке в зависимости от массы брутто, а от массы нетто - в отношении грузов, перево-зимых без тары или упаковки. Нормы естественной убыли массы не применяются в отношении грузов: перевозимых в гер-метичной упаковке, жидких в стеклянной упаковке, гигроскопических и легко воспринимающих влагу (есть их перечень), в отношении некоторых фасованных грузов, в отношении рыбных грузов, затаренных в стандартную тару. Норма расхожде-ния в показаниях весов (+/- 0,1%) позволяет определить только степень точности весового прибора. Она не учитывает норму естественной убыли массы. Если масса груза в порту назначения по сравнению с массой в порту отправления (при приеме груза к перевозке) не превышает норму естественной убыли и норму расхождения показаний весовых приборов, масса счи-тается правильной, то есть такой, какая должна быть в порту назначения исходя из массы, определенной при приеме груза к перевозке.
4. Как уже указывалось при рассмотрении п. 1 данной статьи, при приемке груза в порту может также обнаружиться тот или иной признак несохранности груза: недостача, порча, повреждение груза. В этом случае, как уже указывалось, перевозчик должен составить внутренний акт о такой несохранности, который не является коммерческим актом и является сугубо внутренним документом перевозчика. Он не является основанием для предъявления претензии, но служит одним из доказательств несохранности груза, ее характера и размера. При этом, кончено, составляется и коммерческий акт, выдаваемый грузополучателю. В рассматриваемом случае на перевозчика императивно возлагается обязанность определить размер несохранности и сумму, на которую понизилась стоимость груза. Все расходы в данном случае, в том числе на привлечение и оплату услуг оценщиков и иных экспертов, несет перевозчик.