Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 165. Введение в действие настоящего Кодекса

1. Ввести в действие настоящий Кодекс со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу пункт 8 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 года N 4604-I "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 11, ст.393; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст.411; 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 18, ст.2207) в части применения Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР.

3. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области внутреннего водного транспорта и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно настоящему Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.


<Статья 164 | Статья 165 | Статья 166>

Научно-практический комментарий:

1. Право как властно-нормативная, формальная оболочка общественных отношений, являясь их нормативным выра-жением в сфере их действия в рамках социально значимого поведения, всегда подвергается изменениям в результате изме-нений самих этих отношений, весь конгломерат которых динамично структурируется на однородные, объединенные пред-метно и функционально по своим объективным свойствам блоки, которые являются предметами регулирования соответст-вующих отраслей системы права. Законодательство, как в узком, так и в широком значении, есть внешняя форма существо-вания права. И изменения в праве, обусловленные изменением самих общественных отношений, оформляются как изменения законодательства. Здесь термин "изменения" понимается широко не только как собственно изменения редакции отдельных нормативных правовых актов, но и как изменение самой материи системы права, которые происходят в числе прочего также и путем отмены одних и появления других нормативных правовых актов.
Как указывалось во вступлении, изменения отношений собственности и изменение механизма взаимодействия транс-порта с клиентурой в структуре гражданского оборота предопределили такое изменение в системе внутреннего водного транспорта - взамен УВВТ СССР принят КВВТ РФ. И последняя глава настоящего Кодекса посвящена порядку введения в действие КВВТ РФ, то есть вступления его в силу, а также регулятивного взаимодействия КВВТ РФ с иными нормативными правовыми актами в контексте действия КВВТ РФ во времени. О действии КВВТ РФ в пространстве говорилось в коммен-тарии к гл. 1 - это территория, очерченная Государственной границей РФ. Известно три формы прекращения действия нор-мативно-правового акта (в данном случае УВВТ СССР):
истечение срока действия, на который был принят акт;
прямая отмена акта соответствующим органом;
фактическая замена акта другим, который будет регулировать тот же предмет, ту же сферу общественных отношений, которую регулировал прежний.
В случае с УВВТ имеет место третий случай, взамен его принят КВВТ РФ. При таком способе, как правило, продол-жают действовать и иные нормативно-правовые акты, регулирующие эту же сферу, и они могут противоречить (и противо-речат) этому новому акту. Поэтому данный способ часто приводит к коллизиям и пробелам в праве, что с неизбежностью влечет и непоследовательную, бессистемную правоприменительную практику. Но право как сфера приложения волевой составляющей функционирования общества подвержено в результате преломления объективных условий социального бытия изменению через призму отражения этого социального бытия в правосознании законодателя. Это означает, что противоречащие новому нормативно-правовому акту иные акты должны быть приведены в соответствие с ним, а пока этого нет применяться только в той части, в которой они не противоречат ему. Такой механизм взаимодействия процессов создания и регулирующего воздействия и отражается в гл. 19 настоящего Кодекса.
По юридической силе КВВТ РФ является Федеральным законом. Для него установлен общий порядок принятия и вступления в силу. Основные стадии, которого выглядят следующим образом:
законодательная инициатива;
обсуждение законопроекта;
принятие закона;
опубликование закона.
Это общее правило - вступление закона в силу со дня его официального опубликования. Законы подлежат обязатель-ному официальному опубликованию - это конституционная норма, имеющая прямое действие, неопубликованные законы не применяются, юридически их нет. Опубликование необходимо для всеобщего ознакомления с законом (презумпция знания закона - в течение установленного срока со дня его официального опубликования до введения его в действие предполагает-ся, что с ним ознакомлены), а также для его вступления в силу. По общему правилу, которое имеет место и в случае с КВВТ РФ, законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после даты их опубликования, то есть на одиннадцатый день после даты опубликования одно-временно на всей территории Российской Федерации.
2. Обычно в связи с принятием нового закона в заключительных его положениях содержатся перечни нормативно-правовых актов, признаваемых утратившими силу. Это второй из указанных выше способов прекращения действия норма-тивно-правовых актов - их прямая отмена. В связи с принятием и вступлением в силу КВВТ РФ утратил силу УВВТ СССР, соответственно, утрачивают силу все нормативные правовые акты о применении УВВТ СССР. В их числе указанный в п. 2 комментируемой статьи п. 8 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О неко-торых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации". Кроме того, этот пункт, не единственный элемент (источником пункт назвать нельзя, как и нормативно-правовым актом) законодательства, который утратил силу в связи с принятием КВВТ РФ. В УВВТ СССР вносились изменения, и нормативно-правовые акты о таких из-менениях тоже не действуют. В этом отношении совершеннее представляется редакция ст. 422 ТК РФ - там содержится пе-речень из нескольких десятков нормативно-правовых актов, признанных утратившими силу в связи с принятием ТК РФ.
3. Выше указывалось это общее правило - законы и иные нормативно-правовые акты должны быть приведены соот-ветствующими органами государственной власти (по компетенции - теми, которые их приняли, либо их правопреемниками, либо органами, созданными взамен, либо органами, специально наделенными полномочиями, которыми ранее обладал ор-ган, принявший подлежащий приведению в соответствие нормативный правовой акт) в соответствие с новым законом. Это правило по отношению к нормативно-правовым актам в сфере ВВТ содержится в п. 3 данной статьи. Как законы, так и под-законные нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с КВВТ РФ, а пока не приведены - применять-ся только в части, не противоречащей ему, - это императивная норма. Но это правило распространяется только на те норма-тивно-правовые акты, предметом которых непосредственно являются отношения в области внутреннего водного транспорта. Что касается нормативно-правовых актов иной предметной направленности, то если они противоречат КВВТ РФ, следует применять общие способы преодоления коллизий в праве: постоянный мониторинг законодательства и толкование, внесение изменений и дополнений, судебная и арбитражная практика, согласительные процедуры, принятие новых актов и отмена старых, систематизация законодательства. Что же касается сферы ВВТ, то если КВВТ РФ противоречат подзаконные акты, сложностей не возникает, применяться должен КВВТ РФ. Если противоречат КВВТ РФ и федеральный закон, дело обстоит несколько сложнее. Здесь следует обращать внимание на приоритетность и сферу действия акта. КВВТ РФ и любой другой федеральный закон - это акты, изданные одним органом, они имеют одинаковую юридическую силу. Такие коллизии в настоящее время, как и вообще при рыночной экономической системе, неизбежны, они являются часто выражением политических коллизий, а политика была и останется концентрированным выражением экономики. Существует правило, согласно которому, если противоречат общий (КВВТ РФ) и специальный (иной федеральный закон в сфере ВВТ) акты одного уровня, то применяется последний, а если разного, то общий. С актами разного уровня сложностей нет, а вот по отношению к актам одного уровня если постоянно применять такое правило, то есть в случае каждого нового закона в сфере ВВТ применять его, а не КВВТ РФ (если они противоречат), то напрашивается вопрос о необходимости существования настоящего Кодекса. Здесь должно применяться другое общее правило, выработанное практикой. Кодексы как результат кодификации должны являться определяющими для всех иных нормативно-правовых актов, регулирующих этот же предмет, они должны быть ориентированы на него. Что же касается самого КВВТ РФ, то для приведения его в соответствие с требованиями развития ВВТ (например, открытия ВВП РФ для иностранного флага) должны применяться изменения и дополнения, ориентированные на реальные процессы в самой транспортной отрасли и отраслях, тесно граничащих с ней, и на этом уже основании, в развитие настоящего Кодекса, принимать иные федеральные законы в данной сфере.