Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте

Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


<Статья 4.1 | Статья 5 | Статья 6>

Научно-практический комментарий:

Эталон нормы с бланкетным способом изложения - содержится только каркас. Законодательство, о котором идет речь, - это прежде всего Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, а также ряд подзаконных актов, в частности, Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" и Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 544 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 490".
Согласно ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", на внутреннем водном транспорте подлежат лицензированию следующие виды деятельности:
перевозки внутренним водным транспортом грузов;
перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте.
Это то, что непосредственно относится к ВВТ, но кроме данных видов деятельности подлежит лицензированию и дея-тельность, которая может быть связана с ВВТ опосредованно, как, например, экспедиционная деятельность, так как она осуществляется на всех видах транспорта. Есть виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию, которые еще дальше отстоят от непосредственной деятельности на ВВТ, например деятельность по обращению с опасными отхода-ми, если они перевозятся внутренним водным транспортом, владелец отходов (не важно, какой стороной он является в пере-возке) должен обладать лицензией на такую деятельность. То же относится и к остальным видам лицензируемой деятельно-сти в случае ее "соприкосновения" с использованием ВВТ.
Надзор и контроль за лицензированием деятельности на ВВТ осуществляет указанный выше отдел надзора за лицен-зированием в составе Госморречнадзора, он рассматривает документы и готовит проекты решений по предоставлению или отказу в предоставлении лицензий, он же ведет и реестр лицензий.
Лицензия - это специальное разрешение, зафиксированное в установленной документарной форме, на осуществление конкретного вида деятельности на ВВТ при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий (зависят от вида деятельности), выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. К лицензируемым видам деятельности Закон относит такие виды, которые могут повлечь нанесение ущерба правам, свободам и законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию. А вот второй критерий, указанный в Законе, не совсем точен - деятельность должна отвечать тому признаку, что ее регулирование не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования. Таких видов деятельности в мире вообще нет. Практически любая деятельность (разумеется, познанная сознанием в достаточных пределах) в потенциале предполагает наличие нескольких методов регулятивного воздействия - один единственный метод регулирования.
Лицензирование - это один из методов регулирования, носящий превентивно-контролирующий характер, но не един-ственный метод.
Общий порядок принятия решения о предоставлении лицензии определен в ст. 9 Федерального закона "О лицензиро-вании отдельных видов деятельности" - он в равной мере относится ко всем лицензирующим органам. Данный порядок со-стоит из следующих стадий - представление соискателем в лицензирующий орган необходимого пакета документов (заявле-ние с указанием организационно-правовой формы, копии учредительных документов, копии документов о регистрации, ко-пия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документ об уплате лицензионного сбора, сведения о квалифи-кации работников и иные), рассмотрение лицензирующим органом (в течение 45 дней) документов и вынесение решения о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии. Решение в любом случае должно быть мотивирован-ным. Соискатель вправе обжаловать отказ или бездействие лицензирующего органа в суд в порядке, определенном подраз-делом 3 раздела II ГПК РФ.
Иногда можно встретить мнение о том, что перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензирова-нию, необоснованно "раздут". Следует не согласиться с подобным мнением - этот перечень даже несколько сжат. Например, в Законе нет в числе таких видов деятельности по техническому обслуживанию и ремонту судов внутреннего водного транс-порта, а не помешало бы. Лицензирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, о чем несколько подробнее будет указано далее, например в комментарии к ст. 66 настоящего Кодекса.
Изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ N 490 в июле 2008 г., касаются в основном детализации та-кого понятия, как "грубые нарушения лицензионных требований и условий". Например, грубым нарушением лицензионных требований и условий на ВВТ является нарушение, повлекшее: человеческие жертвы; причинение тяжкого вреда здоровью; причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек; причинение вреда окружающей среде.