Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 45. Сфера применения правил, установленных настоящей главой

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 1 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних водных путей.

Действие правил, установленных настоящей главой, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов (далее также - затонувшее судно), на собственников иного затонувшего имущества.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 2 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.

3. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:

подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;

подъему затонувшего имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на дне в пределах внутренних водных путей.

4. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматривается как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными главой XVI настоящего Кодекса, такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных настоящей главой.


<Статья 44 | Статья 45 | Статья 46>

Научно-практический комментарий:

1. Предмет регулирования данной главы - отношения, возникающие в рамках подъема, удаления и уничтожения зато-нувшего в пределах внутренних водных путей имущества, отличается комплексным характером, попадающим в сферу воз-действия гражданского, экологического, административного права. Следует заметить, что на уровне Кодекса данный пред-мет урегулирован не достаточно полно. В частности, не помешало бы более детально на федеральном уровне урегулировать порядок выявления и учета затонувшего имущества (в рассматриваемой главе об этом речи нет, а должно это быть именно здесь), порядок подъема имущества и его уничтожения, а также четко определить источник финансирования указанных мероприятий в случаях, когда имущество поднимается не его собственником.
Необходимость детального регулирования данного блока отношений диктуется негативным влиянием затонувшего имущества на внутренние водные пути. Причем это негативное воздействие касается не только, а подчас и не столько судо-ходства. Такое имущество может создавать и создает угрозу ущерба окружающей среде в виде вод как единого природного комплекса, затрудняет использование водных объектов в промысловых целях, проведение на водах гидротехнических и иных работ, затрудняет и порой делает невозможным использование водных объектов в целях рекреации, оздоровления, отдыха, препятствуя тем самым осуществлению прав неопределенного круга лиц. Такая ситуация обусловлена как природными и техногенными (аварии, крушения судов), так и антропогенными факторами. Последний усложняет ситуацию в двух аспектах: он является причиной самого затопления (нарушение правил плавания, нарушение требований эксплуатации судов, хищническое их использование, нарушение требований безопасности судоходства, использование практически негодных, устаревших судов и оборудования, отсутствие средств на пополнение речного флота новыми судами, нарушение правил эксплуатации ГТС, невыполнение своих обязанностей органами и организациями, ответственными за поддержание в порядке СНО и другие проявления указанного фактора) и причиной длительного "хранения" затонувшего имущества на территории и акваториях внутренних водных путей. Последнее выражается прежде всего ведомственной разобщенностью органов управления ВВТ и ВВП, а также (само собой) "отсутствием необходимых средств на подъем и уничтожение (утилизацию) такого имущества".
Первый пункт, как и вся ст. 45, являясь нормой общего характера, очерчивает предмет регулирования гл. 8 Кодекса. Данный предмет был указан в первом абзаце комментария. Как указывалось выше, правила данной главы характеризуются разной отраслевой принадлежностью. Это нормы прежде всего гражданского, экологического и административного права. Все правила данной главы носят предельно общий характер, нормы эти имеют прямое действие. Содержится ряд отсылоч-ных к ГК РФ правил, что здесь вполне оправданно, так как, например, отношения по поводу поднятия затонувшего имуще-ства и дальнейшей юридической судьбы этого имущества, когда его собственник неизвестен, регулируются гл. 14 и 15 ГК РФ. Пробелы в нормативном массиве данной главы, которые следует устранить, указаны выше. Эти пробелы, следует заме-тить, носят не общесистемный характер. Например, вопросы уничтожения затонувшего имущества, относящегося по своим характеристикам к отходам, урегулированы нормами экологического права, порядок привлечения собственника затонувшего имущества к обязанности произвести его подъем - это один из случаев, когда он может быть привлечен к этому актом прокурорского реагирования, то есть это пробел, содержащийся именно в данном кодифицированном акте.
2. В п. 2 настоящей статьи установлено не понятие затонувшего имущества, а дан перечень объектов, которые следует к таковому относить. К ним относятся прежде всего потерпевшие крушение суда и их обломки, оборудование и снаряжение, а также грузы (как находящиеся на судне или в его помещениях, так и нет) и другие предметы. Правила данной главы подлежат применению и в тех случаях, когда такое имущество находится на плаву (брошенные суда) и когда оно находится на мелководье или на берегу (на практике - на береговой полосе). Рассматриваемые правила не применяются по отношению к военному имуществу (к таковому относится имущество МО России, а также иных формирований, относящихся к военным, например, ВВ МВД России), а также имуществу культурного характера, имеющего историческое значение (п. 3 комментируемой статьи). Если установлен военный характер затонувшего имущества (военные суда, их обломки, военные грузы и т.д.), об этом следует известить территориальный орган государственного управления в области обороны (можно и УВД), который в дальнейшем определит юридическую судьбу данного имущества. Военное имущество может быть поднято и случайно. В этом случае оно подлежит немедленной сдаче указанным выше органам. Это распространяется на любое военное имущество: от крупного судна до штыка-ножа от СВД (снайперская винтовка Драгунова). Аналогичный по существу порядок и в отношении имущества, представляющего культурную ценность, имеющего историческое и иное аналогичное значение. Такое имущество может иметь статус объектов культурного наследия, к которым, в частности, согласно абзацу 3 ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" относятся и частично или полностью скрытые под водой следы существования человека, включая все движимые предметы. Данный Закон относит к движимым предметам, исходя из толкования специфики его предмета, затонувшие суда. Вопросы поднятия и определения дальнейшей юридической судьбы таких объектов решаются органами государственного управления в области культуры.
3. Пункт 4 комментируемой статьи отсылает к правилам гл. 16 КВВТ РФ (см. комментарий) о вознаграждении и спе-циальной компенсации спасателей в случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества имеет призна-ки спасательной операции. Понятие спасательной операции и характеристика правоотношений, возникающих в сфере спасания судов и иного имущества в пределах ВВП, были даны в комментарии к гл. 16 Кодекса. Здесь можно лишь упомянуть, что если спасание осуществлялось как акт общей аварии (см. комментарий к гл. 17 Кодекса), то расходы, выплаченные при этом на подъем имущества при условии, если они не входят в оплату спасателям, определяются в порядке распределения общей аварии. Но если спасание осуществлялось на основании договора с условием "без ответственности одного за другого", то необходимость в распределении таких расходов в порядке общей аварии отсутствует.