Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 8. Содержание внутренних водных путей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются администрациями бассейнов внутренних водных путей за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 2 статьи 8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Проведение путевых работ на подходах к портам, не указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в пунктах отстоя обязаны осуществлять владельцы данных портов и пунктов отстоя по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений администрациями бассейнов внутренних водных путей осуществляется в соответствии с правилами содержания внутренних водных путей и правилами содержания судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ пункт 3 статьи 8 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Работы по содержанию внутренних водных путей, путевые работы (в том числе работы по устройству и содержанию рейдов), работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений осуществляются без специальных разрешений и согласования.


<Статья 7 | Статья 8 | Статья 9>

Научно-практический комментарий:

1. Рассматриваемая статья определяет источники финансирования работ по содержанию ВВП и береговой инфра-структуры, распределяя их среди средств федерального бюджета и средств, поступающих из иных источников. Также данная статья императивно распределяет обязанности по содержанию ВВП, СГТС и иных объектов инфраструктуры между БУГУ на ВВТ и владельцами портов необщего пользования и пунктов отстоя судов.
Путевые работы (дноуглубительные, дноочистительные, выправительные, тральные, изыскательские, работы по со-держанию и устройству СНО и вспомогательных объектов инфраструктуры) являются одной из основных составляющих работ по содержанию ВВП, СГТС и иных объектов инфраструктуры. Проведение капитального ремонта объектов капиталь-ного строительства регламентируется законодательством о градостроительной деятельности, но это тоже является деятель-ностью, обеспечивающей возможность содержания ВВП, хотя по смыслу ст. 3 КВВТ РФ это не относится к путевым рабо-там, но относится к судоходству. Путевые работы, по смыслу ст. 3 и комментируемого пункта, представляют собой одну из повседневных, либо периодических видов деятельности на ВВП. Понятие речного порта как неотъемлемой части транспорт-ной инфраструктуры дано в ст. 3 Кодекса, а подробно рассмотрено в комментарии к ст. 53 КВВТ РФ, а понятие территории и акватории портов, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 118-ФЗ, - в комментарии к ст. 55 настоящего Кодекса. Указание на порты общего пользования содержится в перечне портов (см. комментарий к ст. 53).
Рейд в порту - это часть его акватории, предназначенная и оборудованная для якорной стоянки судов.
Акватория порта - это прилегающий к его территории район водного пути, на котором базируются портовые сооружения.
Портовые ГТС - это причалы, дебаркадеры, молы, пирсы, волноломы и иное.
Судоходные ГТС - это устройства и сооружения, непосредственно предназначенные для обеспечения движения судов и безопасности судоходства, например шлюзы. Понятие пункта отстоя также дано в ст. 3 Кодекса.
Таким образом, вся инфраструктура ВВТ как единого комплекса состоит из путевой, береговой и содействующей ин-фраструктур. Одной из неотъемлемых ее частей является система связи на ВВТ, играющая одну из первостепенных ролей в обеспечении безопасности судоходства. Внутренний водный транспорт (как впрочем, и все иное) отличается тем, что его развитие в настоящее время происходит под эгидой многочисленных и весьма объемных программ, инвестиционных про-грамм, проектов и так далее. Развитие инфраструктуры ВВП невозможно вне участия методов государственного планирова-ния, и федеральные целевые программы являются одним из наиболее эффективных в этом отношении средств. Развитие ВВП предусматривалось Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы в России (2002 - 2010 гг.)", предусматривается и в Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы в России (2010 - 2015 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2008 г. N 377. Развитие ВВТ и ВВП предусматривается там в виде подпрограммы. Данные документы еще будут упомянуты далее, здесь же можно заметить, что в числе прочего эти про-граммы касаются и совершенствования систем связи и в целом информационных систем на ВВТ. В самом общем виде сис-тема информационного обеспечения на ВВТ состоит из следующих компонентов: автоматизированные системы управления движением судов (СУДС, АСУДС), которые внедряются в первую очередь на важнейших ВВП страны; АИС - автоматизи-рованные информационные станции; системы мониторинга местоположения судов; непосредственно системы связи. Еще в 2003 г. было решено и сейчас осуществляется внедрение радиолокационных систем на судах и береговых объектах, отве-чающих современным международным стандартам, а также внедрение спутниковых систем - ГНСС (глобальных навигаци-онных спутниковых систем) ГЛОНАСС и GPS. Кроме того, открытие ВВП России для международного судоходства требует и перехода действующей УКВ - радиосвязи с диапазона 330 - 336 МГц на диапазон 156 - 152 МГц, или, как называют, с "речного" на "морской" диапазон. По оценкам специалистов, такой переход требует в среднем привлечения средств в разме-ре 30 - 35 млн. долларов. На переходном периоде речной диапазон является основным, а морской - резервным. Что касается внедрения ГЛОНАСС/GPS, то еще в 2003 г. была утверждена и опубликована Концепция создания и использования диффе-ренциальных подсистем ГНСС ГЛОНАСС/GPS на внутреннем водном транспорте. Задачи в ней определены на период до 2011 г. Предусматривается три основных пути внедрения: создание системы электронных навигационных карт; мероприятия по созданию и организации эксплуатации подсистем ГНСС; мероприятия по интеграции бассейновых ГНСС и систем связи. В целом данные программы в области связи и информационных систем позволяют реализовывать их одновременно как на бассейновом уровне, так и интегративно, чему вполне соответствует правило п. 1 рассматриваемой статьи относительно выполнения работ по обеспечению связи БУГУ на ВВТ. Уже в 2003 - 2004 гг. планировалось передать имущество технологической связи на баланс и в оперативное управление ГБУВП и С. В целом относительно связи на ВВТ можно ознакомится с текстом Концепции развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденной Постановлением Минтранса России от 28 октября 2003 г. Срок ее действия определен до 2010 г., основные задачи в этой области дифференцированы на три уровня: отраслевого, бассейнового и уровня хозяйствующих субъектов, то есть организаций ВВТ. На бассейны там возложены такие задачи, как управление развитием сетей КСЭ в границах закрепленных ВВП; реализация государственных программ развития КСЭ; разработка и реализация бассейновых проектов развития связи; создание в установленных районах СУДС, включая мониторинг судов; координация развития информационно-управляющих систем хозяйствующих субъектов в границах закрепленных ВВП и иные. В целом если предполагать надлежащее финансирование, то бассейны должны справляться с данными задачами. О связи на ВВТ еще будет несколько упомянуто в комментарии к главе 6. Что же касается источников финансирования содержания ВВП, то п. 1 императивно определяет в качестве таковых средства федерального бюджета. Также допускает пункт использования БОГУ на ВВТ источников от собственной деятельности, иных не запрещенных законом источников. Финансирование же в целом инфраструктуры ВВП часто не отвечает требуемым объемам затрат.
2. В свое время (в 2005 г.) представителями Минтранса России вполне обоснованно констатировалось, что прекраще-ние с января 2005 г. финансирования инфраструктуры ВВП из региональных (субъектов Федерации) бюджетов привело к потерям на сумму более 400 млн. руб. Эта цифра была приведена министром транспорта РФ на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ, наряду с тем, что в течение многих лет финансирование объектов инфраструктуры ВВП за счет средств федерального бюджета осуществлялось в размере не более чем 60% от необходимого. Предлагалось изменить систему финансирования ВВТ, осуществляя его согласно ст. 177 БК РФ - сейчас она исключена из Бюджетного кодекса РФ, да и в целом бюджетная политика и обеспечивающая ее правовая бюджетная сфера - тема отдельная и объем не позволяет подробно ее коснуться. А что касается самой ситуации в бюджетных отраслях - все достаточно ясно. Так или иначе действующая редакция ст. 8 комментируемого Кодекса определяет источником финансирования федеральный бюджет. Существует предложение о дифференциации бюджетной сферы источников финансирования содержания объектов инфраструктуры ВВП на источники из федерального бюджета и источники бюджетов субъектов РФ, по аналогии с автотранспортным сектором. Рассматривался проект Федерального закона "О внутренних водных путях Российской Федерации", в котором и предполагалось разграничить ВВП на федеральные и региональные - этого закона сейчас нет. Может и есть в этом рациональное зерно, но при этом следует и учитывать тот факт, что в некоторых небезызвестных субъектах уровень дорог, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если сохранять источник только за федеральным бюджетом, следует обеспечивать максимальный контроль за движением выделяемых средств, а также допускать возможность привлечения иных источников. В частности, ГБУВП и С могут в рамках уставной правосубъектности заниматься не запрещенной законом деятельностью. К примеру, оказание услуг портовым флотом, издание и реализация специальной литературы, оказание сторонним организациям услуг связи и иное. В рамках Программы развития транспортной системы РФ подпрограмма "Внутренние водные пути" реализуется в виде федеральной адресной инвестиционной программы. На период до 2008 г. были определены всего 274 приоритетных объекта на ВВП в качестве источника финансирования. На период 2008 - 2010 гг. определен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям морского и речного транспорта. Применительно к ВВТ субсидии будут предоставляться в первую очередь для решения задач обеспечения безопасности судоходства на ВВП в установленных границах, а также на обводнение реки Москвы и ее притоков. Главным распорядителем бюджетных средств определено Федеральное агентство морского и речного транспорта, а с конкретным указанием границ ВВП, в которых осуществляется субсидирование, можно ознакомиться в тексте Приказа Минтранса России от 26 декабря 2007 г. N 198.
3. Владельцы объектов береговой инфраструктуры, не указанных в рассмотренном пункте, то есть в портах необщего пользования и в пунктах отстоя судов (впрочем, последние часто являются объектом владения ГБУВП и С, и из смысла рас-сматриваемой статьи неясно, распространяется ли в этом случае действие п. 2 этой статьи на такие пункты отстоя), обязаны осуществлять работы по содержанию ВВП, как это следует из буквального толкования п. 2 рассматриваемой статьи, пре-имущественно за счет средств от собственной деятельности. Но эта норма не должна являться препятствием для привлече-ния, в случае необходимости, бюджетных средств (см. комментарий к ст. 9 КВВТ РФ). Согласование таких работ с БОГУ на ВВТ является императивным требованием, направленным прежде всего на обеспечение безопасности судоходства. Согласовываться должны сроки работ, периодичность, объем, возможные последствия, необходимость проведения предварительных экспертиз и иное. Пункт 3 рассматриваемой статьи освобождает от наличия специальных разрешений на проведение путевых работ, что следует признать объективным. Но при этом, в случаях привлечения для выполнения путевых работ специализированных организаций, выполняющих работы, требующие соблюдения лицензионного порядка (такие организации привлекаются нередко), такой порядок должен быть ими соблюден.