Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 42. Сфера применения правил, установленных настоящей главой

1. При столкновении судов убытки, причиненные таким судам, находящимся на них людям, а также грузам или иному имуществу, возмещаются в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. Указанные правила применяются и в случае, если убытки причинены одним судном другому судну или находящимся на нем людям, а также грузу или иному имуществу выполнением или невыполнением маневра либо несоблюдением правил плавания, если даже при этом не произошло столкновение судов.

2. Правила, установленные настоящей главой, также распространяются на суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые в момент столкновения судов только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей.


<Статья 41 | Статья 42 | Статья 43>

Научно-практический комментарий:

1. Транспорт как отрасль предполагает применение транспортных средств, деятельность по управлению и эксплуата-ции которых обладает качеством неполной подконтрольности человеку. Это означает, что нельзя с достоверностью прогно-зировать благоприятный исход большинства видов деятельности, связанной с транспортными средствами. Кроме того, такой неблагоприятный исход может наступить и наступает далеко не только в силу одних лишь техногенных факторов. Немалая доля приходится и на фактор человеческий, на транспорте совершается множество транспортных правонарушений с различными формами вины - от небрежности до прямого умысла. Не исключается, наконец, и воздействие природного фактора, например недостаточная видимость. Воздействие любого из этих факторов может привести к причинению вреда как людям и организациям, так и самим транспортным средствам. Тяжелый вред может быть нанесен и окружающей среде. Полностью исключить шансы наступления вреда невозможно. Но является необходимым установить правила его возмещения, которые, помимо компенсационной функции, выполняют еще и функцию общей и частной превенции.
Все сказанное относится в полной мере и к внутреннему водному транспорту, и именно в указанных выше целях зако-нодатель в гл. 7 КВВТ РФ установил некоторые общие правила возмещения вреда от столкновения судов, сразу же в ст. 42 данной главы очертив сферу применения настоящих правил. При рассмотрении правил данной главы следует исходить из следующих основных посылок:
данные правила относятся к обязательствам, возникающим из причинения вреда, общие и некоторые специальные моменты которых урегулированы гл. 59 ГК РФ;
обязательства из причинения вреда возникают в результате нарушения прав, которые носят абсолютный характер;
эти обязательства носят внедоговорный характер, даже если вред причинен лицом, с которым потерпевший состоит (состоял) в договорных отношениях, - это означает, что формы и размер ответственности по таким обязательствам могут устанавливаться только законом;
данные обязательства направлены на полное возмещение вреда;
обязанность возмещения вреда может быть возложена не только на самого причинителя вреда, но и на иных лиц;
обязательства из причинения вреда относятся к деликтным обязательствам;
судно и деятельность по его эксплуатации являются источником повышенной опасности, а возмещение вреда, причи-ненного источником повышенной опасности, выделено законодателем в специальный деликт, который будет подробнее рас-смотрен в комментарии к ст. 43 настоящего Кодекса.
Сфера применения правил, о которой идет речь в комментируемой статье, означает на практике ту совокупность си-туаций, наступление которой (или некоторых из нее) подпадает под действие норм, содержащихся в гл. 7 настоящего Кодек-са. Помимо правил данной главы, здесь будут подлежать применению правила указанной выше гл. 59 ГК РФ. Следует еще раз вспомнить, что термин "применение" здесь следует трактовать двояко. Когда речь идет о самих судовладельцах и треть-их лицах, данный термин надлежит понимать не в его буквальном юридическом смысле, а условно. Сами участники право-отношений в механизме реализации права могут использовать лишь такие формы реализации права, как соблюдение (исполнение императивных предписаний и воздержание от запретов) и использование. Применение же права в его собственно юридическом смысле - это такая форма его реализации, использовать которую могут (и обязаны) только наделенные для этого специальными полномочиями органы государственной власти и местного самоуправления в зависимости от функций и уровня конкретного органа. Например, правила возмещения вреда, причиненного судном как источником повышенной опасности, потерпевший использует, когда подает исковое заявление по этому поводу, применить же их может только суд.
Столкновение судов фактически - это их соприкосновение между собой в силу каких-либо причин, причем столкнове-нием судов будет считаться не только столкновение непосредственно их корпусов, но и столкновение установленного на судах снаряжения (оборудования, части груза, выступающей на разрешенное расстояние) как с корпусом, так и со снаряже-нием другого судна (судов).
Столкновение судов юридически - это одна из форм взаимодействия источников повышенной опасности, которое вле-чет правовые последствия в виде наступления обязательств по возмещению вреда.
Вред, который возникает в результате такого взаимодействия, причиняется, конечно, в первую очередь судам и тем людям и имуществу, которые находятся на столкнувшихся судах, то есть наибольшая степень риска причинения вреда падает на судно, членов экипажа, пассажиров, груз, багаж, а также на иных лиц, находящихся в момент столкновения на судне, и их имущество. Само собой, что сюда же относятся судовладелец и грузовладелец. Но, в зависимости от ситуации, этот вред может быть причинен кому угодно и чему угодно, если это лицо или имущество оказалось в сфере негативного воздействия столкновения судов, например, пострадало имущество организации, расположенное на берегу в непосредственной близости от столкновения. Третьими лицами здесь будут все те, кто не имеет непосредственного отношения к тем процессам эксплуатации судов, в ходе которых произошло столкновение. Таким лицом, например, как раз и будет указанная в примере организация.
Помимо непосредственного столкновения судов, вред может быть причинен и в результате выполнения маневра, на-пример обгона или разворота, а также в результате невыполнения маневра в той ситуации, когда его выполнение было необходимым. Невыполнение маневра здесь следует рассматривать как юридически значимое бездействие. В этом случае самого столкновения как такового не происходит, но по своим последствиям невыполнение маневра приравнено к столкновению, поэтому подлежат применению те же правила. Это тоже одна из форм взаимодействия источников повышенной опасности.
Следует также иметь в виду, что правила комментируемой главы распространяются и на те случаи, когда при столкновении судов или их взаимодействии, приравненном к столкновению, одно или несколько судов находились в этот момент на якоре или были закреплены иным способом. КТМ РФ прямо устанавливает такую норму (ст. 311), не помешала бы она и в КВВТ РФ. Также данные правила распространяются на буксировку судов и караван судов.
Следует сразу указать еще на один важный момент, который может иметь место при столкновении судов и их взаимо-действии, приравненном к столкновению. Рассматриваемые ситуации часто могут быть связаны с отношениями по безопас-ности судоходства - это, в частности, касается лоцманской проводки судов. Согласно п. 4 ст. 1 КВВТ РФ (см. комментарий), на тех участках внутренних водных путей, на которых навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства, в том числе проведения спасательных операций, соответствуют требованиям торгового мореплавания, отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ. Это означает, что при указанных условиях отношения, возникшие при столкновении судов из безопасности судоходства, должны регулироваться соответствующими правилами КТМ РФ. В частности, по отношениям, связанным с лоцманской проводкой судов, в данном случае будут применяться правила параграфов 1 - 3 гл. VI КТМ РФ "Морские лоцманы". Но, впрочем, отношения, связанные с лоцманской проводкой судов, в ситуациях столкновения судов в КТМ РФ и КВВТ РФ урегулированы практически идентично, за исключением некоторых моментов, о которых ниже.
2. Столкновение судов и их взаимодействие, приравненное к столкновению, может произойти с участием судов, нахо-дящихся в любой форме собственности, в том числе в государственной собственности. На такие суда также распространяет-ся действие правил комментируемой главы. Они распространяются и на те случаи, когда суда эксплуатируются РФ или субъектами РФ для целей правительственной некоммерческой службы в момент столкновения. Исключение установлено лишь для военных, военно-вспомогательных и пограничных судов. В связи с таким исключением следует заметить, что в случае причинения вреда третьим лицам такими судами как при столкновении, так и без него причиненный вред подлежит возмещению. Кроме того, не исключены ситуации, когда может произойти столкновение гражданского (обычного) и военно-го судов по явной вине последнего. Данные суда находятся в собственности государства, а государство в обязательствах из причинения вреда выступает не как организация публичной власти общества (оставаясь, конечно, таковой), а как ответчик - это следует из системы генерального деликта, согласно которой всякий вред подлежит возмещению, если не доказана пра-вомерность его причинения. Как можно заключить по смыслу п. 3 ст. 158 БК РФ, в качестве представителя ответчика здесь будет выступать главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности.