Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 19. Порядок государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ в пункт 1 статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов. Регистрирующий орган не вправе запрашивать у заявителя представления документов, которые находятся в распоряжении данного регистрирующего органа, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этом случае регистрирующий орган самостоятельно запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ в пункт 2 статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, в течение месяца со дня получения заявления правообладателя с просьбой о государственной регистрации судна рассматривает его и принимает решение о государственной регистрации судна или об отказе в такой регистрации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ в пункт 4 статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Каждой записи в Государственном судовом реестре о возникновении, об изменении, об ограничении (обременении), о переходе либо о прекращении права собственности на судно или иного вещного права, а также о сделках с судном присваивается регистрационный номер, порядок присвоения которого устанавливается правилами государственной регистрации судов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ в пункт 5 статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. После внесения записи в Государственный судовой реестр заявителю выдается свидетельство о праве собственности на судно или об ином вещном праве. При внесении записей в Государственный судовой реестр о других имущественных правах лицу, по заявлению которого вносятся такие записи, выдается выписка из данного реестра, подтверждающая внесение записей.

6. Осуществление государственной регистрации сделок с судном удостоверяется посредством внесения соответствующих записей в документы, отражающие содержание сделок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ в пункт 7 статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

7. О любом изменении сведений, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр, собственник судна обязан сообщить в орган, осуществивший государственную регистрацию судна, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении.

8. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, вправе отказать в государственной регистрации, если:

право на судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом;

заявление о государственной регистрации судна подало ненадлежащее лицо;

формы и содержание документов, представленных для государственной регистрации судна, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

9. Отказ в государственной регистрации судна может быть обжалован заинтересованным лицом в суд или арбитражный суд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ в пункт 10 статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

10. Право собственности на судно не может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, если оно зарегистрировано в судовом реестре иностранного государства. В этом случае для государственной регистрации права собственности на судно в Государственном судовом реестре правообладателем должна быть предъявлена выписка об исключении судна из судового реестра иностранного государства.

11. Судно, зарегистрированное в судовом реестре иностранного государства, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Кодекса.

12. Государственная регистрация судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляется на основании заявления арендатора судна по договору аренды судна без экипажа и приложенных к данному заявлению следующих необходимых для государственной регистрации судна документов:

выписка из судового реестра иностранного государства, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены;

согласие в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

документ, выданный компетентными властями иностранного государства, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, и подтверждающий, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

оригинал и копия договора об аренде судна без экипажа;

свидетельство о годности к плаванию.

13. В результате государственной регистрации судна в реестре арендованных иностранных судов органом, осуществляющим государственную регистрацию судна, выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

14. В случае утраты свидетельства о праве собственности на судно орган, осуществивший государственную регистрацию судна, по заявлению собственника судна может выдать ему дубликат указанного документа. Порядок выдачи дубликата свидетельства о праве собственности на судно устанавливается правилами государственной регистрации судов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ пункт 15 статьи 19 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

15. Бесхозяйное судно подлежит учету администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета бесхозяйных судов, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в пункт 16 статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

16. Выявление бесхозяйных судов осуществляют администрации бассейнов внутренних водных путей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ пункт 17 статьи 19 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

17. После учета бесхозяйного судна администрация бассейна внутренних водных путей принимает меры по установлению владельца такого судна. В случае, если владелец бесхозяйного судна установлен, администрация бассейна внутренних водных путей направляет ему предписание с требованием осуществить транспортировку такого судна в установленный пункт отстоя. В случае получения администрацией бассейна внутренних водных путей подтверждения выполнения указанного требования такое судно снимается с учета.


<Статья 18 | Статья 19 | Статья 20>

Научно-практический комментарий:

1. Данная статья имеет своим предметом не только порядок государственной регистрации судов, но также и прав на них, а также общие моменты порядка выявления и учета бесхозяйных судов. Пункты 1 - 3, а также п. п. 4 - 7 настоящей ста-тьи целесообразно комментировать одновременно в силу того, что в п. 1, п. 2 и п. 3 идет речь о порядке регистрации и доку-ментах, а в п. п. 4 - 7 идет речь о порядке фиксации, отражения подлежащих регистрации юридических фактов в Реестре.
Правила регистрации, о которых идет речь в п. 2 настоящей статьи, - это упоминавшиеся уже несколько раз Правила государственной регистрации судов, утвержденные Приказом Минтранса России N 144. По отношению к маломерным судам - это также упоминавшиеся Правила, утвержденные Приказом МЧС России N 500. По отношению к регистрации в морских торговых портах - Правила, утвержденные Приказом Минтранса России N 87. Даты этих Приказов уже приводились выше.
Исходя из самого названия статьи, можно сделать вывод, что речь идет только о регистрации судов, но это не так. Речь идет также и о регистрации прав на судно, их обременений и сделок с судном. Об этом можно сделать однозначный вывод, исходя из правил п. п. 4 - 7, о которых ниже. Также об этом было уже указано в комментарии к п. 1 ст. 17 Кодекса.
Некоторым недостатком Правил регистрации (относится ко всем их видам) является отсутствие четкого исчерпываю-щего перечня документов, необходимых для каждого вида регистрации. Допустим, для регистрации судна, регистрации ка-ждого из видов регистрируемых прав, регистрации каждого из регистрируемых обременений этих прав, регистрации каждой из регистрируемых сделок с судном. Лишь п. 40 Правил регистрации (Приказ 144) дает перечень документов, прилагаемых к заявлению. Само заявление должно быть составлено по правилам приложения 1 к Правилам регистрации, в котором дается образец такого заявления. Согласно п. 40 Правил, для государственной регистрации судна и прав на него в Реестре к заявле-нию должны быть приложены следующие документы:
правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие);
мерительное свидетельство (для судов смешанного (река-море) плавания);
свидетельство о годности судна к плаванию;
классификационное свидетельство.
Для регистрации отдельного типа судов могут устанавливаться и иные необходимые документы, приведенный же пе-речень для обычной регистрации исчерпывающий, как это следует из смысла п. 40 Правил. При этом должны быть докумен-ты, удостоверяющие личность заявителя, данные об организации, а также в случае, если заявление подается уполномочен-ным правообладателем лицом - составленная в установленной форме доверенность. Что касается регистрации строящегося судна, то в этом случае, согласно п. 104 Правил, к заявлению должны прилагаться: договор на постройку судна, письменное подтверждение строительной организации о закладке киля или заключения эксперта, подтверждающего проведение равно-ценных строительных работ. Для регистрации в ГИМС маломерных судов перечень документов, прилагаемых к заявлению, определен п. 18 Правил регистрации в ГИМС (Приказ МЧС России N 500): документы, удостоверяющие личность судовла-дельца, подлинники и копии документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей; подлинники и ко-пии технических паспортов на судно промышленной постройки или акт первичного технического освидетельствования с заключением эксперта о годности судна к эксплуатации; документ об уплате государственной пошлины. При регистрации любого судна, по любым правилам, все представляемые документы должны быть на русском языке, а иностранные документы надлежащим образом легализованы и иметь при этом заверенный перевод на русский язык. Могут приниматься в необходимых случаях и копии документов, которые должны соответствовать указанным требованиям к документам, они должны быть надлежащим образом заверены.
Порядок осуществления государственной регистрации установлен п. 18 Правил государственной регистрации судов, к которым отсылает п. 2 комментируемой статьи. Что касается порядка регистрации судов в морских торговых портах, то он установлен п. 26 Правил регистрации в морских торговых портах и практически идентичен порядку, установленному п. 18 Правил государственной регистрации судов. Вкратце порядок регистрации судов выглядит следующим образом:
1) прием и регистрация документов, необходимых для регистрации. При принятии документов заявителю должна быть выдана расписка в приеме документов с указанием даты приема и перечня документов. Документы принимаются к рассмотрению только при наличии документа об уплате пошлины. На данной стадии уже могут быть заявителю возвращены документы, если они не соответствуют установленным требованиям, а также при отсутствии одного или нескольких из необходимых документов. При этом заявителю по его требованию выдается письменное мотивированное подтверждение об отказе в приеме документов. В случае если на данной стадии регистрирующий орган (это относится к любому их виду - БУГН на ВВТ, капитану порта, ГИМС) отказал в принятии документов и при этом не выдал мотивированного письменного подтверждения, такие действия на данной стадии уже могут быть обжалованы в суд заявителем;
2) осуществление правовой экспертизы документов;
3) установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на судно, уста-новление оснований для отказа или приостановления регистрации;
4) при отсутствии указанных противоречий и при отсутствии оснований для отказа в регистрации или приостановле-ния регистрации внесение записи в Реестр (или в реестр арендованных иностранных судов. Здесь порядок аналогичен);
5) выдача свидетельств об осуществленной государственной регистрации, совершение надписей на правоустанавли-вающих документах.
Срок осуществления государственной регистрации, о котором говорит п. 3 рассматриваемой статьи, начинает течь со дня приема документов на регистрацию. Следовало бы только в данном пункте указать, что этот срок начинает течь на сле-дующий день после даты приема заявления и документов на регистрацию, что следует из общего правила ст. 191 ГК РФ. Данный срок равен одному месяцу с даты приема документов. Что касается продления сроков осуществления регистрацион-ных действий, этому в КВВТ РФ посвящена следующая статья, двадцатая, при рассмотрении которой и будут указаны осно-вания продления данного срока. Окончание данного срока, как и сам срок, исчисляется по правилам гл. 11 ГК РФ. Его окон-чание датируется последним числом соответствующего месяца, если месяц неполный - аналогично, в последний день меся-ца. Регистрационные действия могут выполняться, если исходить из ст. 194 ГК РФ, до 24 часов даты последнего дня месяца, но на практике - до окончания рабочего дня.
Напомним, что регистрации подлежит право собственности (все его виды), право хозяйственного ведения, право опе-ративного управления, безвозмездное пользование, доверительное управление судном. Право аренды регистрации не подле-жит. Что касается лизинга (финансовой аренды), то соотношение норм о лизинге вообще и по отношению к судам таково: в первую очередь подлежат применению специальные нормы о лизинге (Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)", так как в КВВТ РФ и в Правила государственной регистрации судов на этот счет вообще ничего нет), затем - правила параграфа 6 гл. 34 ГК РФ и затем - общие положения об аренде. Договор лизинга судна должен быть заключен в письменной форме (независимо от его срока), существенные условия: цена (лизинговые платежи), срок и предмет (все необходимые данные о судне). Специальные нормы о лизинге - это прежде всего Федеральный закон от 11 сентября 1998 г. "О финансовой аренде (лизинге)". Согласно ст. 20 данного Закона, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, права на передаваемое в лизинг имущество и (или) договор лизинга, предметом которого такое имущество является, подлежат государственной регистрации. То есть ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" отсылает к нормам ГК РФ и специальным правилам, регулирующим лизинг определенных видов имущества. Кроме того, согласно ст. 10 данного Закона, права и обязанности участников лизинга регулируются гражданским законодательством, данным Законом и договором лизинга. КВВТ РФ не содержит о лизинге ни слова, в Правилах регистрации (которые, кстати, ГК РФ противоречить не могут) он тоже не упоминается, но даже если считать, что фразы "сделка" и "прочие обременения" в п. 77 Правил государственной регистрации судов могут включать в себя лизинг, то следует учесть, что ГК РФ Правила противоречить не могут, а в КВВТ РФ и Законе о лизинге ничего о регистрации лизинга и аренды судов вообще (а лизинг - это не что иное, как квалифицированный вид аренды) нет. Это значит, что к вопросу о регистрации лизинга судна следует подходить с позиций регистрации аренды судна как таковой, т.е. аналогично рассмотренным выше правилам, соотношения норм гл. 34 ГК РФ и указанных выше норм КВВТ РФ. Это означает, что договор лизинга судна, как и сам лизинг, регистрации также не подлежит. Это же следует относить и к маломерным судам. При этом следует учитывать, что любые сделки с судном, как с объектом недвижимости (это касается не только лизинга), если сумма их превышает 3 млн. руб., подлежат контролю органами финансового мониторинга. Между тем есть рациональное зерно в том, что введение обязательной регистрации лизинга, причем во всех правилах, с внесением сначала соответствующих изменений в федеральное законодательство, может сыграть положительную роль в осуществлении государственного надзора на ВВТ.
По отношению к безвозмездному пользованию, а такая практика есть, ни в КВВТ РФ, ни в Правилах практически ни-чего нет, что следует считать существенным пробелом, нуждающимся в восполнении.
Регистрации подлежат и ограничения, и обременения вещных и иных прав на судно, в частности ипотека и арест. Что касается иных обременений, то ни перечня таких обременений, ни их необходимого для регистрации документарного сопро-вождения Правила государственной регистрации судов не предусматривают.
2. Пункты 4 - 7 настоящей статьи устанавливают основные правила оформления государственной регистрации, причем устанавливают весьма бессистемно, как и сами Правила.
Как уже указывалось, Реестр состоит из трех основных разделов, порядок заполнения которых можно изучить по тек-сту Приказа Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144. Помимо разделов, неотъемлемой частью Реестра являются дела правоустанавливающих документов и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов ведется отдельно по каждому судну, в них отражаются все документы, поступающие для государственной регистрации судна и прав на него. В книге учета содержатся данные о принятых документах, о правообладателях, регистрируемом праве и заявителях, выданных свидетельствах, о регистрации, о выданных выписках и справках из Реестра, об иных документах. Днем начала регистрации является день, дата внесения в книгу учета записи о поступившем заявлении о государственной регистрации права на судно, ограничении права или сделки. Присвоенный входящий номер в книге учета о приеме документов и составляет основу номера государственной регистрации права, его ограничения или сделки. Согласно п. 50 Правил, каждая запись о праве, его ограничении (обременении) или сделке с судном идентифицируется номером регистрации. Данный номер присваивается при приеме документов на регистрацию и соответствует номеру книги учета входящих документов и порядковому номеру записи в книге учета входящих документов. О таком номере и идет речь в п. 4 настоящей статьи.
После внесения записей в соответствующие разделы Реестра заявителю выдается свидетельство о праве собственности или об ином вещном праве. Образцы таких свидетельств представлены в приложениях к Правилам. Но согласно п. 130 Правил государственной регистрации судов при государственной регистрации заявителю выдаются следующие документы: Свидетельство о праве собственности на судно, Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ, Свидетельство о государственной регистрации прав на судно (аналогично - и на строящееся судно), Свидетельство об исключении судна из Государственного судового реестра РФ. Причем, п. 132 установлено, что все данные документы выдаются правообладателю при регистрации любого вещного права на судно. Получается, что при заявлении о регистрации права собственности ему может быть выдано свидетельство об исключении судна из Реестра? Очевидно, что вряд ли. Но по тому, как изложен п. 132, можно заключить, что да. Поэтому для большей ясности и однообразности применения норм следует по каждому виду регистрации установить четкий перечень выдаваемых документов. Допустим, по схеме: регистрация права собственности: перечень необходимых документов, сроки регистрации, порядок заполнения разделов и составных частей Реестра, перечень и сроки выдачи регистрационных свидетельств, порядок исправления технических ошибок, перечень случаев отказа в регистрации, продления сроков и приостановления регистрации, порядок обжалования, порядок погашения записей и так по каждому регистрируемому факту.
При изменении бассейна регистрации и внесении записей в Реестр, ведущийся в новом бассейне, органом регистрации вновь выдается Свидетельство о праве собственности и Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ. Выданное свидетельство может быть заполнено как от руки, так и автоматизированным способом. В нем не должно быть исправлений, подчисток, приписок. Свидетельство должно быть за подписью руководителя БУГН на ВВТ (капитана порта, руководителя ГИМС). На оригинале правоустанавливающего документа орган регистрации должен проставить штамп регистрационной надписи на документах. Этот штамп удостоверяет осуществление регистрации сделок с судном. Штамп должен включать дату регистрации и номер регистрации сделки. Если сделка регистрируется одновременно с правом, то выдается Свидетельство о регистрации соответствующего права. В этом случае штамп должен отражать серию и номер свидетельства и дату его выдачи. Если произведена регистрация сделки, а право не возникло, свидетельство не выдается, а штамп должен содержать запись об этом. При регистрации сделок об этом вносятся записи в соответствующие разделы Реестра, а также в документы, отражающие содержание сделок. По отношению к регистрации сделок в данной главе, как и в Правилах, также есть неопределенности. В частности, о том, что наряду с правами подлежат регистрации и сделки, можно прийти к выводу из п. 4 ст. 16 Кодекса. Но там сказано, напомним, что регистрации подлежат ограничения (обременения), а также иные сделки с судном. Фраза "а также" позволяет сделать вывод, что законодатель отождествляет обременение прав и сделку, что недопустимо. Обременение права, как, впрочем, и ограничение, - это установленное законом, решением государственного органа или договором вторжение в правомочие права третьего лица либо установленная на тех же основаниях невозможность полностью воспользоваться данным правом исходя из его сущности. Это особое общественное отношение, выражающееся в сужении легально определенной возможности того или иного права исходя из его сути.
Сделка же - это юридический факт, порождающий, изменяющий либо прекращающий гражданские права и обязанно-сти. Сделка может быть основанием для ограничения (обременения) права, но сама она не может являться таким ограниче-нием. Она лишь делает его возможным и это распространяется также и на длящиеся сделки. Поэтому следует четко опреде-лить, какие именно ограничения (обременения) и какие именно сделки подлежат регистрации, ориентируясь при этом на ГК РФ.
При внесении записей в разделы Реестра об иных вещных правах (помимо собственности), заявителю должны быть выданы установленной формы выписки из Реестра о таких правах, к которым также применяются правила об исправлении технических ошибок.
Обязанность собственника информировать в двухнедельный срок регистрирующий орган о любом изменении сведе-ний, подлежащих внесению в Реестр, является императивной. Только вот какими-либо весомыми санкциями эта обязанность не подкреплена (см. комментарий к ст. 22 Кодекса).
3. В п. 8 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации судна или прав на него: заявление подало ненадлежащее лицо, право не является регистрируемым в соответствии с КВВТ РФ, содержание и форма документов, необходимых для регистрации, не соответствуют требованиям законодательства. Данные правила в рав-ной степени распространяются на регистрацию как в Реестре, так и в судовой книге, как на БУГН на ВВТ, так и на капитанов портов и ГИМС. Только непонятно - почему вправе? Следовало бы императивно установить, что в данных случаях регистрирующий орган в регистрации отказать обязан до устранения соответствующих препятствий. Тогда не было бы необходимости в правиле п. 4 ст. 20 (см. комментарий).
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке, который определен главой 25 ГПК РФ. Заявление может быть подано в суд по подсудности, определенной ст. ст. 24 - 27 ГПК РФ.
4. В случае, если судно было зарегистрировано в судовом реестре иностранного государства, перед регистрацией его в Реестре необходимо наличие выписки об исключении судна из реестра иностранного государства, а судно, зарегистрированное в иностранном реестре, подлежит регистрации в реестре арендованных иностранных судов (п. 11 настоящей статьи). Порядок регистрации судна в данном реестре установлен разделом XVIII Правил государственной регистрации судов. В таком реестре подлежат регистрации зарегистрированные в иностранном реестре суда, предоставленные российским арендаторам на условиях аренды судна без экипажа при следующих условиях:
когда арендатор отвечает требованиям п. 2 ст. 23 Кодекса;
когда собственник судна дал согласие на перевод судна под Государственный флаг РФ;
когда национальное законодательство собственника судна не запрещает предоставления судну права плавания под флагом иностранного государства;
когда право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления права плавания под Государственным флагом РФ - это основания, указанные в п. 8 ст. 23 Кодекса.
Все данные условия должны быть в наличии одновременно. Срок для регистрации судна в данном реестре равен од-ному месяцу со дня предоставления ему права плавания под Государственным флагом РФ. Реестр арендованных иностран-ных судов содержит: название судна, его данные, имя (наименование) и адрес собственника, имя (наименование) и адрес арендатора, дату заключения договор аренды и его срок, дату окончания срока права плавания под Государственным фла-гом, информацию о реестре судов иностранного государства, в котором судно было зарегистрировано непосредственно до смены флага. Если судно обременено ипотекой, то по просьбе залогодержателя в реестр заносятся и данные о залогодержа-теле. Запись о регистрации в данном реестре аналогично идентифицируется согласно рассмотренному выше п. 50 Правил государственной регистрации судов.
5. Регистрация судна в реестре арендованных иностранных судов осуществляется на основании заявления арендатора и приложенных к нему документов, указанных в п. 12 настоящей статьи. Аналогичный перечень (слово в слово) содержится в п. 18 Правил регистрации. Данный перечень документов носит характер исчерпывающего, его нет необходимости здесь заново пересказывать своими словами. Регистрация судна в данном реестре осуществляется на имя арендатора по договору аренды судна без экипажа, в течение всего периода действия договора аренды на судне должен находиться документ о праве собственности на судно, выданный в порядке, установленном национальным законодательством государства собственника судна.
Право плавания под Государственным флагом РФ п. 13 данной статьи ставит в зависимость от факта государственной регистрации судна в реестре арендованных иностранных судов. Оно возникает со дня выдачи Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ, которое выдается на срок права плавания под Государственным флагом РФ.
6. Порядок выдачи дубликата Свидетельства о праве собственности на судно в случае его утраты регламентирован п. 139 Правил государственной регистрации судов. В этом случае к заявлению собственника о выдаче дубликата должны быть приложены правоустанавливающие документы и квитанция об оплате услуг. Физическое лицо в этом случае должно предъявить документ, удостоверяющий личность, когда оно действует от имени другого лица - надлежаще оформленную доверенность. При подаче такого заявления представителем юридического лица необходимы учредительные документы юридического лица (как, впрочем, и при первоначальной регистрации), документ, удостоверяющий личность, и документ, удостоверяющий полномочия на совершение такого действия от имени юридического лица. При выдаче дубликата регистрирующий орган должен на правоустанавливающих документах проставить штамп с указанием в нем реквизитов дубликата. Если утрачено Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ, регистрирующий орган также по заявлению правообладателя выдает дубликат такого свидетельства. К заявлению в этом случае прилагается копия Свидетельства о праве собственности на судно (она должна быть нотариально заверена) и квитанция об оплате услуги. Относительно документов, удостоверяющих личность, и документов, удостоверяющих право на такое действие, правила аналогичны указанным выше.
7. При проверке документов о регистрации при их выдаче следует проверять отсутствие в них исправлений, подписок, неясных записей, зачеркиваний, дописок и иных технических ошибок. Проверять следует также соответствие записей в вы-данных документах записям и данным в правоустанавливающих документах, в документах, удостоверяющих личность, и документах, удостоверяющих полномочия на подачу заявления о регистрации. При обнаружении подобных технических ошибок, которые, если не будут исправлены, попросту могут свести на нет юридическую силу документа, следует, согласно п. 38 Правил государственной регистрации судов, обратиться в регистрирующий орган с письменным заявлением об ошибке в записях. Причем данным пунктом установлена интересная на первый взгляд норма: если есть основания полагать, что ис-правление технической ошибки (не раскрывается какой именно, поэтому следует полагать, что любой - от небольшой по-марки до неправильного номера регистрации) может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей (а как они могут быть законными, если, скажем, запись в свидетельствах вследствие технической ошибки не соответствует сведениям правоустанавливающих документов, на основании которых свидетельство выдано?) или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда или арбитражного суда. Но, конечно, если в результате регистрационных записей уже состоялась какая-либо сделка с судном и при этом в ней использовались именно такие записи, то само собой - решение об их исправлении может выносить только суд. В этом смысле такая норма в Правилах создает дополнительные гарантии от злоупотребления правом в отношении правообладателей или третьих лиц, чьи интересы соприкасаются с фактом регистрации. Поэтому вполне объяснимая норма. В этом случае заявление рассматривается в зависимости от того, есть ли при этом спор о праве гражданском, если есть, то оно рассматривается по правилам искового производства, а если нет - в порядке гл. 25 ГПК РФ (гл. 24 АПК РФ).
8. Пунктами 15 - 17 настоящей статьи устанавливаются основные правила учета бесхозяйных судов. В настоящее время какого-либо единого подзаконного акта, который устанавливал бы единообразно, по каждому бассейну, детальный порядок учета таких судов, и их дальнейшего определения нет. Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно п. 3 данной статьи, бесхозяйные недвижимые вещи должны быть приняты на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимость, - в данном случае это БУГН на ВВТ - по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится. По истечении года с даты постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь. А если суд отказывает в таком требовании, вещь может быть вновь принята ее собственником либо приобретена в силу приобретательной давности. Это все, что ГК РФ содержит о бесхозяйной недвижимости, а п. п. 15 - 17 КВВТ РФ - все, что сказано о ней по отношению к бесхозяйным судам. На практике органы местного самоуправления иной раз отказываются поднимать или приобретать в судебном порядке бесхозяйные суда, кроме того, часто просто невозможно и обнаружить собственника брошенного судна. Выявление таких судов является обязанностью БОГУ на ВВТ, по их же представлению орган местного самоуправления должен подать заявление в территориальный БУГН на ВВТ о постановке такого судна на учет. И после этого принимаются меры к установлению собственника такого судна. Если он устанавливается, БУГН обязывает его транспортировать (соответственно поднять, если оно затоплено) такое судно в определенный пункт отстоя, и только после этого судно снимается с такого учета. Но, как только что указывалось, часто собственника найти не удается. Поэтому на практике осуществляются различного рода программы по очистке акваторий ВВП в соответствующих бассейнах от затопленных или иных бесхозяйных судов. Подробнее об этом еще будет сказано в комментарии к гл. 8 Кодекса, посвященной подъему судов и иного имущества. Что касается Правил регистрации, то раздел XX, посвященный данному вопросу, ограничивается дублированием рассматриваемых пунктов ст. 19 Кодекса. Единственное, что там есть, - приложение N 23 и N 24, в которых устанавливается образец краткой характеристики бесхозяйного объекта, которая должна прилагаться к представлению БОГУ на ВВТ органу местного самоуправления для подачи заявления о постановке судна (части судна) на учет в качестве бесхозяйного. Следует либо дополнить КВВТ РФ более развернутыми императивными нормами (как в данной статье, так и в гл. 8 - это не имеет значения) о единообразном порядке удаления бесхозяйных судов, либо принять соответствующий подзаконный акт в виде положения, который унифицировал бы нормы в данной области для всех бассейнов. Кроме того, данная проблема тесно граничит (если не сказать - зависит) с вопросами финансирования работ по транспортировке и подъему таких судов, что должно решаться также на федеральном уровне.

На сайте также ищут:
Статья 167. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Кодексом
Статья 131. Распределение вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна
Статья 113. Расчеты, связанные с перевозками грузов
Статья 41. Лоцманская проводка судов
Статья 121. Ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей