Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 26. Состав экипажа судна

1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.


<Статья 25 | Статья 26 | Статья 27>

Научно-практический комментарий:

1. Юридически экипаж судна рассматривается, в зависимости от предмета регулирования, в двух основных аспектах - как человеческая составляющая, в которой выражается деятельность судовладельца по отношению ко всем иным лицам, а также как работники судовладельца, правоотношения с которыми регулируются нормами трудового законодательства. Комментируемая глава синтезирует оба данных подхода к сущности экипажа.
Комментируемая статья в общих чертах определяет состав экипажа, функциональную его структуру (командный со-став и лица, не относящиеся к нему), а также несколько указывает на подзаконные акты, регулирующие вопросы состава экипажа. Экипаж судна в зависимости от функциональных характеристик подразделяется на командный состав судна и судовую команду. В состав экипажа пассажирского судна входят работники по обслуге пассажиров. При этом при некоторых видах пассажирских перевозок лица, обслуживающие пассажиров, не состоят в трудовых отношениях с судовладельцем и не являются его представителями. Это может иметь место, в частности, при фрахтовании пассажирского судна туристическими организациями, когда на судне специализированные виды туристических услуг оказываются работниками туристической организации.
2. К командному составу экипажа относятся капитан судна (и его помощники, хотя об этом в п. 2 комментируемой статьи не сказано), командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеха-ники, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и судовые врачи. В своей деятельности лица, входящие в командный состав, руководствуются положениями КВВТ РФ, устава службы на судах ВВТ, устава о дисциплине, а также разрабатываемых на их основании должностных инструкций. На лиц командного состава возлагается руководство работой подчиненного состава (судовой команды), а также и личное участие в управлении судном и его технической эксплуатации. В уставе службы на судах устанавливаются обязанности лиц командного состава. Это, как правило, такие обязанности, как обеспечение безопасности плавания судна и его технической эксплуатации; обеспечение исправности и должного уровня работы технических средств и оборудования на ответственном участке или в ответственной сфере; руководство и организация труда судовой команды, проведение установленных инструктажей; подготовка судна к рейсу в рамках обязанностей и ответственного участка работы и управления. Лица командного состава обязаны требовать от подчиненных соблюдения соответствующих правил и требований, содержащихся как в законах, так и в подзаконных нормативных актах, а также требовать знания подчиненными своих обязанностей. Лица командного состава обязаны владеть навыками оказания первой медицинской помощи, что, конечно, не относится к врачам, так как они в силу образования и самой их функции на судах обязаны владеть не только такими навыками, но и всеми знаниями и навыками согласно требованиям к своей профессии. Лица командного состава несут в установленных законом случаях соответствующую ответственность при невыполнении или ненадлежащем выполнении своих должностных обязанностей. Тот факт, что такие лица относятся к командному составу, позволяет рассматривать их именно как должностных лиц.
3. Судовая команда состоит из работников экипажа, которые не относятся ни к командному составу, ни к лицам, об-служивающим пассажиров. Они не обладают властно-распорядительными полномочиями и не являются должностными лицами. Их назначение состоит в выполнении необходимых для эксплуатации судна трудовых операций. Все лица, входящие в состав экипажа, как относящиеся к командному составу, так и относящиеся к судовой команде, должны быть в обязательном порядке занесены капитаном судна в список членов экипажа (п. 5 комментируемой статьи), в котором указываются данные, должность или трудовая функция каждого члена экипажа. Некоторые обязанности членов экипажа судна будут рассмотрены в комментарии к ст. 28 Кодекса.
4. В зависимости от технических характеристик судна, от уровня автоматизации и требований к эксплуатации судна, к экипажу предъявляются требования о его минимальном составе, которые содержатся в Положении о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденном Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138. Юриди-ческое значение требований к минимальному составу экипажа состоит в том, что наличие минимального состава является одним из основных юридических фактов (в их широком смысле), на основании которого судно допускается к эксплуатации, проще говоря, к плаванию. Если численность экипажа менее установленного нормативом (нормативы содержатся в Положе-нии о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, в виде таблицы) минимального состава, то эксплуатация судна запрещается. В случае если судно выпущено судовладельцем в плавание с нарушением требования нормативов о минимальном составе экипажа, судовладелец либо иное лицо, ответственное за эксплуатацию судна, привлекаются к административной ответственности по ст. 11.13 КоАП РФ за нарушение правил выпуска судна в плавание. Привлекается такое лицо к ответственности по данной статье и в случае, если оно допустит к управлению судном лицо, не имеющее соответствующего диплома (см. комментарий к ст. 27). Периодические проверки судов на предмет соответствия численности и квалификации минимального состава судов требованиям нормативов осуществляются территориальными органами Ространснадзора на ВВТ. На каждом судне, которое зарегистрировано в Государственном судовом реестре, должно находиться Свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (п. 5 указанного Положения), соответствующего нормативам минимального состава. Свидетельство выдается сроком на 5 лет органами Ространснадзора, которые также ведут учет свидетельств. Когда меняется судовладелец, а также при изменении класса судна, уровня автоматизации, технико-эксплуатационных характеристик и района плавания должно быть оформлено новое свидетельство. Если свидетельство утеряно, судовладелец подает заявление в бассейновое управление государственного надзора на внутреннем водном транспорте (далее - БУГН на ВВТ) о выдаче дубликата.
Минимальный состав экипажа должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды, так сформулировано в п. 14 Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов. Представляется, что следовало бы включить в цели формирования минимального состава экипажа прежде всего цель обеспечения безопасности эксплуатации судна, так как перечисленные цели не полностью очер-чивают облик процесса эксплуатации. При формировании минимального состава экипажа должны учитываться необходи-мые навыки и знания лиц, входящих в экипаж, что позволяет обеспечивать достижение указанных выше целей. В частности, при установлении минимального состава следует предусматривать и оценивать его умение:
обеспечивать безопасную перевозку пассажиров и грузов;
безопасно и надежно швартоваться;
обеспечивать и нести все необходимые виды вахт (навигационную, например);
поддерживать меры безопасности во всех доступных помещениях для сведения к минимуму опасности возникновения пожара (так сформулировано в Положении).
Во-первых, меры вообще нельзя "поддерживать", их можно только предпринимать. Во-вторых, можно было бы четко сформулировать: обеспечивать противопожарную безопасность во всех помещениях судна; выполнять необходимые дейст-вия по предотвращению вреда окружающей среде; грамотно применять противопожарное оборудование и выполнять расписание по тревогам; обеспечивать эксплуатационную и аварийную связь; управлять устройствами, обеспечивающими водонепроницаемость.
Что касается уровня автоматизации, технических характеристик судна и иных технических показателей, то в Положе-нии тоже содержатся требования относительно минимального состава по отношению к таким факторам. Например, если судно длиной более 75 метров, то численность минимального состава должна обеспечивать одновременную швартовку на носу и корме судна. На судах без символа "А", не соответствующих требованиям автоматизации по одной или двум обслу-живающим системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного матроса (рулевого) - моториста.
Таким образом, значение минимального состава экипажа состоит в том, что его наличие (в которое включается един-ство необходимого количества лиц соответствующих должностей и специальностей и необходимого уровня и вида квалифи-кации таких лиц) является одним из условий допуска судна к эксплуатации. Следовало бы отдельной нормой установить обязательное наличие в минимальном составе врача.