Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 34. Общие положения

1. Утратил силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 1 статьи 34

2. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.


<Статья 33 | Статья 34 | Статья 34.1>

Научно-практический комментарий:

1. Безопасность судоходства представляет собой важнейший фактор в обеспечении надлежащего уровня функциони-рования ВВТ как единого производственно-технологического комплекса и в охране прав и законных интересов всех лиц, соприкасающихся в своей деятельности с данным видом транспорта. Безопасность судоходства можно определить как со-стояние защищенности процесса технической и коммерческой эксплуатации судов, иных плавучих объектов, судоходных ГТС, СНО и объектов вспомогательной инфраструктуры ВВТ от негативного воздействия техногенных, антропогенных, природных и социальных факторов.
Как видно, данное состояние ВВТ и судоходства складывается отнюдь не только из безопасности эксплуатации самих судов и иных плавучих объектов. Между тем правила настоящей главы акцентированы именно на этой составляющей, что нельзя признать достаточным. Следовало бы дополнить данную главу нормами, определяющими основы взаимодействия всех элементов безопасности судоходства: СГТС, систем СНО, объектов вспомогательной инфраструктуры, а также определить основы взаимодействия государственных структур при обеспечении защищенности процесса судоходства от террористических и иных преступных факторов. Безопасности ГТС посвящен Закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (см. комментарий к гл. 2), но определение именно специфики обеспечения безопасности судоходных ГТС могло бы содержаться и в Кодексе.
Обязанность судовладельца обеспечить безопасность судоходства в рамках эксплуатации судна является императив-ной. КВВТ РФ указывает именно судовладельца, не только собственника. Здесь акцент ставится на критерии фактического держания судна - владения, так как собственник подчас (например, при аренде без экипажа) вообще не имеет возможности влиять на уровень соответствия судна требованиям безопасности, не имеет возможности его контролировать. Это осуществ-ляет его владелец в данный момент, тот, кто фактически им владеет, "держит" в юридическом смысле. Здесь сохраняется право распоряжения, а владение передается. При этом в определенных ситуациях обязанность по обеспечению безопасности ложится на собственника и в случае выбытия судна из его владения. В частности, при аренде судна с экипажем именно собственник (арендодатель) обязан будет обеспечить укомплектование экипажа судна соответственно требованиям о минимальном составе, что является одной из составляющей обязанности по обеспечению безопасности судоходства. Он же будет обязан и поддерживать судно в надлежащем техническом состоянии.
Обязанности судовладельца, перечень которых приведен в п. 1 данной статьи, являются основными, базовыми и им-перативными. Ни одну из таких обязанностей он не вправе игнорировать. Некоторые из них представлены предельно широ-ко и абстрактно, в частности обеспечивать безопасную практику эксплуатации судов.
Практика эксплуатации - это ни что иное, как сама эксплуатация. Здесь безопасность технической и коммерческой эксплуатации взаимно влияют друг на друга (подразумеваются оба данных вида). Укомплектование экипажем предполагает соответствия последнего требованиям Положения о минимальном составе экипажей судов, которое было рассмотрено в комментарии к предыдущей (пятой) главе, посвященной экипажу. Несоответствие экипажа и (или) квалификации кого-либо из его состава данным требованиям является основанием к запрещению плавания судна. Техническое состояние, соответствующее требованиям безопасности складывается из соответствия судна, его конструктивных элементов, машин, оборудования и снаряжения требованиям установленных правил Речного Регистра, обязательных ГОСТов и иных технических норм. Улучшение навыков экипажа предполагает постоянное совершенствование и проверку знаний и умений его состава в области поддержания и обеспечения безопасности как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях, подготовку, переподготовку кадров, своевременное направление работников для аттестации и дипломирования. Лицо, ответственное за безопасность судоходства у судовладельца, как правило, должно выполнять в основном исполнительные, организационные и контрольные функции, ответственным же в собственном смысле за безопасность остается он сам.
Ответственность, к которой может привлекаться судовладелец за несоблюдение требований в области обеспечения безопасности судоходства, может быть в зависимости от характера и уровня общественной опасности нарушения, а также в зависимости от отраслевой направленности: гражданско-правовой (возмещение вреда, наступившего вследствие несоблюдения требований безопасности судоходства), административной и уголовной. Административная ответственность в данной сфере реализуется путем применения санкций, предусмотренных ст. 11.7 КоАП РФ "Нарушение правил плавания", ст. 11.8 КоАП РФ "Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права на управление", ст. 11.10 КоАП РФ "Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также маломерных судах", ст. 11.13 КоАП РФ "Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома либо находящихся в состоянии опьянения". Последний состав наиболее часто может встречаться именно по отношению к судовладельцу. Органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, установленных ст. ст. 11.8 - 11.11, ч. 1 ст. 11.13 КоАП РФ, являются органы внутреннего водного транспорта, как они совокупно обозначены в ст. 23.39 КоАП РФ. На практике ими чаще всего являются органы надзора - БУГН на ВВТ, а также начальствующий состав БОГУ на ВВТ (ч. 2 ст. 23.39 КоАП РФ). Что касается иных административных правонарушений, составы которых установлены данной главой КоАП РФ, то по ним к ответственности может привлекаться не только судовладелец, но и иные лица, например, непосредственный судоводитель при управлении судном в состоянии опьянения. При нарушении правил перевозки опасных грузов (см. комментарий к ст. 86 Кодекса) к ответственности привлекаются как судоводитель, так и должностные лица, ответственные за перевозку, а в числе последних может быть и судовладелец. Что касается уголовной ответственности в данной сфере, это могут быть такие составы преступлений, как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ). Здесь, соответственно, она будет иметь отношение к ВВТ. Для привлечения судовладельца к ответственности по данной статье помимо установления всех признаков состава необходимо установление причинной связи между нарушением со стороны судовладельца правил и требований безопасности судоходства и наступлением общественно опасных последствий (материальный состав) в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111 УК РФ) - простой состав либо по неосторожности смерти человека (квалифицированный состав) или двух и более лиц (особо квалифицированный). Если такие последствия причинены умышленно, то совокупности здесь не будет. Виновное лицо будет привлекаться по соответствующим статьям УК РФ.