Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 67. Договор перевозки груза

1. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 2 статьи 67 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.

3. Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

4. Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей.


<Статья 66 | Статья 67 | Статья 68>

Научно-практический комментарий:

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится легальная дефиниция (определение) договора перевозки груза на ВВТ. Дефиниция сформулирована, по сути, аналогично п. 1 ст. 786 ГК РФ о договоре перевозки груза вообще. Здесь видны сторо-ны договора и основные их обязанности. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить своевременно и в сохранности переданный грузоотправителем к перевозке груз в порт (пункт) назначения с соблюдением правил перевозки и передать груз грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу, а грузополучатель обязуется уплатить за перевозку провозную плату.
По своей конструкции договор перевозки груза на ВВТ, так же как он сформулирован и в ГК РФ, является возмездным (услуга и плата за нее), взаимным (встречное предоставление) и реальным (он считается заключенным с момента передачи груза к перевозке и документального оформления такой передачи - составления транспортной накладной, дорожной ведомости и выдачи квитанции о приеме груза к перевозке). Реальный договор регулирует отношения сторон с момента передачи груза, а отношения по подаче судна к перевозке и предъявлению груза для перевозки, предшествующие заключению договора перевозки, регулируются КВВТ РФ и правилами перевозок грузов.
Стороны договора перевозки груза - грузоотправитель и перевозчик. Можно встретить еще их обозначение как субъ-ектов транспортного обязательства. Что касается грузоотправителя, то им может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель как участники гражданского оборота. Если это физическое лицо, перевозящее груз для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, то будет иметь место договор перевозки груза для личных (бытовых) нужд. Перевозчик - это судовладелец - транспортная организация или индивидуальный предприниматель, получившие в указанном выше порядке лицензию на перевозки внутренним водным транспортом грузов. Как уже указывалось, подавляющее большинство перевозчиков на ВВТ являются перевозчиками общего пользования, сведения о них периодически публикуются в сборнике правил и тарифов, но отсутствие либо неполнота информации о перевозчиках общего пользования никак не влияют на права контрагентов в транспортных обязательствах. Поэтому договор перевозки груза на ВВТ является публичным, то есть никто из перевозчиков не может оказывать предпочтение одному лицу перед другим в заключении договора перевозки, если иное не будет прямо указано в законе или ином нормативном правовом акте. При необоснованном уклонении перевозчика от заключения договора применяются правила п. 4 ст. 445 ГК РФ. Он может быть в судебном порядке принужден к этому. Если перевозчик, имея лицензию, осуществляет перевозки ВВТ для собственных нужд, это не является договором перевозки груза в смысле правил гл. 40 ГК РФ и гл. 11 КВВТ РФ. Если грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице, то единственными участниками обязательства по перевозке груза будут перевозчик и грузоотправитель. Но чаще всего грузоотправитель указывает в качестве грузополучателя определенное третье лицо, которому груз должен быть выдан в порту назначения и в связи с этим на договор перевозки груза на ВВТ распространяется спор относительно природы договора перевозки груза вообще, спор, связанный с фигурой этого третьего лица - грузополучателя. Здесь существует три точки зрения, появившиеся еще в советской цивилистике. Согласно первой, грузополучатель, не совпадающий с грузоотправителем, является самостоятельной стороной в договоре, поэтому сам договор следует признать трехсторонним. Вторая точка зрения базируется на том, что грузоотправитель и грузополучатель, даже если они и не совпадают в одном лице, являются одной стороной в договоре. Согласно третьей точки зрения, которая наиболее распространена, договор перевозки груза в случае, если грузоотправитель и грузополучатель не совпадают, является договором в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Последняя точка зрения наиболее отвечает реальности: такой грузополучатель не заключает договор перевозки, то есть третьей стороной он не является; не является он также лицом, принимающим исполнение за отправителя, не является он и элементом одной стороны с грузоотправителем. Само право грузополучателя требовать выдачи ему груза вытекает не из договора перевозки как такового, а из тех договорных отношений (скажем, поставки), в которых он является контрагентом грузоотправителя. Эти договорные отношения предусматривают передачу вещи получателю, в данном случае - путем сдачи перевозчику для отправки (п. 1 ст. 224 ГК РФ), а само право получателя и обязанность принять вещь, которая приобретает в процессе перевозки статус груза (временно), возникают вследствие указания норм КВВТ РФ, а не из договора перевозки. Таким образом, договор перевозки груза на ВВТ - это договор в пользу третьего лица.
Предмет договора - услуги по перемещению в пространстве, по ВВП, материальных предметов, которые являются здесь грузами. Материализация, осуществление данной услуги перевозчиком и составляют его основную обязанность - дос-тавить в сохранности вверенный ему груз в установленные сроки в порт назначения. Что касается соблюдения при этом пра-вил плавания по ВВТ, правил перевозки отдельных видов грузов, то это уже обязанности, определенные строго исходя из специфики перевозки ВВТ, поэтому в ГК РФ они не указываются. Осуществляя перемещение груза в пространстве, перевоз-чик совершает операции и действия, внешне схожие с предметом иных видов обязательств, иных договоров. Например, обя-занность перевозчика обеспечить сохранность груза предполагает совершение им фактических действий, составляющих предмет договора хранения, производство им погрузочных и (или) разгрузочных работ сильно напоминает предмет договора возмездного оказания услуг, а сама выдача перевозчиком груза получателю по указанию отправителя схожа по своей природе с действиями агента в договоре агентирования. Но все эти обязанности и действия по их выполнению не дают основания считать договор перевозки смешанным договором. Все они охватываются главным моментом договора перевозки - его целью, которой является перемещение в пространстве материальных объектов, грузов. Что касается более подробного рассмотрения прав и обязанностей перевозчика, которые в любом случае опосредуют главную обязанность - доставить груз, то уместнее будет их рассмотреть далее, в комментариях к соответствующим статьям данной главы. Это же можно сказать и о правах и обязанностях грузоотправителя. Например, основная его обязанность - уплатить за перевозку груза провозную плату - будет рассмотрена в комментарии к ст. 75 настоящего Кодекса, специально посвященной этой обязанности. Все права и обязанности сторон, возникающие с момента заключения договора, составляют содержание договора перевозки груза. Речь о сроке договора перевозки груза тоже будет вестись далее (ст. 76 комментируемого Кодекса).
2. Форма договора перевозки груза на ВВТ - простая письменная, что соответствует правилу п. 2 ст. 785 ГК РФ и со-держится в п. 2 комментируемой статьи. Договор перевозки груза всегда оформляется документально, "протоколируется" транспортными документами. На ВВТ применяется система транспортной накладной - частная форма системы единого до-кумента, как это называют в цивилистике. Есть еще система коносамента, которая применяется на морских перевозках. Транспортная накладная - это документ установленной правилами перевозок грузов формы, в котором содержатся данные об отправителе, получателе, перевозчике и подробно фиксируется род, вид и количество груза. Согласно разделу 3 Правил перевозки грузов, транспортная накладная является основным перевозочным документом. Данный документ имеет важное юридическое значение. Он представляет саму письменную форму договора, имеет силу доказательства и является главным документом, дающим право на предъявление претензий к перевозчику в случае нарушения им своих обязанностей. Наклад-ная заполняется грузоотправителем и представляется вместе с грузом (см. комментарий к ст. 69 настоящего Кодекса). На ее основании составляется дорожная ведомость, а перевозчик обязан проставить на накладной календарный штемпель и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза к перевозке. Оба этих документа тоже являются подтверждением заключения договора, они тоже имеют силу доказательств и являются документами первичного учета. С момента, когда груз принят и составлены данные документы, договор считается заключенным, он вступает в силу.
Соответствующими разделами Правил перевозки грузов установлены подробные правила составления и заполнения транспортных документов (п. 3 комментируемой статьи), нет возможности их приводить здесь все - это весьма объемная информация, выходящая за пределы смысла комментария. Например, разделом 3 Правил устанавливаются правила заполнения транспортных накладных - в зависимости от вида груза (сухогрузы, грузы в контейнерах), а также общие правила заполнения накладных. В частности, накладная должна быть ясно и отчетливо заполнена (печатным текстом), не допускаются исправления, подчистки и помарки. Изменения и дополнения, внесенные в накладную перевозчиком после выдачи грузоотправителю квитанции, должны оговариваться и заверяться подписью ответственного за перевозку груза работника и календарным штемпелем ("слабоватое" правило - грузоотправитель не имеет порой никакой фактической возможности контролировать процесс перевозки в пути следования. Поэтому не помешало бы дополнить это правило обязанностью перевозчика вносить запись об этом в судовой журнал), все приложения к накладной должны быть прочно подшиты в верхней части ее оборотной стороны. Аналогичные подробные правила содержатся и в отношении иных транспортных документов.
3. Когда договор перевозки груза заключается с условием предоставления для перевозки всего судна или его опреде-ленных помещений, имеет место договор фрахтования, при котором фрахтователь обладает правами и обязанностями грузоотправителя (п. 4 комментируемой статьи). Данные договоры применяются при перевозках больших партий грузов и при отсутствии при этом организационного договора, что, впрочем, не исключает возможность фрахтования и при его наличии.