Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 41. Лоцманская проводка судов


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 1 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.

Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 2 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Порядок выдачи лоцманских удостоверений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о лоцманах на внутренних водных путях. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманах на внутренних водных путях, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.

5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить данного лоцмана.

6. За вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.

Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 203-ФЗ пункт 7 статьи 41 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

7. Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 8 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в администрацию бассейна внутренних водных путей о:

любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.

9. Утратил силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 9 статьи 41


<Статья 40 | Статья 41 | Статья 42>

Научно-практический комментарий:

1. В ходе непосредственной эксплуатации судов в форме их движения при судовождении должны соблюдаться требо-вания обеспечения безопасности судоходства. Именно при движении судна как транспортного средства наблюдается наи-большая вероятность подверженности безопасности судоходства воздействию негативных факторов, в том числе свойств путевой и выставленной судоходной обстановки. Не в том смысле, что судоходная обстановка не отвечает требованиям безопасности сама по себе (хотя и такое ни исключается), а в том смысле, что гидрографические, гидрометеорологические и иные природные особенности ВВП при взаимодействии с человеческой деятельностью в виде судовождения могут сыграть роль интегрированного негативного фактора по отношению к безопасности судоходства, к примеру, не зная в подробностях особенностей гидрографической обстановки на определенном участке пути либо особенностей и цикличности погодных условий, судоводитель может посадить судно на мель. В целях предотвращения и минимизации воздействия таких негативных факторов на безопасность судоходства при судовождении осуществляется навигационно-гидрографическое обеспечение (НГО), гидрометеорологическое обеспечение условий плавания судов, а также разрабатываются и применяются правила плавания по ВВП. В частности, Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129 утверждены Правила плавания по внутренним водным путям РФ. В них устанавливаются виды и порядок применения навигационных знаков, содержатся требования относительно идентификации судов, виды путевой и судовой сигнализации, требования к размещению знаков сигнализации на судах. Но самым объемным и подробным разделом данных Правил является раздел X, в котором содержатся правила движения судов по ВВП (параграфы 127 - 238 Правил). Всего 111 параграфов. Весьма объемный, но необходимый правовой массив, при неуклонном выполнении требований которого можно избежать подавляющего большинства негативных последствий. Важные нормы содержатся и в разделе XI "Правила стоянки".
Но даже при неукоснительном соблюдении всех правил и требований при судовождении роль негативных факторов могут сыграть особенности района плавания, именно местные (постоянно, периодически проявляющиеся или носящие спо-радический характер) опасности для движения судов и совершения маневров. В целях предотвращения действия таких и им подобных факторов существует лоцманская проводка судов (наука, изучающая условия плавания судов по водным путям, называется лоцией). Она предусматривает привлечение для проводки судов по таким участкам водных путей специальных лиц - лоцманов, которые осведомлены обо всех особенностях именно данного района (участка ВВП), и в целях предотвра-щения негативного воздействия таких особенностей дает рекомендации судоводителю относительно правильных действий по предотвращению негативных последствий таких особенностей. А так как лоцманская проводка судов представляет собой вид социально значимой деятельности, она нуждается в правовом регулировании.
Рассматриваемая статья регулирует в общих чертах статус лоцманских организаций, правоотношения лоцмана с су-довладельцем и капитаном судна, в основных моментах устанавливает статус лоцмана, предусматривая его права и обязанности в сфере обеспечения безопасности судоходства при судовождении, в ходе непосредственного плавания судна.
2. Лоцманская проводка осуществляется лоцманами - гражданами РФ, имеющими судоводительское образование, ди-плом капитана, опыт судовождения. Он должен выдержать испытания на знание вопросов лоцманской проводки в опреде-ленном районе плавания (эти занимаются бассейновые органы), а также иметь медицинское свидетельство о годности по состоянию здоровья. Каких-либо императивных возрастных ограничений не установлено. По результатам аттестации лоцману выдается установленной формы диплом и лоцманское удостоверение, в котором обязательно указывается район плавания - в ином районе лоцман не может осуществлять проводку. Обязанность предъявлять по прибытии на судно капитану удостоверение является для лоцмана императивной, как и запрет для капитана брать на судно лоцмана при отсутствии у него в данный момент удостоверения.
3. Лоцманская проводка подразделяется юридически на два основных вида: добровольную (необязательную), когда капитан или судовладелец по своему усмотрению обращаются к услугам лоцманских организаций (служб), желая придать дополнительные гарантии для благоприятного исхода плавания в определенном рейсе, и обязательную, когда в силу особенностей какого-либо участка пути законом устанавливается обязанность осуществлять на нем лоцманскую проводку. Такие участки ВВП подлежат опубликованию и устанавливаются в утверждаемых Минтрансом России перечнях участков. В частности, одним из таких участков является р. Нева - от 1358 км до 1385 км - для судов, проходящих Санкт-Петербургские мосты. Влияет на обязательность лоцманской проводки и вид груза, например, обязательная лоцманская проводка устанавливается на канале им. Москвы и Москворецкой системе, Волго-Донском канале, Волго-Балтийском водном пути и Беломорско-Балтийском канале для судов, перевозящих взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества и боеприпасы. Обязательной лоцманская проводка является для судов, буксирующих (толкающих) спецобъекты на всех участках ВВП. Есть еще принудительная проводка, когда действия лоцмана юридически заменяют действия капитана, но она касается в основном территорий с особым международным режимом. Она есть на Панамском и Коринфском каналах. Организационных форм лоцманских организаций две: государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке. Службы создаются в БОГУ на ВВТ. Аттестация должна проводиться в БОГУ на ВВТ на одинаковых для государственных и негосударственных организаций основаниях, что подтверждается арбитражной практикой.
Например, 24 мая 2007 г. Санкт-Петербургское УФАС прекратило производство по делу о нарушении Волго-Балтийским ГБУВП и С и Северо-Западным управлением надзора на ВВТ ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - в связи с добровольным прекращением нарушения. Дело возбуждено было по заявлению независимых негосударственных организаций по лоцманской проводке, а нарушение состояло в том, что лоцманскую атте-стацию могли проходить только лоцманы ГБУВП и С и аффилированной лоцманской организации ООО "Невский лоцман". В заявлении указывалось, что это ограничивает конкуренцию на рынке услуг негосударственных лоцманских организаций. В ходе рассмотрения дела Северо-Западным Управлением государственного морского и речного надзора был издан Приказ от 28 марта 2007 г. N 381, которым был установлен одинаковый порядок прохождения аттестации для лоцманов всех организаций, которые желают оказывать лоцманские услуги в данном бассейне.
Но при рассмотрении данного вопроса вообще следует учитывать не только интересы конкуренции, но прежде всего интересы безопасности судоходства. Поэтому, невзирая на одинаковые возможности для аттестации лоцманов в любом бассейне, следует сохранить в качестве обязательного то условие, что данные бассейн лоцман должен знать в совершенстве. Это должно быть отражено в удостоверении.
4. При оказании лоцманских услуг между судовладельцем и лоцманской организацией возникают правоотношения, природа которых требует остановиться на ней. По смыслу п. 1 данной статьи лоцманские услуги оказываются на возмездной основе. Следует признать существенным пробелом тот факт, что комментируемый Кодекс (и КТМ РФ - аналогично) не содержит хотя бы указания на нормы, которыми регулируется договор об оказании лоцманских услуг. Как в литературе (правда, касается она морской проводки), так и в судебной практике выработано то отношение к лоцманскому договору, что он представляет собой один из видов договора о возмездном оказании услуг, а лоцманский сбор - это плата за услуги лоцманской организации (службы) за оказание лоцманских услуг. Если обратиться к ст. 779 ГК РФ, регулирующей основные положения о возмездном оказании услуг, то в данном случае договор об оказании услуг по лоцманской проводке будет определяться как соглашение, по которому исполнитель (лоцманская служба или организация) обязуется по заданию заказчика (судовладелец, от имени которого договор может заключить капитан) оказать услуги по лоцманской проводке судна на определенном участке ВВП, а заказчик обязуется оплатить данные услуги. Здесь, как и в самом договоре возмездного оказания услуг, предметом являются услуги, действия неовеществленного характера (нельзя однозначно говорить - нематериального, так как нематериальной деятельности в природе вообще не может существовать), которые выражаются в даче капитану (судоводителю) информации о районе плавания и советов о том, как лучше всего осуществлять плавание в данном районе. Стороны договора: судовладелец (капитан, как законный представитель заключает такие договоры от имени судовладельца) и лоцманская организация. Сам лоцман - это работник организации. Договор является консенсуальным, возмездным и взаимным. Цель договора заключается в обеспечении безопасности плавания и предотвращении происшествий с судами и наступления вреда окружающей среде. Существенными условиями договора будут предмет, место и время оказания услуг. КВВТ РФ не содержит правил относительно формы и порядка заключения договора. Не содержит их и гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг", нормы которой могут субсидиарно применяться, если лоцманским договором что-либо не урегулировано. Поэтому следует обращаться к ст. 161 ГК РФ "О простой письменной форме сделок", если они не подлежат нотариальному удостоверению. Простая письменная форма имеет место и в данном случае. Что касается морских проводок, то там случаются ситуации, когда договор может заключаться и в устной форме. Лоцман вызывается на судно не путем подачи заявки в организацию, а путем поднятия лоцманского флага на судне. Не помешала бы аналогичная практика на ВВТ, которую следует законодательно урегулировать. Подтверждением договора являются заявка (ее подача является офертой при заключении) и заполненная капитаном лоцманская квитанция.
Что касается обязательной лоцманской проводки, то само данное условие не изменяет конструкции договора как раз-новидности договора об оказании услуг. Согласно ст. 421 ГК РФ законом может предусматриваться обязанность заключить договор и при отсутствии согласия сторон. Здесь обязательным будет только наличие такого договора, но правоотношения между судовладельцем и лоцманской организацией продолжают оставаться в поле действия норм о возмездном оказании услуг.
К числу главных обязанностей прибывшего на судно лоцмана относится обязанность обеспечить безопасный (безава-рийный) проход судна по данному участку пути. Выполняет он свои обязанности путем предоставления информации о рай-оне плавания и даче советов относительно движения судна. Аналогичные обязанности он выполняет в порту, включая обес-печение безопасной постановки судна. В целом же особенности взаимоотношений лоцмана и капитана судна сводятся к следующему.
Прибывший лоцман предъявляет капитану удостоверение. Капитан обеспечивает безопасную посадку лоцмана (при необходимости и его стажера) и предоставляет ему во время плавания отдельное помещение и питание наравне с экипажем. Капитан должен предоставить лоцману полную информацию относительно конструктивных данных судна и его осадки, а также при необходимости данные относительно маневренности судна. Капитан, далее, следует разумным советам лоцмана, не вмешиваясь в его работу. Лоцман может приостановить лоцманскую проводку до наступления обстоятельств, позволяю-щих обеспечить безопасность судоходства. Это в числе прочего может касаться и устранения неисправностей судна или его оборудования. В случае, когда капитан вынужден оставить судно, он обязан указать лицо, остающееся за него, и лицо, непосредственно осуществляющее управление судном. По общему правилу лоцман не должен оставлять судно раньше того, как оно будет поставлено на якорь, либо до того, как он будет сменен другим лоцманом.
При этом п. 8 настоящей статьи установлены императивные обязанности лоцмана о необходимости сообщать в БОГУ на ВВТ и БУГН на ВВТ обо всех изменениях судового хода, создающих угрозу безопасности судоходства, о любых проис-шествиях с судном, причем с любым судном на его участке, о невыполнении капитаном судна правил плавания по ВВП и правил предотвращения загрязнения с судов.
5. Ответственность лоцманских организаций (служб) представляет собой частный случай ответственности должника (организации) за действия своих работников согласно ст. 402 ГК РФ, действия должника по исполнению его обязательств считаются действиями работников. Должник отвечает за такие действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежа-щее исполнение обязательств. Такая ответственность наступает при наличии вины лоцмана, так как исполнение лоцманами услуг не является предпринимательской деятельностью.
В целях обеспечения бесперебойного функционирования лоцманских служб и организаций законодатель устанавливает императивное правило об обязанности лоцманских организаций и служб застраховать гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана (п. 6 настоящей статьи). При причинении вреда судном третьим лицам, как источником повышенной опасности, отвечает перед ними судовладелец. Если при этом установлена вина лоцмана, судовладелец имеет право предъявить регрессные требования к лоцманской организации. В этом случае, если недостаточно для возмещения вреда суммы страховой выплаты, подлежит возмещению разница между данной суммой и фактическим размером наступившего вреда.
Указанной в предыдущем абзаце цели посвящено и то правило, что присутствие на судне лоцмана не освобождает ка-питана как непосредственного судоводителя от ответственности за управление судном, а при наличии достаточных основа-ний сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг. В этом случае капитан либо сам осуществляет проводку (там, где она необязательна), либо он обязан потребовать заменить лоцмана там, где проводка обязательная. В последнем случае, если лоцман предоставляется той же организацией, что и предыдущий, расторжения договора не требуется.
6. Надзор за лоцманскими службами и организациями осуществляют территориальные БУГН на ВВТ, чья надзорная юрисдикция распространяется на соответствующий бассейн.

В заключение данной главы, которая не претендует на бесспорность и полноту, следует указать, что для последова-тельного соблюдения требования безопасности судоходства следует возвести в ранг принципа то положение, что интересы безопасности судоходства должны всегда превалировать над интересами прибыли, тем более когда последние выражаются в сиюминутных интересах клиентуры, а для этого следует создать адекватную финансовую поддержку (дабы эти сиюминутные интересы не были в силу аристотелевской bia ananke (вынужденной необходимости) такими заманчивыми с точки зрения их стоимости) и уже одновременно с этим совершенствовать нормативно-правовую базу. Интересы обеспечения безопасности судоходства, причем по отношению к защищенности от негативного воздействия всех факторов - техногенных, социальных и природных, играют первостепенную важность и по отношению к аспекту открытия внутренних водных путей для иностранного флага, хотя автор (мнение не профессиональное по отношению к транспортному сектору) и не очень ратует за такое открытие.

Глава VII. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ СУДОВ