Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 52. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 52. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество

1. Лицо, случайно поднявшее затонувшее судно или иное затонувшее имущество, имеет право на получение вознаграждения от владельца такого судна или собственника такого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество, от прав на которые владелец или собственник отказался либо которые являются бесхозяйными, может быть обращено в государственную, муниципальную или частную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


<Статья 51 | Статья 52 | Статья 53>

Научно-практический комментарий:

Данная норма представляет собой конкретизацию правил ст. ст. 227 и 229 ГК РФ о находке и вознаграждении нашед-шему вещь. Так как в данных статьях не указывается, что их правила распространяются только на недвижимое имущество, данные правила подлежат применению и по отношении к судам как к одним из объектов недвижимости. По смыслу ст. 227 ГК РФ, лицо, нашедшее вещь, обязано проинформировать об этом собственника или иных известных ему лиц и возвратить вещь данному лицу. По распространенному мнению, важным элементом правового режима находки является то условие, что найденная вещь должна быть утеряна (утрачена) случайно и помимо воли ее собственника или иного титульного владельца. Но представляется, что правовой режим находки должен определяться исходя из отношения к такой вещи самого нашедшего ее. Ведь потерять, к примеру, можно авторучку или сумку, но "потерять случайно" судно водоизмещением в несколько сотен тонн - это несколько проблематично. Нашедший вещь, как правило, не знает и не обязан знать, была ли эта вещь утеряна, украдена или вообще выброшена. Должны быть в наличии два условия:
1) отсутствие титула на найденную вещь у лица, нашедшего вещь;
2) случайный характер обнаружения данной вещи.
А каким образом эта вещь оказалась в месте обнаружения - это находится за предметом норм о находке. В этой связи представляется несколько неточной и сама формулировка п. 1 ст. 227 ГК РФ о потерянной вещи. Нашедший вещь на практи-ке, как правило, не знает, была ли она в действительности потеряна. Нашедший может и знать, что эта вещь была именно утеряна, но правовой природы прав и обязанностей нашедшего вещь это никак не изменяет.
Обязанность лица, осуществившего подъем затонувшего имущества, сдать его в бассейновый орган государственного управления на ВВТ - это конкретизация общей обязанности нашедшего вещь сообщить о находке и сдать ее собственнику или иным уполномоченным лицам. Вознаграждение в размере одной трети от стоимости затонувшего имущества не проти-воречит размеру вознаграждения за находку, установленному в ст. 229 ГК РФ - 20% от стоимости вещи, так как согласно этой же статье нашедший вещь вправе помимо вознаграждения требовать возмещения понесенных в связи с хранением вещи и иных связанных с ней затрат. К примеру, организация, нашедшая затонувшее судно, которое препятствовало ей осуществ-лять ее вид деятельности, произвела подъем судна и его транспортировку. В этом случае возмещению будут подлежать и расходы на такую транспортировку, на хранение судна до ее осуществления. Лицо, случайно поднявшее затонувшее имущество до сдачи его БОГУ на ВВТ, отвечает за утрату и повреждение такого имущества только в случае умысла или грубой неосторожности в пределах, не превышающих стоимость поднятого имущества.

Глава IX. ПОРТЫ

На сайте также ищут:
Статья 85. Порядок реализации грузов
Статья 118. Освобождение перевозчика или буксировщика, грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта от ответственности
Статья 117. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта
Статья 146. Частичная выгрузка груза с одного судна и погрузка его на другое судно
Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна