Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


1. К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.


<Статья 26 | Статья 27 | Статья 28>

Научно-практический комментарий:

1. Как уже указывалось, к экипажу судна, помимо требований о минимальном составе в отношении количества, предъявляются обязательные требования относительно квалификации лиц, входящих в его состав, что относится как к ко-мандному составу, так и к судовой команде. Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания утверждено Постановлением Правительства от 31 мая 2005 г. N 349. Данное Положение действует в отношении эксплуати-руемых на ВВП судов с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт, несамоходных судов вместимостью не менее 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре РФ и полу-чивших свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ. Положение подразделяет квалификационные документы на два вида: дипломы и квалификационные свидетельства. В частности, выдаются дипломы: капитана (в том числе капитана судна с главными двигателями мощностью от 55 до 110 кВт), старшего и второго помощников капитана, третьего помощника капитана, механика и его помощников, капитана скоростного судна, электромеханика и его помощников, начальника радиостанции, командира земснаряда, землесоса и дноочистительного снаряда, помощника командира данных видов судов, механика, электромеханика и их помощников на земснаряде, землесосе и дноочистительном снаряде. Остальным специалистам выдаются квалификационные свидетельства, в частности: шкипера, боцмана, рулевого, кормщика, машиниста, электрика судового, радиооператора, матроса, моториста, проводника, повара и лебедчика. Данные виды документов выдаются квалификационными комиссиями, которые создаются в бассейновых органах государственного управления на внутреннем водном транспорте по решению их руководителей, а квалификационные испытания проводятся по утверждаемым Минтрансом РФ программам. Определение порядка проведения квалификационных испытаний, выдачи дипломов и подтверждений к ним также возложено на Минтранс России. Приказом Минтранса России от 30 октября 2007 г. N 154 утвержден Порядок образования квалификационных комиссий, проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а также приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания. Квалификационные комиссии образуются на постоянной основе в БОГУ на ВВТ, включенных в Перечень бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте, утвержденный Приказом Минтранса России от 16 января 2006 г. N 7. В соответствии с данным Перечнем такие квалификационные комиссии устанавливаются в 16 БОГУ на ВВТ. Решение о создании комиссии принимается руководителем бассейнового органа государственного управления, а координация деятельности по созданию комиссий возложена на Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Особый порядок установлен по отношению к должностям командного состава. Дипломы, выданные лицам командно-го состава, дают им право занимать такие должности в течение 5 лет со дня выдачи диплома, не реже одного раза в 5 лет такие лица должны проходить курсы повышения квалификации с последующим прохождением квалификационных испыта-ний. Такой повышенный уровень требований к лицам командного состава является необходимым в силу выполняемых ими должностных обязанностей, в силу их функций в процессе эксплуатации судна (см. комментарий к ст. 26). В целях установ-ления требований к образованию членов экипажей судов самоходные транспортные суда поделены на 5 групп в зависимости от их мощности, а также вне групп - спортивные и прогулочные суда мощностью от 55 кВт. Земснаряды, землесосы и дноочистительные снаряды поделены на три группы в зависимости от производительности (м/час). Смысл таких требований в том, что к прохождению квалификационных испытаний допускаются лица с требуемым уровнем образования, например, для прохождения испытаний на должности командного состава на самоходных судах 1 - 4 групп (кроме должности капитана пассажирского судна 3 группы, капитана и старшего помощника капитана всех типов судов 4 группы), земснарядах, землесосах и дноочистительных снарядах 1 - 3 групп (кроме должности командира и механика) допускаются лица, имеющие начальное профессиональной образование соответствующей специальности. Лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности, допускаются к квалификационным испытаниям на должности командного состава на самоходных судах всех групп, земснарядах, землесосах и дноочистительных снарядах тоже всех групп. Но представляется все же целесообразным повысить требования к образованию лиц, претендующих на должность капитана любого судна. Оно должно быть высшим профессиональным.
Еще одним критерием для прохождения квалификационных испытаний является стаж плавания, который варьируется также в зависимости от 5 групп судов по соотношению с должностью. Данные требования представлены в Положении о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания весьма развернуто, они содержатся в его третьем разделе. Нет смысла это цитировать здесь. С ними можно ознакомиться по тексту самого Положения, реквизиты которого указаны выше. Порядок выдачи справки о стаже плавания утвержден Приказом Минтранса России от 12 мая 2006 г. N 59. Помимо указанных требований, обязательным требованием к лицам, входящим в состав экипажа (всех), является наличие справки с медицинского учреждения о годности их к работе на судне по состоянию здоровья (п. 2 комментируемой статьи), это обеспечивается путем проведения регулярных медицинских осмотров.
В случае ненадлежащего выполнения членами экипажа своих обязанностей, которое привело к возникновению угрозы жизни людей, причинению ущерба окружающей среде и имуществу, дипломы, подтверждения к ним и квалификационные свидетельства могут быть изъяты и аннулированы, также предусматривается приостановление их действия (см. текст Приказа Минтранса России от 30 октября 2007 г. N 154).
2. Вполне обоснованной, даже необходимой является норма п. 3 комментируемой статьи о запрещении иностранным гражданам и апатридам (лицам без гражданства) занимать должности капитана, его старшего помощника, старшего механика и радиоспециалистов. Это необходимо в целях обеспечения безопасности, причем не только судоходства. Не помешало бы этот запрет распространить на все должности командного состава судна. А кадровые проблемы, которые есть в данное время на предприятиях ВВТ, следует решать путем создания стимулов к работе в данной сфере. Вместе с тем допускается вхождение в состав экипажа иностранцев и апатридов. Условия такого допуска устанавливаются Минтрансом России с учетом требований трудового и миграционного законодательства, основным принципом которых в данной области является принцип приоритета обеспечения занятости российских граждан. Для иностранцев вообще установлен разрешительный порядок привлечения иностранных работников - это общее правило, касающееся всех отраслей. Выдача, переоформление, приостановление и продление срока действия, а также аннулирование разрешений на использование иностранных работников в данном случае осуществляется Федеральной миграционной службой. Для получения разрешения судовладелец должен представить:
1) заявление о выдаче разрешения с указанием своего наименования, организационно-правовой формы и юридическо-го адреса, а также данных о гражданстве, профессии привлекаемых лиц с обоснованием такой необходимости; копии учре-дительных документов и копии свидетельства о государственной регистрации; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
2) заключение Минтранса России о том, что привлечение иностранных работников не скажется негативно на условиях занятости граждан РФ, имеющих соответствующие профессии и квалификацию (следовало бы возложить такую функцию не на Минтранс России, структурные подразделения которого в принципе не должны заниматься изучением состояния занятости населения, а на органы занятости, с предварительным изучением ими ситуации занятости лиц с такими профессиями и квалификацией в соответствующем регионе);
3) проект трудового договора с иностранными гражданами.
При выдаче разрешения учитываются состояние занятости российских граждан, мнения профсоюзных организаций. Для получения разрешения иностранным гражданином на поступление на работу в состав экипажа необходимо:
1) заявление в территориальный орган ФМС;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) миграционная карта;
4) справка об отсутствии инфекционных заболеваний;
5) свидетельство налогового органа о постановке на учет;
6) квитанция об оплате госпошлины.
Решения и действия (бездействие) территориальных органов ФМС могут быть обжалованы в судебном порядке. В на-стоящее время наблюдается тенденция к упрощению получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы как в сфере водного транспорта, так и вообще. Нельзя дать этому однозначную оценку - это проблема, не входящая в предмет, но тем не менее следует полагать, что если и вводить такое упрощение, то только с учетом интересов профсоюзных органи-заций, а также на основе тщательного изучения и прогнозирования ситуации в области занятости и при разработке и приме-нении должного уровня проверки иностранных граждан, привлекаемых на работу.
3. Паспорт моряка, о котором идет речь в п. 4 комментируемой статьи, представляет собой разновидность документов, удостоверяющих личность. Порядок оформления паспорта моряка установлен Положением о паспорте моряка, утвержден-ным Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508, изменения в которое относительно органов, выдающих данный документ, внесены Постановлением Правительства РФ 19 октября 2007 г. N 687. Если до этих изменений паспорт моряка могли выдавать Минтранс России, Министерство сельского хозяйства РФ и иные органы, то данным Постановлени-ем таким полномочием исключительно наделены Федеральное агентство морского и речного транспорта, бассейновые органы государственного управления на ВВТ, и администрации морских портов, что нельзя не признать объективным шагом. Паспорт моряка, в соответствии с Конвенцией МОТ N 108 "О национальных удостоверениях личности моряков" выдается по заявлениям граждан РФ, соответствующих требованиям квалификации и состояния здоровья. Владельцу паспорта моряка разрешен беспрепятственный выезд и въезд на территорию РФ на судне, в список состава членов экипажа которого он включен. В паспорте моряка указываются данные о личности и гражданстве, описание личности, наименование органа и должностного лица, выдавшего паспорт, дату выдачи и срок действия; отметки о продлении, об изменении должности (трудовой функции) владельца и о въезде и выезде. Срок действия паспорта составляет 5 лет, он может быть продлен только один раз на аналогичный срок. Допускается временный отказ в выдаче паспорта моряка лицам, имеющим право на его получение в случаях временных ограничений в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Отказ в выдаче паспорта моряка может быть обжалован в административном (в вышестоящий орган) и судебном порядке.