Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 72. Размещение и крепление грузов на судах

1. Способы размещения и крепления грузов на судах с указанием необходимых для погрузки, крепления и перевозки грузов приспособлений и материалов, а также нормативов предоставления таких приспособлений и материалов устанавливаются техническими условиями погрузки и крепления грузов, разработанными и утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а при их отсутствии - планами размещения грузов на судах, разрабатываемыми перевозчиками.

2. В случае, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, необходимые для погрузки, крепления и перевозки груза приспособления и материалы предоставляются, устанавливаются и снимаются соответственно грузоотправителем, грузополучателем за свой счет. В случае, если выгрузка груза осуществляется перевозчиком, такие приспособления и материалы выдаются грузополучателю вместе с грузом.


<Статья 71 | Статья 72 | Статья 73>

Научно-практический комментарий:

1. Юридически способы размещения и крепления грузов на судах имеют значение правил, аналогичных, скажем, пра-вилам определения массы грузов или правилам перевозки. Единственная специфическая черта их состоит в том, что если правила перевозок и иные конкретизирующие нормы унифицированы, принимаются исключительно на федеральном уровне транспортным ведомством и не допускают в принципе их замены аналогом локального уровня или территориального уровня (это не следует отождествлять с местными правилами), то они принимаются для конкретизации норм, содержащихся в правилах, принятых на федеральном уровне, и они не должны им при этом противоречить. Разработку правил размещения и крепления грузов на судах КВВТ РФ относит к компетенции как федерального подзаконного нормотворчества, так и самих перевозчиков. Такой вывод можно сделать из содержания п. 1 комментируемой статьи, если отсутствуют такие правила, принятые уполномоченным транспортным ведомством на федеральном уровне, применяются правила размещения и крепления грузов, разрабатываемые самими перевозчиками. Закон ничего не говорит о том, обязаны ли перевозчики разрабатывать данные правила в случае отсутствия их на федеральном уровне, но учитывая, что от размещения и крепления грузов зависит во многом сам исход перевозки, такие правила у перевозчика должны быть в случае отсутствия федеральных.
План размещения грузов на судне, как правило, является составной частью грузового плана (графического изображе-ния схем и способов расположения каждой партии грузов на судне на конкретный рейс). Этот план разрабатывается для того, чтобы обеспечить в процессе перевозки сохранность груза, возможность соблюдения норм и требований безопасности, сохранение дифферента и продольной устойчивости судна, оптимальное в коммерческом отношении и безопасное в техни-ко-эксплуатационном отношении грузовместимости судна, возможность погрузки и выгрузки грузов в установленные сроки. По сути, основная цель грузового плана - это обеспечение наиболее оптимального размещения грузов на судне исходя из их свойств, характеристик судна, характера предстоящей перевозки и рейса. Как правило, для этого определяются: количество грузов определенного рода, которое может быть принято к перевозке, распределение массы грузов по грузовым помещениям (местам, отсекам), дифферент и устойчивость судна. Для непосредственно определения оптимального размещения грузов необходимы также данные относительно:
высоты бортов и осадки без груза и с грузом;
масса груза (до кг), изменяющая осадку судна на 1 см;
центра тяжести судна;
водоизмещение без груза и с грузом;
скорость без груза и с грузом.
В плане размещения должно быть достигнуто такое расположение грузов, чтобы их масса равномерно была распределена по ширине и по длине судна. В правила размещения и крепления грузов на судах могут эксплицироваться нормы правил перевозки определенных видов грузов, например, скоропортящиеся грузы нельзя размещать вблизи источников нагревания, но лишний раз дублировать их в грузовом плане нет необходимости.
2. Средства крепления грузов (такелаж, стойки, распорки и иное) по общему правилу предоставляются грузоотправи-телем, но это диспозитивная норма. Диспозитивный характер также носят и аналогичные правила относительно приспособ-лений для погрузки и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) по установке и снятию таких приспособлений. Сто-роны могут в договорах (в том числе организационном) и перенести данную группу обязанностей на перевозчика, а также обратиться за этим к услугам иного лица. Это же, если говорить по смыслу п. 2 комментируемой статьи, может распростра-няться и на несение расходов на такие работы.