Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 36. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 36


<Статья 35 | Статья 36 | Статья 37>

Научно-практический комментарий:

1. В императивных нормах определены виды судов, безопасность эксплуатации которых подлежит надзору со стороны территориальных органов Ространснадзора на ВВТ. На практике это скорее не ликвидация, а реорганизация органа Ространснадзора на ВВТ, поэтому далее в тексте, для удобства, он будет обозначаться именно так. Территориальный орган БУГН на ВВТ уже был обозначен. Каких-либо принципиальных изменений не произошло. Сохранен и бассейновый принцип, и существовавшие ранее линейные отделы, хотя юридически это была ликвидация - ГРСИ существовала в организационно-правовой форме федерального государственного учреждения. Впрочем, это касается проводимой в то время административной реформы, и она находится за рамками комментария к существующим нормам Кодекса.
Но при том что основное назначение территориальных органов надзора на ВВТ (и в центре) в основном не измени-лось, им при этом переданы функции надзора и контроля за безопасностью СГТС, пожарного надзора, лицензионного надзора. Все данные виды надзора осуществляются органами Ространснадзора на ВВТ. В целом же позитивный сдвиг есть. Он в том, что надзор, будучи полностью выделен из производственной, хозяйственной сферы, существует самостоятельно.
В п. п. 1 и 2 настоящей статьи устанавливаются виды судов, эксплуатация которых подлежит надзору БУГН на ВВТ. Они осуществляют такой надзор в пределах, не относящихся к органам технического надзора и классификации. В частности, Регистр при невыполнении требований, указанных в Положении о классификации судов смешанного (река-море) плавания и иных, которые утверждаются Минтрансом России, запрещает эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств, технических средств, не выдает или аннулирует ранее выданные документы, разрешающие эксплуатацию судов. Но при той ситуации, если сохранить за классификационными органами функцию не надзора, а наблюдения, то реализация таких их полномочий на практике может стать затруднительной, и тогда такими функциями следует или всецело наделять органы надзора на ВВТ или возобновить и императивно закрепить именно надзорную функцию за классификационными органами, а не "наблюдательную миссию".
2. Органы надзора на ВВТ наделены п. 3 настоящей статьи весьма широким объемом полномочий. Все они в подза-конных актах конкретизируются. Расследование и классификация транспортных происшествий с судами осуществляется на основании и в порядке, определенными Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшест-вий на ВВП, утвержденным Приказом Минтранса России от 29 декабря 2003 г. N 221. Положение распространяется на транспортные происшествия с судами, находящимися в эксплуатации и повлекшие тяжкие телесные повреждения или ги-бель людей, затопление или конструктивные разрушения судов и повреждения судами ГТС, разливы нефти и нефтепродук-тов, прекращение движения флота, посадки судна на мель. Следовало бы распространить императивно действие данного Положения на все происшествия с судами. БУГН на ВВТ, получив информацию от капитана судна или иного лица об ава-рийном случае (АС), производит в установленном данным Положением порядке расследование АС и присваивает ему ква-лификацию.
Расследование производится в следующем порядке:
оценка соответствия судна и экипажа требованиям безопасности;
установление причин и последствий происшествия;
оценка действий причастных должностных (непонятно, почему не иных?) лиц;
выявление должностных лиц, чьи действия привели или способствовали происшествию с указанием нарушенных норм;
классификация происшествия.
О регистрации судов см. комментарий к гл. 4 Кодекса. Что касается надзора за соблюдением требований эксплуатации судов, то здесь имеется в виду та часть полномочий по надзору, которая не охватывается полномочиями классификационных органов. Важное значение имеет участие органов Ространснадзора на ВВТ в проверке знаний и дипломировании лиц командного состава экипажей судов, причем эту сферу полномочий надзорных органов следует ужесточать, так как не всегда дипломирование и уровень знаний членами экипажей судов своих обязанностей соответствует требованиям обеспечения безопасности судоходства.
Например, 31 мая 2008 г. пассажирский теплоход "Суворов" в рейсе Москва - Тверь при шлюзовании в шлюзе N 2 ФГУП "Канал имени Москвы" коснулся кормовой частью порога сегментного затвора. По результатам расследования уста-новлено, что основной причиной этого было халатное отношение к выполнению обязанностей экипажа судна.
Проверки судов осуществляются на основании разрабатываемых инструкций и проводятся в целях определения сте-пени готовности судов и экипажа к обеспечению безопасности эксплуатации судна, в целях оценки уровня выполнения су-довладельцем требований нормативно-правовых актов в области безопасности эксплуатации судов, в целях принятия уста-новленных мер (к примеру, запрещения выпуска судна в плавание) по отношению к судовладельцам и экипажам судов, до-пустившим нарушения требований обеспечения безопасности.
В ходе проверок устанавливаются:
соответствие требованиям минимального состава экипажей судов;
наличие и соответствие занимаемым должностям дипломов, удостоверений об аттестации, квалификационных свиде-тельств; соответствие класса судна разряду ВВП;
соблюдение норм пассажировместимости и грузоподъемности;
действие средств сигнализации и оповещения;
соответствие установленным требованиям спасательных и аварийных средств;
наличие и исправность навигационных и иных приборов, а также рулевого, якорного и иных устройств;
практические действия экипажа по тревогам и по борьбе за живучесть судна и спасанию пассажиров и экипажа в экс-тремальных ситуациях.
В настоящее время следует активно внедрять и осуществлять проверки действий экипажа по предотвращению угроз террористического характера.
3. Что касается обязательности решений надзорных органов для всех лиц, которым они адресованы в рамках их ком-петенции, то это так же, как и п. 7 ст. 34 КВВТ РФ, является императивной нормой, и также данные лица вправе обжаловать эти решения либо в административном, либо в судебном порядке.