Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 29. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу

1. Судовладелец обязан обеспечить возвращение члена экипажа судна и его личного имущества весом до 30 килограмм к месту приема члена экипажа судна на работу или в другое обусловленное ими место за свой счет в случае:

гибели судна;

болезни члена экипажа судна или получения им травмы, требующих лечения вне судна;

прекращения трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, в том числе окончания за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора (контракта), заключенного на определенный срок;

невозможности исполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении члена экипажа судна, предусмотренных законодательством Российской Федерации или трудовым договором (контрактом), вследствие несостоятельности (банкротства) судовладельца, продажи судна или изменения государства регистрации судна;

направления судна без согласия члена экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности.

2. В случае, если причиной возвращения члена экипажа судна к месту приема на работу является нарушение им условий трудового договора (контракта), судовладелец вправе взыскать с этого члена экипажа судна связанные с таким возвращением расходы полностью или частично в соответствии с законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением) и трудовым договором (контрактом).


<Статья 28 | Статья 29 | Статья 30>

Научно-практический комментарий:

1. Обязанность судовладельца обеспечить возвращение члена экипажа и его личного имущества к месту приема его на работу является императивной. По своей юридической природе такое обеспечение является одним из видов гарантий или компенсаций. То есть судовладелец как работодатель может различными способами (ибо иное в законе не оговорено) обес-печить такое возвращение члена экипажа (иное обусловленное место, которое указано в п. 1, должно согласовываться с учетом требований возможности и разумности. Ясно, что, если случай для такого обеспечения наступил, скажем, в районе р. Амур, член экипажа не может требовать обеспечить ему поездку в Москву), как создав условия для этого (гарантия), так и осуществив денежную выплату на возвращение (компенсация). КВВТ РФ не устанавливает императивно, что именно следу-ет понимать под обеспечением возвращения, а ТК РФ допускает, что как гарантии, так и компенсации могут предусматри-ваться не только ТК РФ, но и иными федеральными законами. Если КВВТ РФ, являясь в данном случае таким иным феде-ральным законом, не устанавливает императивно, что судовладелец должен применять именно определенные виды такого обеспечения, следует полагать, что здесь допускаются как гарантии, так и компенсации. Согласно ст. 164 ТК РФ, гарантии - это средства, условия и способы, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работни-кам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или иных обязанностей.