Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 164. Сроки исковой давности

1. Иски к перевозчику или буксировщику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа или буксировки буксируемых объектов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика или буксировщика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика или буксировщика на предъявленную претензию в тридцатидневный срок.

2. Течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

3. Срок исковой давности устанавливается:

по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов, - один год;

по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, - три года.

4. Иски перевозчиков или буксировщиков к пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, отправителям буксируемых объектов и получателям буксируемых объектов, другим юридическим и физическим лицам, возникающие в связи с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки буксируемых объектов, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием предъявления таких исков.

5. Иски по требованиям, возникающим в связи со столкновением судов и с осуществлением спасательной операции, могут быть предъявлены в течение двух лет.


<Статья 163 | Статья 164 | Статья 165>

Научно-практический комментарий:

1. Общее правило содержится в п. 1 комментируемой статьи, практически в той же редакции, что и в п. 2 ст. 797 ГК РФ, за исключением отсутствия указания в ст. 797 ГК РФ на буксировщика. Если перевозчик или буксировщик, рассмотрев претензию, принял решение о частичном или полном отказе в удовлетворении претензии либо не ответил вообще на претен-зию в течение 30 дней начиная со следующего дня после даты принятия претензии, заявитель имеет право предъявить пере-возчику или буксировщику иск, то есть обратиться к судебным средствам разрешения спора. Если вести речь о пассажире или о физическом лице, перевозившем груз для личных нужд, уместнее говорить о судебном порядке защиты права, но это только терминология.
Иск - это юридическое действие, выражающееся в обращенном к суду требовании заинтересованного лица (в данном случае - бывшего заявителя претензии) о защите спорного права или охраняемого законом интереса. Эта защита осуществ-ляется судом (арбитражным судом в случае предпринимательской деятельности) установленными в АПК РФ и ГПК РФ спо-собами на основании фактов и иной информации, представленной истцом в исковом заявлении.
Исковое заявление - это документальное оформление иска, его формально-юридическая форма существования. Предъ-явить иск устно нельзя. Иск есть постольку, поскольку есть исковое заявление. В данном случае, как и всегда, исковое заяв-ление должно состоять из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной. Во вводной части сле-дует указать наименование арбитражного суда (суда, в случае подачи иска пассажиром), сведения об истце и о перевозчике (буксировщике), предмет иска, цену иска. Цена иска - это, к примеру, та часть, в которой не была удовлетворена претензия. В описательной части следует подробно изложить суть правового конфликта. Должно быть указание на договор перевозки (буксировки), его исполнение, в чем выразилось основание привлечения перевозчика (буксировщика) к имущественной от-ветственности, должны излагаться доказательства заявляемого требования. Здесь же должен содержаться расчет сумм, под-лежащих уплате истцу, должны содержаться сведения о ходе и результатах подачи и рассмотрения претензии. В мотивиро-вочной части истец формирует правовую квалификацию конфликта с указанием на статьи КВВТ РФ и ГК РФ, устанавли-вающие соответствующую ответственность перевозчика (буксировщика), а также со ссылкой на законы, которые должны быть применены. Но данная часть заявления не является обязательной и ее отсутствие, равно как и неточность, не будет являться основанием для отказа в возбуждении производства. В последней, резолютивной части следует четко сформулировать требования, предъявляемые к ответчику. Эта часть содержит саму просьбу о судебной защите. В обязательном порядке резолютивная часть должна содержать перечень прилагаемых документов. Если некоторых из них нет, например, перевозчик, отклонив претензию, не возвратил их заявителю (теперь истцу), то указание об этом должно содержаться в описательной части. Исковое заявление может быть подано как непосредственно в суд, так и направлено по почте.
Следует еще раз отметить повышенную важность подробности и полноты описательной части, особенно касающейся претензионной деятельности, а также наличия необходимых прилагаемых к исковому заявлению документов. Так, если предъявляется иск, связанный с утратой груза, должно быть представлено указание о наличии справки об отправке груза и отметки о неприбытии груза, это должно быть документально приложено к исковому заявлению. В случае уклонения пере-возчика от выдачи такой справки или от учинения отметки должны быть представлены доказательства этого, например ко-пия запроса о выдаче справки. В указанном выше Постановлении ВАС РФ рекомендует признавать неприложение подобных доказательств к претензии как нарушение заявителем порядка предъявления претензии. Не исключено такое и по отношению к перевозкам на ВВТ.
2. Согласно п. 3 ст. 797 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавлива-ется в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортным законодательством. КВВТ РФ в п. 2 комментируе-мой статьи устанавливает в качестве такого момента день наступления события, послужившего основанием для предъявле-ния претензии. Фраза, что этот срок начинает течь с этого дня, означает, что он начинается в этот день, день наступления события входит в срок исковой давности. В связи с этим может возникнуть вопрос об установлении такого дня. Ведь эти обстоятельства, например повреждение груза, могут наступить в ходе перевозки, когда контрагент не имеет никакой физиче-ской возможности контролировать процесс перевозки, не считая случаев сопровождения груза его представителем. В этом случае единственным документальным подтверждением даты наступления события будут соответствующие документы, в приведенном примере коммерческий акт. Таким образом, указание на день наступления самого события на практике иногда может привести к тому, что истец не сможет этот день точно установить. В данном случае надлежит применять общие пра-вила п. 1 ст. 200 ГК РФ, согласно которой начало течения срока исковой давности включает в себя объективный и субъек-тивный моменты. Объективный момент - это и есть наступление того обстоятельства, которое является основанием предъяв-ления претензии, например день, когда произошло падение груза, приведшее к его повреждению. Субъективный момент - это момент, когда заявитель узнал или по обстоятельствам должен был узнать о наступлении такого обстоятельства. В этом случае, если истец докажет, что он объективно не мог узнать о наступлении такого события, суд может ориентироваться на субъективный момент. Поэтому представлялось бы более целесообразным установить подобные правила в комментируемой статье либо установить, что исковая давность начинает течь с момента фиксации обстоятельств, являющихся основанием для предъявления претензии.
3. По требованиям к перевозчику или буксировщику в связи с перевозкой или буксировкой срок исковой давности ус-танавливается в один год (то же содержится и в п. 3 ст. 797 ГК РФ), а по требованиям к перевозчику в связи с перевозкой пассажиров и багажа - три года. При этом на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира (иного лица), сроки исковой давности распространяться не должны в силу прямого указания ст. 208 ГК РФ. При этом требование удовлетворяется только за три года, предшествовавших подаче иска. Это же относится и к компенсации морального вреда (нераспространение на него исковой давности). На эти сроки исковой давности распространяются правила гл. 12 ГК РФ. Пропуск срока исковой давности прекращает право на иск в материальном смысле. Если иск предъявлен до истечения тридцатидневного срока, установленного для ответа на претензию, исковое заявление подлежит возвращению. Если такое обстоятельство установлено судом уже в ходе рассмотрения иска, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения. К такому выводу пришел ВАС РФ в п. 45 указанного выше Постановления.
4. Срок исковой давности по искам перевозчиков или буксировщиков к отправителям и получателям грузов и букси-руемых объектов, а также к пассажирам и иным физическим и юридическим лицам (например, если установлена вина треть-их лиц в загрязнении с судна нефтью при перевозке, но если при этом не было столкновения) во всех случаях устанавливает-ся в один год со дня наступления события, послужившего основанием для иска. Устанавливается эта дата документально либо аналогично правилам, рассмотренным выше. Пропуск указанного срока прекращает право на иск в материальном смысле.
Так, в одном из дел, Третий арбитражный апелляционный суд г. Красноярска оставил без удовлетворения апелляци-онную жалобу ОАО "Енисейское речное пароходство" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.10.2007 по делу N А33-11125/2007. Жалоба состояла в том, что, по мнению заявителя, арбитражный суд ошибочно применил срок исковой давности и отказал в удовлетворении исковых требований. Истцом заявлено было требование о взыскании стоимости услуг по очистке судна, правоотношения по которой регулируются гл. 39 ГК РФ, а поэтому, как считал истец, подлежит применению общий срок исковой давности, а не годичный. Апелляционный суд сослался на главу 11 КВВТ РФ, ст. 197 ГК РФ, согласно которой для отдельных видов требований могут устанавливаться сокращенные сроки исковой давности (специальные), и на п. 4 ст. 164 КВВТ РФ, где и установлен годичный срок исковой давности. Глава 39 ГК РФ здесь применению не подлежит. На этом основании, как счел Третий апелляционный суд, Арбитражный суд Красноярского края правильно применил нормы материального и процессуального права, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11125/2007 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда ВСО от 12 декабря 2007 г., дело N А33-11125/2005-03АП-1449/2007).
5. В п. 5 комментируемой статьи установлен специальный двухгодичный срок исковой давности для требований, воз-никающих в связи со столкновением судов и проведением спасательной операции. Срок начинает течь также с момента на-ступления события, являющегося основанием ответственности. Например, это будет дата невыплаты спасателю специальной компенсации, момент повреждения судна спасателя. Следует также указать, что спасатель вправе требовать от ответственного за вознаграждение лица предоставления обеспечения требований, включая судебные или арбитражные расходы. При столкновении судов двухгодичный срок исковой давности также начинается с момента возникновения основания иска, например с момента, когда судну причинено повреждение, а не с момента его окончательной оценки. Если при столкновении причинен вред жизни и здоровью, исковая давность не применяется, что распространяется также на требования о компенсации морального вреда. Пассажир, а также физическое лицо, перевозившее груз для личных нужд, при предъявлении иска (как и в остальных случаях) освобождаются от уплаты пошлины.

Глава XIX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ