Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 28. Трудовые отношения на судне

1. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.

2. Трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, а также уставом о дисциплине, утвержденным Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).

См. Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 708


<Статья 27 | Статья 28 | Статья 29>

Научно-практический комментарий:

1. Норма п. 1 комментируемой статьи является императивной и сложности не представляет, разве что следует указать, что согласие или несогласие капитана судна относительно назначения определенного лица в состав экипажа (как в команд-ный состав, так и в судовую команду) должно быть обоснованным и мотивированным, с указанием конкретных причин отказа и ссылкой на нормативные правовые акты, на основании которых капитан счел недопустимым прием в состав экипажа такого лица. Обжалование отказа в приеме на работу может в этом случае быть адресовано судовладельцу, так как принимает на работу именно он, а капитан должен в обязательном порядке дать объяснения о причинах отказа.
2. Трудовые отношения на судах ВВТ являются одной из разновидностей трудовых отношений на транспорте. Что ка-сается ТК РФ, то непосредственное отношение к труду на ВВТ имеют нормы гл. 51 ТК РФ "Особенности регулирования труда работников транспорта". Само собой, что распространяются на трудовые отношения на судне правила о трудовом договоре (раздел III ТК РФ), правила о социальном партнерстве в сфере труда (раздел II ТК РФ), правила о рабочем времени и времени отдыха, с учетом специфики нормативной базы ВВТ (разделы IV и V ТК РФ), правила об оплате и нормировании труда, также с учетом специфики нормативной базы ВВТ, обусловленной спецификой самого ВВТ (раздел VI ТК РФ), правила о гарантиях и компенсациях (раздел VII ТК РФ), тоже с учетом специфики ВВТ. Что касается правил раздела VIII ТК РФ "Трудовой распорядок и дисциплина труда", то в данном случае эти моменты непосредственно урегулированы Уставом службы на судах и Уставом о дисциплине. Единственное, о чем не следует забывать, что в случае противоречий норм данных уставов правилам раздела VIII ТК РФ, подлежат применению правила раздела VIII, так как согласно ст. 5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах (не говоря уже о подзаконных актах), должны соответствовать ТК РФ. Также на трудовые отношения на ВВТ распространяются правила ТК РФ об охране труда (раздел X ТК РФ), о материальной ответственности сторон трудового договора (раздел XI ТК РФ), а также правила ч. 5 ТК РФ (раздел XIII ТК РФ) о защите трудовых прав и свобод, рассмотрении и разрешении трудовых споров и об ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Все данные нормы ТК РФ применяются с учетом положений Устава службы, Устава о дисциплине и иных специальных для ВВТ актов, которые не должны противоречить ТК РФ. Уже из данного перечня видно, насколько сложен и объемен конгломерат нормативного массива регулирования труда на ВВТ, если дополнить данные разделы ТК РФ специальными правилами. Просто каждый судовладелец должен знать, что ТК РФ, комментарии к нему и обзоры судебной практики должны быть настольными книгами его кадровиков и юристов.
Соотношение норм ТК РФ и специальных правил регулирования труда экипажа на ВВТ таково, что эти специальные правила должны гармонично эксплицироваться в нормы ТК РФ, дополняя и конкретизируя их применительно к специфике самого ВВТ как вида транспорта и специфике транспорта вообще как отрасли, а также оперативно и адекватно реагировать на изменения в данных видах деятельности. Специальные правила не должны противоречить ТК РФ, а создаваться и приме-няться на практике они должны с соблюдением принципов трудового законодательства, содержащихся в ст. 2 раздела I ТК РФ. Такое гармоничное функциональное взаимодействие институтов трудового права и специальных норм о труде в законо-дательстве о ВВТ на практике достигается не всегда, может доходить дело и до коллизий, что обусловливает необходимость постоянного мониторинга и толкования трудового законодательства. Впрочем, у коллизий не только негативные черты. Меры по их преодолению (основной способ - приоритет нормативных актов высшей юридической силы) позволяют совершенствовать способы преодоления коллизий и совершенствовать правовые средства механизма правового регулирования в ходе самого функционирования данных средств как социально-правовых институтов.
Устав службы на судах внутреннего водного транспорта призван детально регулировать вопросы общесудовой службы, должностные обязанности членов экипажа, особенности судомеханической службы и службы на судах различных видов, вопросы повседневной службы и судового распорядка. В целом он определяет основные положения по организации службы, а также права и обязанности членов экипажа. Обязанности членов экипажа подразделяются по каждой должности (капитан, помощники капитана и иные лица командного состава) и трудовой функции (работники экипажа, не относящиеся к командному составу). Кроме того, каждый член экипажа обязан:
соблюдать требования международных договоров и национального законодательства;
четко и добросовестно выполнять приказы и распоряжения капитана и судовладельца;
знать и грамотно выполнять свои обязанности по судовым расписаниям;
знать устройство и оборудование судна и быть готовыми к оказанию помощи;
знать и грамотно применять свои обязанности по борьбе за живучесть судна;
знать и выполнять правила технической эксплуатации машин, оборудования и устройств судна;
при обнаружении опасности немедленно докладывать капитану или вахтенному помощнику капитана и принимать меры к устранению опасности;
выполнять по требованию капитана аварийные работы (такие работы по усмотрению капитана могут осуществляться всеми лицами, находящимися на борту);
обеспечивать нормальную работу судна и порядок на нем.
Планируется принятие Устава о дисциплине работников внутреннего водного транспорта. Проект данного устава 15 октября 2008 г. был одобрен в первом чтении на заседании Государственной Думы РФ. Основаниями для разработки проекта устава являлись ст. 189 и ст. 330 ТК РФ, в соответствии с которыми дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ и Положениями (Уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. Данный устав определяет ряд обязанностей в сфере обеспечения безопасности судоходства и ГТС, предупреждению транспортных происшествий с судами, а также устанавливает дополнительные, помимо гл. 30 ТК РФ, виды поощрений и взысканий и основания их применения с учетом специфики ВВТ. В частности, предусматривается освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности судоходства и движением судов сроком до 1 года за совершение дисциплинарного проступка, повлекшего за собой повреждение или нарушение требований безопасности эксплуатации судна, создание аварийной ситуации, угрозы жизни и здоровью людей, сохранности груза или ущерба окружающей среде. В этом случае отстраненный член экипажа с его согласия может быть переведен на другую работу, а по истечении срока взыскания и сдачи квалификационного испытания вернуться на прежнюю работу.
С момента вступления в силу Устава о дисциплине признается утратившим силу Постановление Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 "Об утверждении Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР", которое действует до этого момента в части, не противоречащей трудовому законодательству и законодательству о ВВТ РФ (см. комментарий к ст. 165 Кодекса).
О правах и обязанностях членов экипажа судна (п. 3 комментируемой статьи) в основном уже сказано, нет возможно-сти их цитировать здесь, но что касается обязанностей капитана судна, то они все же будут несколько подробнее затронуты в комментарии к ст. 30 КВВТ РФ.
Отраслевые тарифные соглашения представляют собой на практике одну из главных форм реализации принципа социального партнерства в сфере труда (ст. 2 ТК РФ), которому посвящена целая часть (вторая) ТК РФ. Данный принцип в настоящее время является одним из определяющих в системе взаимоотношений представителей работников и работодателей на различных (отрасль, профессии, предприятие и иные) уровнях в рамках определения взаимоприемлемых условий труда, их согласования и совершенствования.