Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 69. Предъявление и прием груза для перевозки

1. Грузоотправитель до предъявления груза для перевозки обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ пункт 2 статьи 69 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Транспортная тара и упаковка должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Качество грузов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству.

3. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.

Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя.

Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной.

В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в пункт 4 статьи 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Грузоотправитель обязан нанести на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировку в соответствии с требованиями к маркировке груза, установленными законодательством Российской Федерации, и правилами перевозок грузов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в пункт 5 статьи 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной сертификаты или декларации о соответствии, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок устанавливаются правилами перевозок грузов.


<Статья 68 | Статья 69 | Статья 70>

Научно-практический комментарий:

1. Обязанности перевозчика подать судно к погрузке груза и обязанность грузоотправителя предъявить груз к перевоз-ке являются взаимно корреспондирующими. Комментируемая статья в общих чертах регламентирует одну из групп таких обязанностей - обязанности контрагентов в рамках предъявления и приема груза к перевозке - этим очерчивается предмет регулирования данной статьи. Рассматриваемые обязанности и корреспондирующие с ними права контрагентов в договоре перевозки не относятся к тем, которые порождаются самим договором. Их юридическое значение состоит в подготовке суд-на и груза к перевозке и документарной фиксации этого, организационные моменты данной стадии согласовываются в заяв-ках или в организационном договоре.
Так же, как состояние судна должно обеспечивать сохранность груза в течение перевозки, так же и груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы минимизировать или исключить угрозу безопасности перевозки, обеспечить сохранность груза, судна и контейнеров. Данные обязанности по подготовке груза носят императивный характер и адресованы исключи-тельно грузоотправителю. Что касается сохранности судна, то здесь обязанность грузоотправителя распространяется только на те стороны обеспечения такой сохранности (недопустимости, отсутствия риска повреждения или гибели судна), которые связаны со свойствами груза, но не судна или его помещений - это уже обязанность перевозчика. Если контейнеры поданы перевозчиком, то в отношении сохранности контейнеров сфера обязанностей грузоотправителя также очерчивается свойствами и качеством подготовки груза. Если сами контейнеры подаются грузоотправителем, такая обязанность распространяется и на контейнеры. Конкретные правила подготовки груза к перевозке определяются свойствами самих грузов и содержатся в соответствующих разделах Правил перевозки грузов, с чем грузоотправитель непременно должен быть ознакомлен, и это его обязанность. Всего в Правилах есть 24 раздела о перевозках конкретных видов грузов (разделы 25 - 47 и раздел 49 Правил).
В случае если грузоотправитель не подготовил груз надлежащим образом, перевозчик вправе его не принимать к перевозке, но это следует из общего смысла гражданского законодательства, в силу указания на это в ст. 793 ГК РФ, но указания весьма туманного, а что касается норм КВВТ РФ об ответственности грузоотправителя, то в ст. 120 настоящего Кодекса, посвященной ответственности грузоотправителей (см. комментарий), нет конкретной нормы об ответственности грузоотправителя за неподготовленный груз. Там есть лишь нормы об ответственности за неправильное указание в транспортной накладной свойств и наименования груза, об ответственности за неправильное указание особых отметок и мер предосторожности, а также за сверхнормативный простой судна, допущенный по вине грузоотправителя. Но в любом случае перевозчик вправе требовать от грузоотправителя подготовить груз надлежащим образом, взыскав с него штраф за сверхнормативный простой судна в порядке, определенном п. 2 ст. 120 комментируемого Кодекса (см. комментарий), если это вызвало простой сверх нормативного времени погрузки. Что касается Правил перевозки, то там есть лишь указание, что если при осмотре груза (тары) будут замечены недостатки, вызывающие опасения несохранности груза в пути, груз к перевозке не принимается (императивная норма) до приведения его в состояние, обеспечивающее его сохранность при перевозке.
Обязанность грузоотправителя обеспечить соответствие транспортной тары и качества груза (п. 2 комментируемой статьи) действующим ГОСТам и техническим условиям на продукцию является составной частью обязанности подготовить груз к перевозке, если этого сделано не было - последствия аналогичны указанным выше.
2. Как уже указывалось, основным транспортным документом при грузовых перевозках по ВВП является транспорт-ная накладная, которая должна быть приложена грузоотправителем наряду с другими необходимыми документами (см. далее) к грузу при его предъявлении и заполнена в порядке, установленном в разделе 3 Правил перевозки грузов, посвященном заполнению накладных. Основные правила заполнения накладных уже были рассмотрены выше: в накладной указываются данные о сторонах и подробное описание рода, массы и количества груза с указанием его свойств. Все это должно быть указано до мельчайших подробностей. Накладная должна заполняться ясно и отчетливо (при перевозке некоторых видов грузов Правилами установлена необходимость указания прописью некоторых данных, в частности, количества грузовых мест при сдаче груза транспортными пакетами), не допускаются исправления, подчистки, зачеркивания и помарки. Дополнительные документы подшиваются к накладной с верхней части оборотной стороны. Помимо общих правил, содержатся правила заполнения накладных на перевозку конкретных видов грузов: на перевозку сухогрузов, на перевозку грузов в универсальных контейнерах, на перевозку нефтегрузов наливом, на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении (о последнем см. комментарий к главе 14 Кодекса). Обязательным реквизитом любой транспортной накладной является подпись грузоотправителя, проставление которой имеет значение юридического факта, порождающего сдачу грузоотправителем груза и подтверждающего достоверность содержащихся в накладной сведений. Накладная должна заполняться на каждую партию груза, направляемую одному грузополучателю. При этом не допускается перевозка по одной накладной:
скоропортящихся грузов, продуктов и сырья животного происхождения вместе с другими грузами;
грузов, перевозимых с соблюдением особых условий (например, животных), с грузами, перевозимыми на общих осно-ваниях;
грузов насыпных или навалочных с грузами штучными или тарными;
грузов, хранение которых по их свойствам не допускается с другими грузами.
Во всех этих случаях должны составляться отдельные накладные. За достоверность сведений, содержащихся в на-кладной, грузоотправитель несет ответственность. Меры ответственности за недостоверность или неясность сведений, со-держащихся в транспортной накладной, определены п. 1 ст. 120 КВВТ РФ (см. комментарий), в комментарии к которой они рассмотрены, в частности весьма грозный размер штрафа (пятикратная стоимость провозной платы), который следует диф-ференцировать в зависимости от убытков перевозчика. Грузоотправитель не вправе препятствовать перевозчику в осуществ-лении проверки достоверности сведений, содержащихся в транспортной накладной, если действия перевозчика по такой проверке не вредят грузу и не влекут убытков грузоотправителя. После предъявления груза и накладной, а также проверки содержащихся в ней сведений, перевозчик обязан (императивная норма) проставить на накладной календарный штемпель и выдать отправителю заполненную по установленной форме квитанцию о приеме груза к перевозке. Квитанция является до-казательством выражения воли перевозчика на принятие груза к перевозке и вступлению в договорные отношения по пере-возке, она же является документом, управомочивающим на предъявление претензии к перевозчику.
3. Требования относительно маркировки грузов, тары и транспортные пакеты, адресованные грузоотправителю, также являются императивными (п. 4 комментируемой статьи). Данная обязанность грузоотправителя конкретизирована и в п. 8 раздела 1 Правил перевозки. Цель маркировки - обеспечить индивидуализацию грузов, а значит, и их сохранность. Это, конечно, не единственная мера по сохранности груза со стороны отправителя, но одна из необходимых. Каждое грузовое место должно быть замаркировано в соответствии с ГОСТ 14192 "Маркировка грузов". Данный документ, разработанный и применяемый как межгосударственный в рамках СНГ, весьма объемен. Он содержит ссылки на 9 ГОСТов и несколько подробных разделов, включая образцы маркировочных обозначений. Любая маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
Кроме того, допускается применять и предупредительные надписи, если невозможно выразить способ обращения с грузом манипуляционными знаками, например "Открывать здесь", "На верх не ставить" и иные. Общие правила относитель-но содержания маркировки установлены разделом 3 ГОСТа и параграфом 9 раздела 1 Правил перевозки. Таким образом, маркировка состоит из четырех видов информационных групп. Первая из них - манипуляционные знаки. Они представляет собой изображения, указывающие на способы обращения с грузом и представлены в виде рисунков или знаков, образцы которых определены в соответствующих разделах ГОСТа 14192. Например, там содержится таблица из трех столбцов: в первом указывается номер и наименование знака, во втором - его вид, образец и в третьем - назначение знака. В частности, знак N 4 - надпись "Фото" на английском языке, взятая сверху и снизу в пунктирную линию. Она обозначает, что любой вид излучения может влиять на свойства груза и изменять их, например непроявленные пленки. Второе - это основные надписи. Они должны содержать полное наименование грузополучателя, наименование пункта назначения, порта перегрузки, количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии (указывается дробью). Количество грузовых мест и порядковый номер указываются при перевозке: разнородных или разносортных грузов в однотипной таре, однородных грузов в разнотипной таре, однородных грузов при недопустимости смешения сортов в партии, комплектов оборудования. Дополнительные надписи должны содержать:
наименование грузоотправителя;
наименование порта отправления;
надписи транспортных организаций.
Информационные надписи содержат:
массу брутто и нетто грузового места;
габаритные размеры (если они выше одного метра);
объем грузового места.
При перевозке грузов пакетами на каждом пакете должны быть основные, дополнительные и информационные надпи-си. Маркировка должна быть ясно видимой и разборчивой, если применяется старая тара, то прежняя маркировка должна быть уничтожена отправителем. Более подробное представление о маркировке можно получить только изучая ГОСТ и раз-дел 1 Правил по первоисточникам.
4. Помимо транспортной накладной, на грузоотправителя императивно возлагается обязанность приложить к грузу и иные необходимые в соответствующих ситуациях документы (п. 5 комментируемой статьи). Конкретный набор таких доку-ментов определяется родом груза (например, карантинные и ветеринарные документы при перевозке животных), видом пе-ревозки (таможенные документы при пересечении границы) и иными обстоятельствами, а их формы устанавливаются в под-законных актах соответствующими ведомствами в рамках их компетенции. В частности, при пересечении таможенной гра-ницы должна прилагаться целая масса сопроводительных и удостоверяющих документов, основные среди которых следую-щие. Грузовая таможенная декларация (ГТД) - документ, выполняющий декларативную, заявительную и удостоверяющую функции. В ней содержатся номер грузового документа, по которому груз принят на таможню, наименование судна, тариф-ное наименование товара (груза), цена и стоимость партии товара, а также перечень прилагаемых документов. Посредством ГТД сообщаются все необходимые сведения о товаре и о внешнеторговой операции, опосредуемой данной перевозкой, заяв-ляется о законности внешнеторговой сделки и подтверждается законность вывоза (ввоза) данных видов грузов. Экспортная и импортная лицензии - документы, выдаваемые на основании заявления экспортера или импортера и содержащие разрешение на экспорт указанных товаров в определенный период (экспортная лицензия) и разрешение на вывоз определенного количества товаров за определенный период на оговоренных в лицензии условиях (импортная лицензия). Грузовая декларация - группа документов (применяется на участках ВВП с морским режимом судоходства, на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г.), содержащих все необходимые для таможни данные о грузе. Что касается такого документа, как декларации об опасных грузах, то его обязан подготовить грузополучатель. Нет возможности рассмотреть содержание и функции всех таможенных документов, но если они определены таможенными правилами (имеется в виду Таможенный кодекс РФ и принятые в его исполнение подзаконные акты ГТК и иных ведомств), их наличие является обязательным. Оформление таможенных документов (таможенное оформление) при вывозе товаров начинается с момента представления таможенной декларации (ст. 60 Таможенного кодекса РФ) либо с момента совершения действий, свидетельствующих о намерении совершить таможенное оформление. В п. 2 ст. 74 Таможенного кодекса РФ представлен перечень документов, которые перевозчик должен представить таможенному органу при международной перевозке речным транспортом:
общая декларация;
декларация о грузе;
декларация о судовых припасах;
декларация о личных вещах экипажа;
список членов экипажа судна (судовая роль), а также все документы, подтверждающие наличие и содержание догово-ра перевозки.
Среди последних и выделяются те, которые должны быть приложены к транспортной накладной грузоотправителем. Для подробного исследования всех данных документов требуется специальное изучение таможенного законодательства, чего не позволяет сделать объем. Что касается видов контроля при пропуске грузов и транспортных средств через Государственную границу РФ, то они определены Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 94 "О видах контроля, осуществляемых через государственную границу РФ", в частности: ветеринарный, фитосанитарный, карантинный, транспортный контроль, а также пограничный и таможенный контроль. Письмом Федеральной таможенной службы от 14 декабря 2006 г. N 06-73/44165 "О номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю" установлена номенклатура товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю.
Сертификаты, паспорта качества, удостоверения и другие документы фиксирующего и удостоверяющего значения могут требоваться как при пересечении таможенной границы, так и без него. Например, сертификат качества, представляющий собой свидетельство об удостоверении качества груза и его соответствие условиям перевозки. В нем также содержатся и условия о соответствии его условиям договора грузоотправителя с получателем в рамках их договорных отношений. Дело в том, что во всех подобных документах груз рассматривается не только (зачастую и не столько) как груз, но прежде всего как товар, что накладывает отпечаток на содержание и направленность составляющих его сведений. Они шире, чем те, которые характеризуют статус предмета только как груза. Ветеринарное свидетельство - документ, удостоверяющий, что перевозимые животные или птица не инфицированы возбудителями инфекционных заболеваний и не имеют паразитарных заболеваний, а также содержащий данные о вакцинации и иных видах обработки и сведения о происхождении животных (птицы). Санитарное свидетельство - документ, удостоверяющий, что перевозимые (точнее, на данной стадии еще предъявляемые к перевозке) продукты пищевые и продукты животноводства пригодны для потребления людьми, и указывающий формы (средства и методы) проведенного контроля. Аналогичное значение имеет фитосанитарное свидетельство относительно продуктов растительного происхождения. Карантинные сертификаты или свидетельства выдаются в целях удостоверения, что перевозимый груз не заражен болезнями и вредителями и происходит из региона, благополучного в карантинном отношении. Карантинные свидетельства требуются только для определенных видов грузов, чаще всего семян, шерсти, хлопкового волокна, саженцев, табака-сырца, сухофруктов и иных. Паспорта качества должны прилагаться к накладной на грузы, для которых такие документы предусмотрены изготовителем и условиями договора грузоотправителя с получателем. Ими удостоверяются потребительские свойства груза, обусловленные самим его назначением.
Следует заметить, что все ГОСТы и иные стандарты, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в своем составе имеют два вида норм - императивные и рекомендательные. Императивные нормы - о соответствии товара (продукта, который здесь рассматривается как груз) требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, безопасности для окружающей среды, требования относительно единства контрольных средств и методов, а также маркировки и взаимозаменяемости товаров. Иные нормы могут носить и рекомендательный характер. Поэтому для перевозки ВВТ требуется указание в законе относительно обязательности таких императивных норм - не важно, в самом ли КВВТ РФ, как это имеет место в комментируемой статье (но лишь в общих чертах - КВВТ РФ отсылает к законодательству о технической регламентации), или в законодательстве о технической регламентации. А что касается рекомендательных норм, то для того, чтобы они имели силу обязательных, требуется ссылка сторон в договоре, причем на весь документ (ГОСТ), а не на отдельную его часть. Это касается договора грузоотправителя с контрагентом - грузополучателем.
5. Сроки прекращения обязательного приема грузов к перевозке определяются на основании указанных выше правил, в зависимости от сроков навигации, навигационных условий. Они содержатся в Правилах перевозки в табличной форме. Ни КВВТ РФ, ни правила перевозок не определяют императивно этот срок как пресекательный. Стороны могут договориться о приеме к перевозке груза и по истечении данного срока, если позволяют навигационные условия. В случае если груз был принят к перевозке после наступления данного срока, подлежат применению правила п. 3 ст. 84 комментируемой главы, которые и будут рассмотрены в комментарии к данной статье.
6. Как уже указывалось, РФ присоединилась к Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) (Федеральный закон от 16 февраля 2007 г. N 33-ФЗ). С полным текстом данной Конвенции можно ознакомиться по реквизитам данного Закона, а также непосредственно по тексту самой Конвенции. Согласно п. 1 ст. 2 Кон-венции о договоре перевозки грузов по ВВП, она применяется к любому договору перевозки, в соответствии с которым порт погрузки или место приема груза и порт разгрузки или порт сдачи судна расположены в двух различных государствах, из которых по крайней мере одно является государством - участником настоящей Конвенции. Если договор предусматривает выбор между несколькими портами разгрузки или местами сдачи, таким портом или местом сдачи является тот (то), в кото-ром фактически был сдан груз. Если это перевозка без перевалки как по ВВП, так и по путям с режимом морской перевозки, Конвенция тоже применяется при соблюдении рассмотренных условий, за исключением случаев, когда в соответствии с применимым морским законодательством составлен морской коносамент и когда расстояние, которое предстоит пройти по путям с морским режимом перевозки, является более длинным. Конвенция применяется независимо от места регистрации, порта приписки и национальной принадлежности судна, независимо от того, является ли судно судном внутреннего или морского плавания, а также независимо от национальной принадлежности, домициля, места нахождения или пребывания сторон договора и грузополучателя. Обязанности грузоотправителя на рассматриваемой стадии регламентируются ст. 6 Конвенции. Они по своей природе и по своему составу практически идентичны рассмотренным выше:
обязанность предоставить в письменной форме данные о грузе (размеры, вес и количество мест, идентификационную маркировку, характер, особенности и свойства груза, указания об административном и таможенном режиме груза, иные сведения);
обязанность предоставить все необходимые сопроводительные документы.
Отдельно устанавливается обязанность отправителя упаковать груз таким образом, чтобы предупредить его потерю или повреждение с момента принятия и до сдачи и исключить возможность причинения им ущерба судну или другому грузу, если этого требует характер груза и согласованные транспортные операции. При условии соблюдения перевозчиком своих обязательств (имеются в виду обязательства на данной стадии), отправитель должен погрузить, уложить и закрепить груз в соответствии с практикой судоходства, но это диспозитивная норма. Стороны в договоре могут договориться об ином рас-пределении такой обязанности. В последующих статьях комментария к данной главе еще будут приводиться некоторые правила Конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям, но полностью с ней лучше ознакомиться по самому ее тексту.