Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 66. Общие положения

1. Перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Порядок осуществления перевозок грузов устанавливается правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте (далее - правила перевозок грузов), утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Оказание физическим лицам услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (далее - правила оказания услуг), утвержденными Правительством Российской Федерации.


<Статья 65 | Статья 66 | Статья 67>

Научно-практический комментарий:

1. Перевозки грузов всегда являлись одной из важнейших функций транспорта как такового, сама данная отрасль воз-никла и развивалась именно вследствие потребности при возрастании и совершенствовании отношений обмена в перемеще-нии в пространстве материальных предметов, которые в процессе такого перемещения приобретают статус грузов. Такое перемещение является одним из важнейших условий нормального гражданского оборота, так как в его процессе осуществляется взаимодействие субъектов отношений по реализации ими экономических и иных интересов и эти интересы реализуются не иначе как в процессе поведения их носителей, то есть оно объективно всегда нуждается в правовом регулировании.
Комментируемая статья в общих чертах определяет основные моменты регулирования грузовых перевозок на ВВТ, ее недостаток - отсутствие указания на законодательство в данной области. Оно состоит из норм гл. 40 ГК РФ "Перевозка", раздела III ГК РФ "Общая часть обязательственного права", норм комментируемой главы КВВТ РФ, а также массы подза-конных нормативно-правовых актов, основные из которых будут несколько затронуты далее. Также сюда относятся и нормы международных договоров, о чем подробнее ниже. Еще одним пробелом в регулировании перевозок грузов на ВВТ является отсутствие норм об экспедиционной деятельности. Между тем такая необходимость есть, так как, например, перевозка груза в сопровождении представителей грузовладельца есть не что иное, как отношения транспортной экспедиции, поэтому в этом случае, в соответствующем объеме, субсидиарно подлежат применению и правила гл. 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция".
Экспедиционные отношения, возникающие в рамках оказания экспедиционных услуг, являются опосредующими сами отношения по перевозке. В данном случае грузоотправитель (грузополучатель) может обратиться к услугам специализиро-ванной экспедиционной организации, тогда правила гл. 41 ГК РФ подлежат применению в полном объеме, а может поручить сопровождение груза своему работнику (скажем, охраннику), тогда правила гл. 41 ГК РФ применяются с учетом отношений, в которых состоит грузовладелец и данный работник. Здесь акцент действия определенных норм об экспедиции как бы смещается более в сторону отношений перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя), о чем несколько подробнее будет указано в комментарии к ст. 69 и ст. 74 настоящего Кодекса. Но сама перевозка грузов порождает обязательства по перевозке, которые являются центром, ядром всей массы обязательств, которую называют транспортными обязательствами. Данные обязательства имеют общие черты, присущие любой перевозке, они также имеют специфику в зависимости от предмета перевозки (оказания транспортной услуги) и в зависимости от вида транспорта. Правила гл. 11 комментируемого Кодекса и диссоциированы из общей массы норм об обязательствах о перевозке по двум последним критериям:
это перевозка грузов;
это перевозка внутренним водным транспортом.
При использовании норм об обязательствах по перевозке на ВВТ действует общий принцип. Нормы подзаконных ак-тов не должны противоречить КВВТ РФ (если противоречат, то они не применяются), нормы КВВТ РФ должны соответст-вовать правилам ГК РФ (приоритет норм ГК РФ над иными источниками гражданского законодательства, к предмету кото-рого относятся обязательства по перевозке), нормы внутригосударственного права не должны противоречить нормам меж-дународного договора, в котором участвует РФ (РФ присоединилась к Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ)).
Пункт 1 комментируемой статьи в общих чертах указывает на некоторые элементы нормативной базы перевозок гру-зов на ВВТ, а также указывает на сохранение в данном виде деятельности элементов планирования. Что касается плановости как отличительной черты перевозок грузов вообще, то смысл ее в том, что сама специфика перевозочной деятельности предопределяет необходимость предварительного согласования условий перевозки. Все действия до момента заключения самого договора перевозки груза (ст. 785 ГК РФ), которым непосредственно регулируются правоотношения по перевозке груза, являются организационными по своему характеру - это преддоговорная стадия, а результаты встречных действий сторон на данной стадии обычно называют предпосылками заключения договора перевозки - здесь еще нет оферты и акцепта, здесь только создаются фактические условия для них. (Впрочем, сам договор перевозки может иметь консенсуальную конструкцию, в частности при фрахтовании, тогда все организационные моменты могут содержаться уже и в самом договоре.) В комментируемом пункте и устанавливаются такие формы предпосылок заключения договора перевозки, как заявки и организационные договоры или договоры об организации перевозок. Смысл заявок в том, что их подача формально, в документарной форме выражает согласование объемов предстоящих перевозок. Грузоотправитель заявляет о своих потребностях на перевозку, а перевозчик узнает о них. Это фиксируется путем подачи заявки. Формы заявок устанавливаются правилами перевозок, они могут меняться. Заявки целесообразно сохранять, в заявке указываются и сроки, в течение которых грузы будут подаваться к перевозке, а также вид грузов и их количество. Договор об организации перевозок, или организационный договор (раньше на ВВТ его называли навигационным), в общих чертах регулируется ст. 798 ГК РФ и представляет собой консенсуальный и взаимный договор, в котором стороны согласовывают объем и сроки перевозок грузов, договариваясь о том, что грузоотправитель будет в установленные сроки и в установленном объеме подавать, а перевозчик - принимать грузы к перевозке. Такая форма удобна при регулярных и долгосрочных перевозках, когда взаимодействие грузовладельца и перевозчика носит систематический и долгосрочный характер. Этот договор считается заключенным, только если согласованы объем и сроки подачи грузов и предоставления транспортных средств (судов) - это существенные условия договора. По своей природе организационный договор не является договором перевозки. Несколько подробнее о нем в комментарии к ст. 68 КВВТ РФ, которая специально посвящена данному договору.
Особый вид перевозок грузов представляют собой перевозки грузов для личных (бытовых) нужд. Здесь перевозчик является исполнителем услуги и грузоотправитель - потребителем такой услуги. В исполнение этого Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и иных нормативных актов о защите прав потребителей, а также с учетом специфики ВВТ как вида транспорта сотрудниками Научно-исследовательского центра правового обеспечения деятельности ВВТ (НИЦ ПОД ВВТ) разработаны Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72. Специфика такой перевозки обусловлена тем, что грузы для личных нужд не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Порядок оказания услуг по перевозке таких грузов определен разделом IV указанных Правил. Груз принимается по его предъявлении, без заявок, такие грузы сдаются для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной. Данный договор является реальным, возмездным и взаимным. Груз принимается по его предъявлении, без заявок, такие грузы сдаются для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной "Грузы для личных (бытовых) нужд" с указанием наименования и количества предметов. Погрузка груза на судно является обязанностью исполнителя (императивной), если такой груз принимается к перевозке в контейнерах, потребитель должен представить в 3 экземплярах опись с оценкой погруженных в контейнер предметов, контейнеры пломбируются исполнителем за счет потребителя. Исполнитель не позднее 12 часов до прибытия груза информирует об этом адресата, груз бесплатно хранится только в течение суток, не считая дня его прибытия. Такой груз выдается потребителю при предъявлении им квитанции о приеме груза и документов, удостоверяющих личность и место жительства потребителя, под расписку в дорожной ведомости, в которой должны быть указаны дата получения такого груза, номер документа, удостоверяющего личность, и место жительства потребителя. Ответственность перевозчика при перевозке груза для личных нужд регулируется правилами гл. 15 КВВТ РФ (см. комментарий), с учетом норм ГК РФ и указанного выше Закона РФ "О защите прав потребителей".
2. Подавляющее большинство перевозчиков на ВВТ являются перевозчиками общего пользования, что позволяет при-знать договор перевозки груза на ВВТ как публичный (ст. 426 ГК РФ). Но для признания перевозчика перевозчиком общего пользования требуется ряд императивных условий, которые в сжатой форме указаны в п. 2 комментируемой статьи. Одно из таких условий - осуществление перевозок специализированной транспортной организацией или индивидуальным предпри-нимателем, для которых перевозки являются коммерческой деятельностью, - прямо содержится в данном пункте. Второе условие - наличие лицензии на перевозку внутренним водным транспортом грузов. Такая деятельность является лицензион-ной в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. комментарий к ст. 5 Кодекса), по-рядок получения, выдачи, аннулирования лицензии на перевозку грузов ВВТ содержится в Положении о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490. Лицензирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, срок действия лицензии составляет 5 лет, он может быть продлен в порядке переоформления лицензии. В п. 4 данного Положения содержится развернутый пере-чень лицензионных требований и условий, которые являются основанием для получения лицензии и для самой перевозочной деятельности. Их нарушение влечет аннулирование лицензии. Это такие требования, как:
1) наличие у лицензиата на законном основании судов, предназначенных для перевозок и допущенных к плаванию;
2) наличие договора страхования жизни и здоровья членов экипажа;
3) соблюдение лицензиатом требований безопасности судоходства (гл. 6 КВВТ РФ), правил плавания, правил перево-зок грузов и правил предотвращения загрязнения с судов;
4) наличие должностного лица, ответственного за перевозки грузов, имеющего стаж работы в данной области не менее 3 лет;
5) наличие у лицензиата должностного лица, ответственного за перевозку опасных грузов и имеющего стаж такой ра-боты не менее 3 лет, и иные условия. Всего 9 пунктов. Помимо документов, указанных в ст. 9 Федерального закона "О ли-цензировании отдельных видов деятельности" (см. комментарий к ст. 5 Кодекса), соискатель должен представить и иные документы, установленные Положением, в частности: копии документов об образовании и квалификации должностного лица, ответственного за перевозки грузов; копию удостоверения на право управления судном, если перевозки будут осуществляться одним судном, подлежащим регистрации в судовой книге;
6) копии приказов о назначении лиц, ответственных за организацию перевозок и безопасную эксплуатацию судов;
7) копии удостоверения о прохождении аттестации должностным лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию судов;
8) копии приказа о назначении и копии документов об образовании лица, ответственного за перевозки опасных грузов;
9) перечень судов, которые будут применяться для перевозок с приложением свидетельств о праве плавания под Госу-дарственным флагом РФ, свидетельств о праве собственности, свидетельств о годности к плаванию с указанием класса каж-дого судна и иных установленных документов.
О грубых нарушениях лицензионных требований говорилось в комментарии к ст. 5 настоящего Кодекса. Грубыми на-рушениями являются нарушения лицензионных требований и условий (не важно, нескольких или одного из них), в результа-те которых произошло транспортное происшествие, повлекшее:
человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью;
причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек (в ст. 5 указывалось, что непонятно, почему именно 5, достаточно было бы одному);
причинение вреда окружающей среде.
Данные обстоятельства являются основаниями для аннулирования лицензии на перевозку грузов. Третьим условием является обязательная публикация сведений о перевозчике общего пользования в общедоступной форме для неограниченно-го круга лиц, что достигается путем публикации перечня перевозчиков общего пользования в сборнике правил и тарифов ВВТ.