Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна, отстранять их от исполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, уставом о дисциплине.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.


<Статья 30 | Статья 31 | Статья 32>

Научно-практический комментарий:

1. Обязанности капитана по поддержанию порядка на судне, обусловленные его статусом как главного должностного лица на судне, подразделяются на два основных вида: в обычных условиях и в чрезвычайных обстоятельствах. По субъект-ному составу их тоже можно дифференцировать:
относящиеся только к экипажу;
распространяющиеся на всех лиц, находящихся на судне.
Территориально они действуют только на судне, за исключением той ситуации, когда судно погибло. В этом случае все права и обязанности капитана сохраняются в отношении всех спасенных лиц, которые находились на судне до его гибе-ли. Распоряжения капитана судна обязательны для всех лиц, находящихся на судне как для членов экипажа, так и для иных. Данные распоряжения должны отдаваться капитаном в пределах его полномочий, они могут быть как в устной, так и в пись-менной форме. Капитан вправе издавать приказы по судну, которые подлежат беспрекословному выполнению всеми лица-ми, котором они адресованы.
2. Перечень дисциплинарных поощрений и взысканий, которые могут применяться к членам экипажа судна (само со-бой, они не могут применяться по отношению к иным находящимся на судне лицам), определяются в общих чертах ТК РФ (гл. 30), а применительно к ВВТ - Уставом о дисциплине. В настоящее время новый Устав о дисциплине, как уже указыва-лось выше, рассматривался на заседании Правительства РФ в марте 2008 г. Проект данного устава предусматривает, в частности: виды поощрения за труд, помимо тех, что предусмотрены ст. 191 ТК РФ, и порядок их применения, виды дисциплинарных взысканий, помимо предусмотренных ТК РФ и порядок их применения, основания для наложения дисциплинарных взысканий, установленных Уставом, с учетом обязанностей работников ВВТ по обеспечению надлежащего функционирования ВВТ, порядок наложения дисциплинарных взысканий капитаном судна и работодателем, учитывая специфику деятельности ВВТ, порядок обжалования дисциплинарных взысканий. В соответствии со ст. 192 ТК РФ федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для определенных категорий работников могут предусматриваться и другие виды дисциплинарных взысканий, помимо тех, что предусмотрены данной статьей ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), поэтому в Уставе о дисциплине вполне уместна такая детальная регламентация указанных вопросов с учетом специфики ВВТ. Данный Устав предусматривает, помимо поощрений, предусмотренных ТК РФ, также поощрения в виде ведомственных наград (медали, нагрудные знаки и иные). Работодатель и уполномоченные им лица вправе применять все виды поощрений, предусмотренных как ТК РФ, так и Уставом. Капитан вправе объявлять благодарность с оформлением приказа по судну и уведомлением работодателя. Что касается взысканий, то Устав предусматривает следующие их виды, помимо тех, что установлены ТК РФ:
предупреждение о неполном служебном соответствии;
освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности дви-жения судов по основаниям, предусмотренным Уставом на срок до одного года;
увольнение по основаниям, предусмотренным Уставом.
Капитан судна вправе налагать только взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном слу-жебном соответствии. Это осуществляется капитаном путем издания приказа по судну с последующим уведомлением рабо-тодателя. Предупреждение о неполном служебном соответствии и освобождение от трудовых обязанностей могут налагаться только в случае повторного совершения работником дисциплинарного проступка после наложения взыскания в виде замечания или выговора. Уставом также подробно регламентируется порядок наложения иных дисциплинарных взысканий, которые вправе налагать только работодатель. Что касается обжалования взысканий, наложенных капитаном судна, то оно осуществляется по правилам ст. 193 ТК РФ, в срок не позднее 3 месяцев со дня возвращения работника из плавания.
Если же вести речь в целом о перечне установленных в Уставе взысканий, то некоторые из них вызывают сомнения и ряд замечаний, основные из которых были высказаны Комитетом Государственной Думы РФ по труду и социальной поли-тике, Федерацией независимых профсоюзов России, Общественной палатой РФ. Весь спектр данных замечаний и предложе-ний по доработке проекта Устава о дисциплине здесь нет возможности привести. С ними можно ознакомиться непосредст-венно по публикациям проекта Федерального закона N 52141-5 "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта", в которых, как правило, содержатся и данные замечания. В частности, заключение Общественной палаты Рос-сийской Федерации по результатам общественной экспертизы данного законопроекта.
3. Пунктами 3 - 5 рассматриваемой статьи определяются полномочия капитана в опасном для судна, находящихся на нем лиц и имущества случае поведения лица, а также в случае обнаружения признаков преступления в ходе рейса и в порту. При нахождении в порту это относится как к стоянке судна, так и к его движению в акватории порта. Поведение лица, нахо-дящегося на судне, угрожающее безопасности судна, людей или имущества, определяется исходя из конкретной ситуации, изоляция такого лица осуществляется до прихода судна в ближайший порт, где такое лицо, если его поведение продолжает оставаться угрожающим, должно быть удалено с судна.
Признаки преступления существуют прежде всего в виде признаков его состава - объективной стороны, объекта, субъ-екта и субъективной стороны. Все они подлежат установлению в определенном УПК РФ порядке, что не относится полно-стью к компетенции капитана (и не должно, конечно, относиться). В данном случае акцент делается на объективную сторону - на действия по совершению преступления и на результаты таких действий в виде наступивших общественно опасных последствий, допустим, на судне обнаружен труп с признаками насильственной смерти. Подозреваемое капитаном лицо, скажем, на основании предварительных показаний свидетелей (они здесь еще не свидетели в уголовно-процессуальном смысле, уместнее будет их просто назвать очевидцами либо косвенными свидетелями, но условно) подлежит немедленной изоляции до ближайшего порта или населенного пункта, где такое лицо должно быть передано правоохранительным органам. Если расстояние до населенного пункта ближе, чем до порта, такое лицо должно быть передано правоохранительным органам в данном населенном пункте. В случае обнаружения признаков преступления при нахождении судна в акватории порта такое лицо также подлежит задержанию капитаном с немедленным информированием об этом портовых властей и правоохранительного органа на данной территории (информировать, исходя из ситуации, можно любой из правоохранительных органов, например, ЛОВДТ, здесь еще не решается вопрос о подследственности). КТМ РФ, в отличие от КВВТ РФ, наделяет капитана морского судна функциями органа дознания (ст. 69 КТМ РФ), руководствующегося в этом случае УПК РФ и инструкциями о производстве дознания на судах, находящихся в плавании, утверждаемыми Генеральным прокурором РФ по согласованию с Минтрансом России и Госкомрыболовством. Исходя из смысла п. 4 и п. 5 рассматриваемой статьи КВВТ РФ такими функциями капитана речного судна не наделяет. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 40 УПК РФ, возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагается также на капитанов речных судов, находящихся в дальнем плавании по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.