Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 53. Общие положения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 53. Общие положения

1. Портовые гидротехнические сооружения, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное расположенное в порту имущество могут находиться в любой собственности.

Средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов, оборудование технологической связи речного транспорта, объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством могут находиться только в федеральной собственности.

2. Находящиеся в государственной или муниципальной собственности портовые гидротехнические сооружения, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное расположенное в порту имущество (за исключением средств навигационного оборудования и других объектов навигационно-гидрографического обеспечения, объектов и сооружений, входящих в системы управления движением судов, оборудования технологической связи речного транспорта, объектов и средств автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством) могут отчуждаться из государственной или муниципальной собственности в собственность физических лиц или юридических лиц в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации, при условии использования приватизируемого имущества в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

3. Договор аренды находящегося в федеральной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта заключается без проведения торгов с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит относящийся к недвижимому имуществу смежный объект инфраструктуры порта, если этот смежный объект по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом порта и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в порту.

Критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта со смежным объектом порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. В случае, если правом на заключение договора аренды находящегося в федеральной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта желают воспользоваться несколько лиц, обладающих предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи правом заключения договора без проведения торгов, проведение торгов между этими лицами является обязательным.

5. Заключение о наличии неразрывной связи объектов порта, указанных в пункте 3 настоящей статьи, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта.

6. Порядок сдачи в аренду находящихся в федеральной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов порта и типовые условия соответствующих договоров аренды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности.


<Статья 52 | Статья 53 | Статья 54>

Научно-практический комментарий:

1. Порты и находящиеся на их территории и акватории сооружения являются одной из важнейших составляющих ин-фраструктуры внутреннего водного транспорта. Их правовой статус определяется нормами различных отраслей права, что предопределяется как спецификой самих портов, так и произошедшим не так давно отходом в данной области от тотального огосударствления. Порт представляет собой имущественный комплекс, кроме того, это сложный транспортный узел, здесь осуществляется взаимодействие нескольких видов транспорта, что предопределяет и многогранность правового регулирования отношений, возникающих как с участием порта, так и иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в пределах его территории и акватории. Речные порты, выделившиеся из речных пароходств, составляют единую портовую инфраструктуру, взаимодействующую с объектами инфраструктуры иных видов транспорта, поэтому их развитие должно быть сопряжено и согласовано с программами в иных транспортных областях.
Вообще все порты подразделяются:
по назначению, по географическому положению;
по отношению к уровню воды;
по годовой продолжительности эксплуатации;
по отношению к международным транспортным путям и внешнеэкономическим связям.
По назначению порты подразделяются на:
1) транспортные;
2) военные;
3) специализированные;
4) промысловые.
Встречается еще выделение в самостоятельный вид портов-убежищ, которые специально предназначаются для укры-тия от негативных метеоусловий.
Транспортный порт - это порт, который предназначен для осуществления перевозок грузов и пассажиров и передачи их с одного транспорта на другой.
Можно вспомнить, что согласно ст. 3 комментируемого Кодекса речной порт представляет собой комплекс сооруже-ний, расположенных на земельном участке и акватории ВВП, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пасса-жиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Предметом регулирования данной главы являются прежде всего порты, соответствующие данному определению - порты транспортные. Соответственно, в специализированных портах также нормы данной главы применяются с учетом их специфики и с учетом специальных правил о таких портах.
Речные порты могут находиться на свободных реках. Их в этом случае подразделяют на:
1) русловые, акватория и причальный фронт которых располагаются непосредственно в русле рек;
2) внерусловые - когда порты располагаются в затонах.
Порты, расположенные в верхних бьефах водохранилищ, называют водохранилищными портами. Порты, располо-женные в устьях рек, где совмещены внутренние водные и морские пути, называются устьевыми. В акваториях таких портов часто устанавливается режим морского судоходства, что накладывает отпечаток на правовое регулирование многих аспектов судоходства в акваториях таких портов (см. комментарий к ст. 1, гл. 6, 7 и 11 Кодекса).
В зависимости от годовой продолжительности периода эксплуатации портов, все они подразделяются на постоянные и временные. Постоянные порты эксплуатируются в течение всего периода навигации, а временные - только в определенные период навигации. Это обусловливается чаще всего природно-климатическими и навигационно-гидрографическими усло-виями.
По отношению к внешнеэкономическим связям порты подразделяются на:
1) внутреннего;
2) международного;
3) мирового значения.
В такой их градации не последнюю роль играет район расположения порта, но в последнее время с учетом роста ми-ровых грузопотоков есть тенденция к росту портов международного значения.
В настоящее время на ВВП РФ находится около 130 речных портов, международное значение из них имеют более де-сяти. Несколько десятков портов являются стратегическими предприятиями, более сорока признаны субъектами естествен-ных монополий. В рамках Концепции реформирования системы управления ВВП, помимо указанного при рассмотрении гл. 1 КВВТ РФ разделения управленческих и хозяйственных функций на ВВТ в целом, предусматриваются основные задачи в сфере речных портов:
совершенствование имущественных отношений;
совершенствование системы управления;
совершенствование налоговых отношений.
Юридически данная статья рассматриваемой главы устанавливает правовой режим собственности на портовые ГТС и иные сооружения и средства (весьма лаконично), а также порядок доведения до всеобщего сведения перечня портов общего пользования и порядок открытия портов для иностранных судов.
Разгосударствление объектов инфраструктуры ВВП привело к необходимости того, что портовые ГТС, перегрузочные комплексы, СНО, причалы (как обычные, так и дебаркадеры), здания, сооружения и иное имущество, находящееся на территории и в акватории порта, могут находиться в любой из форм собственности (см. комментарий к ст. 15 комментируемого Кодекса): государственной (федеральной и субъектов РФ), муниципальной, частной и в иных. При этом сама акватория ВВП может находиться только в федеральной собственности, как часть внутренних водных путей (см. комментарий к ст. 55 КВВТ РФ). То есть правовой режим имущества, находящегося в порту, как движимого, так и недвижимого, устанавливается согласно общим правилам гражданского законодательства и конкретизирующими его актами. Правовой режим территории (части земной поверхности) и акватории порта устанавливается в соответствии с земельным и водным законодательством, на основании общих правил, содержащихся в Конституции РФ и ГК РФ. При этом ГТС и иное портовое имущество, обслуживающее участки, находящиеся на трассах Северного морского пути (к ним должны относиться портовые ГТС в устьях соответствующих рек), атомный, гидрографический, ледокольный, учебный флот, имущество, составляющее системы управления движением судов (СУДС), имущество органов государственного надзора на ВВТ находятся в федеральной собственности и приватизации не подлежат. В связи с тем что в данной статье установлена возможность нахождения портовых ГТС в любой собственности, необходимо отличать портовые ГТС от судоходных ГТС, последние могут находиться только в федеральной собственности, как и сами внутренние водные пути. Судоходные ГТС могут только свободно использоваться в целях судоходства, в том числе портами. Таким образом, рассматриваемая статья недвусмысленно устанавливает многообразие форм собственности на портовые ГТС, средства НГО, здания, сооружения - словом, на объекты портовой инфраструктуры. Между тем в свое время (тогда еще действовал старый УВВТ СССР) Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" запрещено было приватизировать причалы и причальные комплексы как портовые ГТС, на данный Указ ссылаются иногда и сейчас. Следует определиться, что весомее в данной сфере - очень давний президентский указ или основной федеральный закон в области внутреннего водного транспорта. Применительно к рассматриваемой сфере наиболее соответствуют реалиям (не забывайте про статус автора, не ругайте его) полномочия собственника федерального транспортного ведомства в отношении федерального портового имущества. В настоящее время имеется тенденция предоставления большей самостоятельности субъектам РФ в области речных портов.
Все портовые ГТС подлежат государственной регистрации. Также подлежат регистрации права на них, обременения этих прав и сделки с сооружениями, что следует из правила ст. 22.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Определение гидротехнических сооружений вообще установлено Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Но данный Закон не содержит определений судоходных и портовых ГТС, поэтому даже при применении норм данного Закона следует применять определения, содержащиеся в ст. 3 КВВТ РФ. Все ГТС, в том числе и портовые, регистрируются в Регистре ГТС, а права на них - в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Первым этапом в регистрации является декларирование безопасности ГТС, а декларация безопасности является основанием для регистрации и утверждается надзорным органом. Срок государственной регистрации ГТС составляет три месяца с момента принятия регистрирующим органом декларации безопасности. При регистрации ГТС присваивается семнадцатизначный код регистрации. Разрешение на эксплуатацию ГТС эксплуатирующий субъект получает только после регистрации. Регистрация прав на ГТС, их возникновения, изменения, перехода осуществляется путем выдачи свидетельств, а регистрация сделок - путем совершения регистрационной надписи на документах, отражающих их содержание.
2. Перечень портов с указанием портов общего пользования подлежит опубликованию в сборнике правил и тарифов и представляет собой таблицу, в которой содержатся наименование порта, виды операций, выполняемых в порту, порты, от-крытые для международного сообщения, место нахождения порта, субъект РФ, в котором находится порт, наименования организаций, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы и обслуживание пассажиров. Несколько десятков портов ус-тановлены как порты общего пользования.
Решение об открытии порта для захода судов под флагами иностранных государств принимается Правительством РФ, после чего такой порт подлежит включению в указанный перечень. Правительством РФ принимается решение и о закрытии порта для иностранного флага. В частности, распоряжением Правительства РФ от 13 октября 2006 г. N 1431-р закрыт для международного сообщения и захода иностранных судов речной порт Комсомольск-на-Амуре.
В настоящее время создаются портовые особые экономические зоны (ОЭЗ) сроком на 49 лет, эффективность которых может быть оценена в будущем.