Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 60. Общие положения

1. Утратил силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 1 статьи 60

2. На внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и установленными настоящей главой правилами.

3. Аренда судов осуществляется на основании договора между арендодателем - лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором - лицом, принимающим судно в аренду.

4. Отчуждение судна во время действия договора аренды не влечет за собой прекращение действия указанного договора, и новый собственник приобретает все права и обязанности, предусмотренные таким договором и законодательством Российской Федерации. При этом лицо, у которого отчуждается судно, обязано уведомить лицо, приобретающее право собственности на судно, обо всех договорах аренды, заключенных в отношении отчуждаемого судна. Обязанностью лица, приобретающего право собственности на судно, является уведомление всех арендаторов данного судна о смене собственника.

5. Передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна. Расходы, связанные с доставкой судна в указанный пункт, несет сторона, передающая судно.

6. Договором аренды предусматривается срок передачи судна в распоряжение арендатора с указанием дат наступления и окончания такого срока. Арендатор не обязан принимать судно в свое распоряжение ранее даты наступления такого срока. Арендатор обязан принять судно в свое распоряжение до истечения даты окончания такого срока. В случае, если по истечении даты окончания такого срока судно не будет предоставлено в распоряжение арендатора, он имеет право требовать расторжения договора аренды. Арендодатель также вправе расторгнуть договор аренды, если судно по истечении даты окончания такого срока не было принято арендатором.

7. При заключении договора субаренды лицо, передающее судно, приобретает права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для арендодателей, по отношению к лицу, которому судно сдается в субаренду, но при этом сохраняет права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором аренды, по отношению к лицу, у которого до этого судно было принято в аренду или субаренду.


<Статья 59 | Статья 60 | Статья 61>

Научно-практический комментарий:

1. Прежде чем анализировать нормативный материал данной главы, следует вкратце определить некоторые отправные моменты, которые проявляются в следующем. Во-первых, ориентируясь на нормы данной главы, следует учитывать, что эти нормы являются lex specialis (специальным, конкретизирующим законом) по отношению к правилам параграфа 3 гл. 34 ГК РФ, в котором речь идет о двух видах аренды транспортных средств. При этом нормы самого параграфа 3 представляют собой конкретизацию общих правил аренды, содержащихся в ст. ст. 606 - 625 ГК РФ. Во-вторых, аренда судов - это договор. В цивилистике давно выработаны правила анализа конструкции договоров. Они сводятся к следующему. Сначала рассматривается понятие договора, его существенные условия и правовая природа. Затем рассматриваются элементы договора, к которым относятся: стороны, предмет, форма и содержание. Содержание договора составляют права и обязанности сторон. После этого рассматриваются вопросы прекращения и возобновления договора, а также вопросы изменения субъектного состава. Наконец, после этого рассматриваются вопросы ответственности по договору. И затем, если какой-либо договор (в данном случае - аренда) имеет разновидности по какому-то критерию, эти отдельные виды договоров всегда целесообразно анализировать именно по приведенной выше схеме. В связи с этим следует указать на некоторые недостатки в изложении нормативного материала комментируемой главы. Очень слабо урегулированы вопросы договорной ответственности, а также недостаточно полно отражена специфика содержания договора. Например, в статье 61 комментируемого Кодекса, которая называется "права и обязанности арендодателя при аренде судна с экипажем", собственно о правах почти ничего не говорится. Думается, что не помешало бы включить сюда такие нормы - это не привело бы к "раздутости" Кодекса и не повысило бы степень сложности восприятия нормативного материала. В-третьих, аренда судов внутреннего водного транспорта как раз и представляет собой такой частный случай выделения отдельного вида аренды, исходя из специфики предмета договора. Исходя из указанных особенностей и следует исходить далее, но, конечно, насколько позволяет объем.
2. Пункты 1 и 2 ст. 60 КВВТ РФ говорят, по сути, об одном. Они ориентируют на нормативный материал. Пункт 1 оп-ределяет, что все нормы главы об аренде судов являются диспозитивными.
Диспозитивные нормы - это такие нормы, применение которых полностью зависит от свободы воли самих сторон до-говора (участников правоотношений). Диспозитивная норма содержит лишь образец, на который субъекты могут (не обяза-ны) ориентироваться. Поэтому, если в договоре аренды судов установлены иные правила, чем предусмотренные гл. 10 КВВТ РФ, то применяться должны правила договора. Но это не означает, что стороны могут составить договор по своему усмотрению, свобода действий субъектов в диспозитивных нормах - это свобода действий в рамках закона. Поведение сторон в рамках исполнения договорных обязанностей и использования договорных прав не должно быть противоправным. Например, стороны могут составить договор аренды так, что он будет эталоном кабальной сделки. Закон не содержит императивной нормы, прямо запрещающей такие сделки, но он содержит норму (ст. 179 ГК РФ), согласно которой кабальная сделка может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего как сделка, совершенная с пороком воли. На практике, подготавливая и заключая договор аренды судна, лучше ориентироваться на нормы данной главы, а в недостающей части - на нормы гл. 34 ГК РФ. Такой же смысл заложен законодателем и в содержание п. 2 комментируемой статьи, исходя из которого как раз и можно увидеть, что правила гл. 10 КВВТ конкретизируют положения ГК РФ в соответствующей части. Пересказывать все нормы ГК РФ об аренде и о договорах вообще в данном случае неуместно, необходимо придерживаться логики комментируемой статьи. Их достаточно указать. Помимо упомянутого параграфа 3 гл. 34 и общих правил об аренде в ст. ст. 606 - 625 ГК РФ, подлежат применению правила подраздела 2 раздела III ГК РФ "Общие положения о договоре", а также подраздела 1 "Общие положения об обязательствах". Смысл же правила п. 2 комментируемой статьи в том, что если какие-либо моменты договоров аренды судов не урегулированы в гл. 10 КВВТ РФ, то в этой неурегулированной части подлежит применению гражданское законодательство. Например, КВВТ РФ ничего не говорит о форме договора аренды. В данном случае следует обращаться к ст. 633 ГК РФ, согласно которой такой договор должен быть заключен в письменной форме. Та же ситуация возникает, когда стороны согласовывают права и обязанности. Нормы гражданского законодательства, подлежащие применению в соответствующих областях, будут указаны подробнее.
3. Аренда юридически оформляется договором. Еще яснее тот факт, что арендодатель - это тот, кто сдает в аренду, а арендатор - это тот, кто принимает в аренду. Это похоже на своеобразную "квазитавтологию", аренда - это договор, а данный договор - это договор аренды. Поэтому не надо эту квазитавтологию комментировать, а уместно будет разобраться в таких вопросах, как понятие договора аренды судов, его природа и стороны. Говоря о понятии договора аренды судов, следует ориентироваться на два вида аренды транспортных средств: с экипажем и без экипажа. Именно так их обозначает ГК РФ, именно так они выглядят и в КВВТ РФ. На морском транспорте это тайм-чартер и бербоут-чартер (гл. 10 и 11 КТМ РФ). В ГК РФ законодатель дает сразу определения этих двух видов договоров, ориентируя на систематическое толкование ст. 632 "Договор аренды транспортного средства с экипажем", ст. 642 "Договор аренды транспортного средства без экипажа" и ст. 606, которая содержит общие правила договора аренды. В случае с КВВТ РФ логика та же. По договору аренды, арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Исходя из этой легальной дефиниции и следует подходить к природе договоров аренды таких транспортных средств, как суда внутреннего водного транспорта. По договору аренды судна с экипажем арендодатель предоставляет арендатору судно за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению судном и его технической эксплуатации. По договору аренды судна без экипажа арендодатель предоставляет арендатору судно за плату во временное владение и пользование без предоставления услуг по управлению судном и его технической эксплуатации. Это осуществляет сам арендатор. Единственная разница в природе этих двух договоров заключается в специфике их содержания, то есть прав и обязанностей сторон, о чем будет подробно сказано ниже. В остальном они схожи. Целью их является обеспечение передачи судна во временное владение и пользование. Данные договоры являются возмездными, так как судно передается за плату, то есть имеет место встречное предоставление. Они являются взаимными. А вот по вопросу о том, являются ли они реальными или консенсуальными, могут возникнуть некоторые разнотолки, с учетом правила п. 6 комментируемой статьи. ГК РФ прямо определяет оба вида аренды транспортных средств как реальные. Это означает, что права и обязанности по договору могут возникнуть только с момента фактического перехода судна во владение арендатора - ни минутой раньше. Но п. 6 комментируемой статьи предусматривает срок передачи судна, и сформулировано это правило так, что можно увидеть в таких договорах черты консенсуальной сделки, когда права и обязанности возникают с момента достижения соглашения. Подробнее об этом в комментарии к п. 6, но уже здесь можно указать, что при заключении договоров аренды судов полезно будет ориентироваться на ГК РФ, то есть оговаривать, что договор вступает в силу с момента передачи судна арендатору. Существенная черта этих договоров в том, что арендодатель получает на судно одновременно право владения и право пользования. Пользование - это применение судна и его свойств в целях извлечения выгоды. Владение означает фактическое обладание судном и хозяйственное господство над ним, но, разумеется, без права распоряжения. Конечно, здесь владение и пользование не тождественны соответствующим правомочиям собственника. Объем их определяется исходя из норм КВВТ РФ и ГК РФ самим договором аренды. Но важный момент заключается в том, что при аренде судов арендатор всегда наделяется правом владения, а это означает, что его право пользования согласно прямому указанию ст. 305 ГК РФ наделяется вещно-правовой защитой. Поэтому арендатор может защищаться и против притязаний самого арендодателя.
Сторонами договоров аренды судов являются арендодатель и арендатор. Арендодателем может быть в первую очередь собственник судна, будь то физическое или юридическое лицо. Здесь сложностей не возникает. Если же арендодатель не является собственником, то он в силу правила ст. 608 ГК РФ может иметь полномочия на передачу имущества в аренду. Эти полномочия могут основываться на законе или на специальном уполномочии (разрешении) собственника. Суть этого полномочия - сдавать имущество в аренду не от имени собственника, а от собственного имени. На практике, если арендодатель не является собственником судна, а обладает иным вещным правом, должно иметь место такое согласие собственника, независимо от формы собственности. Арендатором в данном случае может быть любое лицо, обладающее соответствующим объемом правосубъектности (в частности, если это юридическое лицо, в его уставе или ином учредительном документе должно быть установлено право быть арендатором судна), каких-либо особых требований КВВТ РФ здесь не содержит. Исключение могут составлять случаи, когда необходимым является наличие лицензии (см. комментарий к ст. 5 КВВТ РФ).
Договоры аренды судов должны заключаться в письменной форме. Что касается вопросов регистрации таких догово-ров, то она здесь не требуется. С одной стороны, судно, исходя из ст. 130 ГК РФ, относится к недвижимости. Но договоры аренды недвижимости подлежат государственной регистрации, если иное не установлено законом. Данное "иное" содержится в ст. ст. 633 и 643 ГК РФ, согласно которым к договорам аренды транспортных средств правила о регистрации не применяются, что в полной мере относится и к аренде судов. Такое решение законодателя вполне обоснованно. Транспортное средство перемещается в пространстве, что делает такую регистрацию излишней. Подробнее об этом было сказано в комментарии к п. 4 ст. 16 КВВТ РФ. Судебная практика имеет аналогичный подход.
В частности, в рассмотренном в комментарии к гл. 7 Кодекса Постановлении ФАС СЗО N А56-2433/2006 от 3 сентяб-ря 2007 г. отказано в удовлетворении кассационной жалобы ОАО "Северо-Западный флот" на решения судов первой и вто-рой инстанций по иску ООО "Евротранс" к ОАО "Северо-Западный флот" о возмещении ущерба, причиненного столкнове-нием судов. Одним из доводов заявителя кассационной жалобы было то, что ООО "Евротранс" не имело права на возмеще-ние убытков, так как у него отсутствует регистрация права аренды судна, которому причинены повреждения. В данных до-водах заявитель кассационной жалобы сослался на ст. 131 ГК РФ, ст. 19 КВВТ РФ, Правила государственной регистрации судов (Приказ Минтранса России N 144) и считал, что право аренды судна должно регистрироваться в Государственном судовом реестре. В решении об отказе в удовлетворении жалобы ФАС СЗО указал, что ни ст. 131 ГК РФ, ни ст. ст. 16 и 19 КВВТ РФ не предусматривают регистрации права аренды судна и, соответственно, последствий отсутствия такой регистра-ции, как не предусматривает этого и гл. 10 КВВТ РФ, регулирующая аренду судов. Далее ФАС СЗО указал, что суды обеих инстанций правильно указали, что в силу ст. 643 ГК РФ к договору аренды транспортного средства без экипажа не приме-няются правила о государственной регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК РФ. Судно, которому причинены повреждения, принадлежало истцу (ООО "Евротранс") на праве аренды без экипажа.
Договор аренды судов - срочный договор, но закон не содержит (и не должен содержать) строгих правил о сроках до-говора аренды. Он может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом к таким договорам не применяются правила о возобновлении договора на неопределенный срок, а также правила о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок. Если в договоре аренды судна был установлен срок и он истек, то договор прекращается. В этом случае следует прибегнуть к заключению нового договора аренды.
4. Закон наделяет право пользования арендатора таким качеством, как свойство следования за вещью. Это в полной мере относится и к аренде судов, о чем говорится в п. 4 комментируемой статьи. Это свойство здесь будет означать, что пе-реход права собственности (как и иного вещного права) на сданное в аренду судно не будет основанием для изменения или расторжения договора аренды. Договор продолжает действовать, изменение происходит лишь в субъектном составе. Все условия, содержание договора остаются без изменения. Новый собственник или иной титульный владелец становится после перехода к нему соответствующего права арендодателем. Комментируемый пункт говорит только о смене собственника. Если сменился иной титульный владелец, который ранее был уполномочен собственником сдавать судно в аренду, то новый титульный владелец должен также получить такое разрешение от собственника. Далее установлена обязанность арендодателя информировать нового собственника судна обо всех договорах аренды, заключенных в отношении данного судна, а также обязанность нового собственника информировать всех арендаторов о смене собственника, то есть о том, что в договоре сменился арендодатель. Смысл этой обязанности ясен. Сторона в договоре должна знать своего контрагента, равно как и новый собственник судна должен знать обо всех обременениях. Кроме того, у этой нормы имеются фискальные и иные публично-правовые цели, поэтому, вопреки правилу п. 1 комментируемой статьи, данные обязанности следует рассматривать как императивные. На практике прежний собственник судна должен проинформировать нового собственника о договорах аренды заранее. Например, при продаже судна это целесообразно будет сделать на стадии согласования условий договора купли-продажи.
5. Следующий пункт устанавливает обязанность осуществления передачи судна в аренду и его возврата в пункте от-стоя судна (подробно о пунктах отстоя см. комментарий к ст. 3 КВВТ РФ). Но на практике это может происходить, напри-мер, и в порту в случае, если он оборудован для осмотра судов и это не нарушает нормальной деятельности порта. В случае, когда судно сдается в аренду, расходы на оплату топлива и иные виды расходов несет арендодатель, а при возврате судна арендодателю все расходы по доставке судна в согласованный пункт несет арендатор. Это правило относится к обоим видам аренды судов как с экипажем, так и без экипажа.
6. Шестой пункт комментируемой статьи устанавливает срок для передачи судна во владение арендатора. Сразу сле-дует оговориться, что термин "распоряжение" здесь следует толковать ограничительно. Распоряжаться, то есть определять юридическую судьбу судна как вещи, - это прерогатива исключительно собственника. Само собой арендатор не имеет права это судно продать. Здесь "распоряжение" означает хозяйственное господство в рамках договора аренды и закона. Поэтому было бы яснее, если бы была формулировка "принимать во владение". Этот срок является договорным. Стороны сами согласовывают даты начала и окончания такого срока. Устанавливаться и исчисляться этот срок должен по правилам гл. 11 ГК РФ. На практике продолжительность этого срока зависти от ряда обстоятельств: назначения и класса судна, места его нахождения и иных факторов. Смысл этого срока заключается в том, чтобы предоставить сторонам дополнительную возможность взвесить все "за" и "против" по отношению к будущим договорным обязательствам. Кроме того, в течение этого срока обычно целесообразно производить окончательную подготовку и проверку судна и судовых документов, а также подготовку акта приемки-передачи судна, который необходим при данных договорах. Течение этого срока начинается со следующего дня после календарной даты, которой определено его начало. К примеру, если этой датой будет 28 июня 2009 г., то срок начнет течь с 00.00 часов 29 июня. Что касается окончания срока, то независимо от единицы времени (месяц, квартал, недели, дни) датой его окончания будет последний день этого срока - по общему правилу до истечения 24 часов последнего дня. Но на практике трудно представить себе передачу судна в аренду в 23:30, поэтому истечение удобнее приурочить к моменту окончания рабочего дня. Передача судна арендатору может произойти в любой день в течение этого срока. Хотя по смыслу комментируемого пункта передача судна арендодателю до начала даты течения такого срока и не является обязательной, на практике это допустимо. Арендодатель обязан предоставить, а арендатор - принять судно в аренду до истечения последней даты такого срока. Если эти действия контрагентами не совершены, каждый из них вправе требовать от другой стороны расторжения договора. Такая ситуация не будет означать безоговорочного прекращения договора, так как это требование является правом, а не обязанностью сторон, что дает возможность договориться о новом сроке предоставления судна арендатору. Как уже указывалось, договор аренды судна по смыслу ст. ст. 632 и 642 ГК РФ является реальным. И он остается реальным, несмотря на правило об указанном сроке, - договорные отношения не могут начаться до фактического получения судна арендатором в свое владение, так же как, например, совпадение в договоре купли-продажи момента заключения договора и передачи вещи не делает куплю-продажу реальной сделкой. Правоотношения в рамках аренды судов, не урегулированные гл. 10 КВВТ РФ, подлежат нормативному воздействию ГК РФ, который определяет такие договоры как реальные. Как уже было указано выше, лучше в тексте договора указывать на его вступление в силу с момента передачи судна арендатору.
7. Субаренда судна, о которой говорит п. 7 комментируемой статьи, представляет собой форму передачи прав арендатора третьему лицу (лицам). В течение срока аренды судна последнее может оказаться на некоторое время ненужным арендатору и в этих случаях он вправе без согласия арендодателя сдать судно в субаренду (ее еще обозначают термином "поднаем"). Что касается согласия арендодателя, оно не требуется в силу прямого указания п. 4 ст. 62 и п. 5 ст. 64 КВВТ РФ, что, однако, не мешает оговорить сторонам в основном договоре аренды условие о необходимости согласия арендодателя. Структура субъектного состава правоотношений при субаренде судна такова, что арендатор становится арендодателем по отношению к субарендатору, но при этом арендатор сохраняет и за собой некоторый объем арендных прав. ГК РФ не регламентирует субаренду подробно, а КВВТ РФ о ней просто упоминает. Поэтому конкретный объем арендных прав, который оставит первоначальный арендатор за собой, должен определяться в договоре. Общие же правила субаренды судов здесь будут сводиться к следующему. Во-первых, здесь действует общая норма, согласно которой никто не может передать больше прав, чем обладает сам. Поэтому субарендатор не может получить больше прав, чем имеет арендодатель. Например, если арендатор по договору аренды не имеет права использовать одно из грузовых помещений на судне, то он не вправе разрешить это субарендатору. Во-вторых, действует еще одно фундаментальное правило - субаренда следует судьбе аренды. Если договор аренды будет признан ничтожным, например, на основании абзаца 1 ст. 169 ГК РФ, если аренда судна была заключена с целью совершения нескольких скрытых транспортировок люизита (химическое оружие), то ничтожным будет и договор субаренды. Согласно п. 1 ст. 618 ГК РФ, досрочное прекращение договора аренды влечет и прекращение заключенного с ним договора субаренды. В таком случае субарендатор вправе будет заключить договор аренды судна в пределах оставшегося срока субаренды на тех же условиях, на которых был заключен прекращенный договор аренды судна. В случае если в договоре аренды судна есть условие о получении согласия арендодателя на субаренду, то ее сроки должны быть также оговорены в договоре. Согласно п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", если арендодатель дал соглашение на субаренду в отношении конкретного лица, но при этом не оговорил срока субаренды, то арендатор может возобновить договор субаренды с данным лицом в течение срока аренды без согласия арендодателя. Но еще раз подчеркнем, что это в том случае, если договором аренды будет предусмотрено получение согласия арендодателя, по общему же правилу оно не требуется. Форма договора субаренды должна быть аналогичной форме договора аренды.
В КВВТ РФ законодатель не говорит о перенайме (п. 2 ст. 615 ГК РФ), но на практике это возможно. В данном случае на место прежнего арендатора заступает новый. Прежний попросту выбывает из договорного правоотношения, он уже не несет какой-либо договорной ответственности перед арендодателем, а вот договор субаренды судна при перенайме будет сохранять силу.
Ниже будут подробнее изложено содержание двух видов договоров аренды судов: аренды транспортного средства с экипажем и аренды транспортного средства без экипажа.