Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 39. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 1 статьи 39 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев. Судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В целях настоящего Кодекса под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость (в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочные масла) независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или бункерного топлива; под бункерным топливом понимаются нефтепродукты (в том числе смазочное масло), используемые или предназначенные для использования в целях эксплуатации либо обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, и остатки данных нефтепродуктов.

2. Требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, полномочиями которых является обеспечение экологической безопасности.


<Статья 38.1 | Статья 39 | Статья 40>

Научно-практический комментарий:

1. Внутренний водный транспорт как таковой относится к одному из наиболее экологически чистых. Но в ходе экс-плуатации судов и инфраструктуры ВВП могут произойти экологические инциденты как природного (независящего от воли людей), так и техногенного характера, а также в силу небезызвестного "человеческого фактора". Излишне говорить о воз-можных последствиях разлива нефти при транспортных происшествиях с судами, а также в результате нарушений требова-ний экологической безопасности судоходства и эксплуатации объектов инфраструктуры ВВТ. Каков бы ни был транспорт со стороны экологической надежности, он всегда остается транспортом, то есть источником повышенной опасности, который нельзя контролировать полностью. Именно на предотвращение подобных случаев и направлена разработка, утверждение, исполнение и надзор за соблюдением правил экологической безопасности судоходства. Обязанность обеспечить выполнение требований экологической безопасности возложена КВВТ РФ на судовладельцев. По отношению к СГТС такая обязанность относится к владельцам таких ГТС. При этом судовладелец отвечает и за подготовку экипажа в области обеспечения соблюдения требований экологической безопасности, так как именно от действий экипажа зависит их реализация в процессе эксплуатации судов. Данное правило настоящей статьи должно обеспечивать соблюдение требований экологической безопасности судовладельцами, но достигнуть этого на соответствующем уровне правовыми средствами можно только подкрепив эту обязанность мерами общей и частной превенции, установив ответственность за ее нарушение. Такая ответственность в КоАП РФ содержится в ст. 8.16, которая носит название невыполнения правил ведения судовых документов. На самом деле речь идет о невыполнении капитаном судна правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей и для водных биоресурсов. Специальной нормы об ответственности именно за нарушение требований экологической безопасности при эксплуатации судов КоАП РФ не предусматривает. По отношению к нарушению технических требований, направленных на обеспечение экологической безопасности судоходства, применим состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ "Несоблюдение экологических требований при проектировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов". Полномочиями по осуществлению надзора за техническим соответствием экологическим требованиям наделены органы технического надзора и классификации судов. Что касается уголовной ответственности, то в гл. 26 УК РФ, посвященной экологическим преступлениям, специального состава, в котором бы устанавливалась ответственность за экологически опасные последствия именно в результате нарушения требований экологической безопасности на водном транспорте, не содержится. Учитывая жесткий характер уголовно-правовых средств воздействия, здесь вполне применимы могут быть составы преступлений, предусмотренные ст. 247 УК РФ "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов" (под обращением данная статья понимает в числе прочего и транспортировку) и ст. 250 УК РФ "Загрязнение вод", так как такое загрязнение может вполне произойти в результате нарушений требований экологической безопасности на судах и безопасности судоходства.
Понятие нефти здесь достаточно ясно. Важным в конструкции этого понятия является то условие, что требования от-носительно экологической безопасности по предотвращению загрязнения с судов нефтью должны выполняться независимо от того, в каком качестве последняя перевозится (находится) на судне - либо в качестве груза, либо в качестве топлива. По отношению к распределению бремени несения ответственности за загрязнение с судов нефтью (не следует забывать, что владелец такого груза - это владелец источника повышенной опасности и при таком загрязнении имеет место взаимодейст-вие таких источников) см. комментарий к ст. 121 Кодекса.
2. Требования обеспечения экологической безопасности судов в отношении судовладельцев устанавливаются прави-лами предотвращения загрязнения с судов нефтью, сточными водами внутренних водных путей. Они разрабатываются орга-нами в области охраны окружающей среды, органами в области обеспечения экологической безопасности (органы надзора за экологической безопасностью), Минтрансом России и утверждаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения экологической безопасности. В частности, Правила по предотвращению загрязнения с судов, утвержденные Минтрансом России и вступившие в силу с 1 августа 2005 г., включают в себя разделы, устанавливающие положения по техническому наблюдению, требования к конструкции судов и их оборудованию по предотвращению загрязнения с судов нефтью, требования к конструкции при перевозке вредных жидких веществ наливом, требования к оборудованию и устройствам судов по предотвращению загрязнения сточными водами. Помимо актов Минтранса России в обеспечении экологической безопасности играет важную роль и соблюдение актов Минприроды России и Росприроднадзора, например, о предельно допустимых уровнях вредного воздействия на водные объекты.