Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 38. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 38


<Статья 37 | Статья 38 | Статья 38.1>

Научно-практический комментарий:

1. Капитан порта, руководствуясь в своей деятельности Положением о капитане морского порта, утвержденным При-казом Минтранса России от 19 декабря 2006 г. N 156, а также иными нормативными актами в сфере обеспечения безопасно-сти судоходства, призван обеспечивать соблюдение требования безопасности судоходства в акватории и на территории порта (см. комментарий к ст. 55 Кодекса) всеми судовладельцами, иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в порту, а также соблюдение требований международных договоров и национального законодательства не только о торговом мореплавании, но и о внутреннем водном транспорте, в акватории и на территории порта. Что касается морских портов, в которые заходят суда смешанного (река-море) плавания, то в данных портах надзор осуществляется капитанами морских портов в соответствии с Положением о капитане морского порта, в котором указано, что капитан морского порта осуществляет обеспечение безопасности мореплавания в морском порту. Тот факт, что надзор за безопасностью судоходства указанных судов при нахождении их в морских портах должен осуществлять капитан такого порта, определяется и правилом п. 4 ст. 1 КВВТ РФ (см. комментарий), согласно которому отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются КТМ РФ, если такие отношения возникают на участках ВВП с морским режимом НГО судоходства, а морские порты в любом случае, не являясь даже инфраструктурным элементом ВВП, должны соответствовать именно морскому режиму судоходства и НГО.
2. Согласно п. 3 настоящей статьи, капитан речного порта является должностным лицом БОГУ на ВВТ. Между тем ес-ли осуществлять разделение управленческих и хозяйственных функций на ВВТ, как планировалось в административной реформе, то надзорные функции также необходимо дифференцировать в самостоятельную отрасль с соответствующим организационно-правовым оформлением, то есть передать надзорные функции либо строго одному специализированному органу, либо четко и недвусмысленно разделить их между надзорными органами, причем желательно в одном нормативно-правовом акте. И если предположить, что БОГУ на ВВТ должны выполнять только сугубо управленческие задачи и функции, а надзор выполнять БУГН на ВВТ, то капитан речного порта как надзорный орган должен стать должностным лицом БУГН на ВВТ.
3. Капитан речного порта, выполняя возложенные на него задачи, осуществляет следующие функции:
1) государственный надзор за соблюдением законодательства и международных договоров в области обеспечения безопасности судоходства, пресечение и превенцию правонарушений;
2) участие в разработке и согласовании видов правил в порту;
3) контроль за состоянием СНО и за состоянием глубин судовых ходов;
4) контроль за безопасностью прохождения судов по акватории порта и на подходах к нему;
5) проверка готовности судов к выходу в море;
6) организация работы лоцманской службы в порту (а надзор за ней осуществляет БУГН на ВВТ);
7) контроль за выполнением судовладельцами в порту требований экологической безопасности судоходства; обеспе-чение капитанов навигационной информацией;
8) участие в рассмотрении планов и проектов размещения СНО и их перспективного развития и иные функции. Капи-тан порта вправе запретить выход судна из порта в случае непригодности судна к плаванию, нарушения требований к его загрузке или при наличии иных недостатков, создающих угрозу безопасности судоходства, а также нарушения требований относительно судовых документов;
9) утверждать должностные инструкции, представительствовать в органах государственной власти по вопросам, вхо-дящим в его компетенцию;
10) привлекать находящихся в порту капитанов судов и судовладельцев к осуществлению спасательных операций в порту. Последнее право капитана порта гарантируется императивно установленной обязанностью всех находящихся в порту капитанов, судовладельцев и иных лиц выполнять такие требования капитана порта (п. 6 настоящей статьи). Логичной и ясной представляется также и императивное правило п. 5 об обязательности требований и решений капитана порта в рамках его надзорной компетенции по обеспечению безопасности судоходства.