Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 161. Порядок предъявления претензий к перевозчику или буксировщику

1. До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику.

2. Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

3. К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.

К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

4. Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки исковой давности исчисляются в отношении:

возмещения ущерба за утрату груза, багажа или буксируемого объекта - по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;

возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза, багажа или повреждение буксируемого объекта - со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;

несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы - со дня выдачи груза или буксируемого объекта;

задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна - со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии;

возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, - со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов.


<Статья 160 | Статья 161 | Статья 162>

Научно-практический комментарий:

1. Как уже указывалось, на внутреннем водном транспорте, как и на всех иных видах транспорта, обязательным явля-ется претензионный порядок рассмотрения и урегулирования споров по перевозке и буксировке. Общее правило на этот счет содержится в ст. 797 ГК РФ, согласно п. 1 которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, установленном транспортными кодифицированными актами. Следует обратить внимание - именно кодексами и уставами. Это прямое указание ГК РФ на кодифицированные акты является еще одним, формальным основанием включения в КВВТ РФ статей, более детально регулирующих порядок отношений участников претензионной деятельности, что прежде всего касается порядка обжалования в отказе составления актов и нарушении в их составлении. Не следует перекладывать такие вопросы на ведомственное нормотворчество.
ГК РФ, таким образом, относит регулирование претензионных отношений к компетенции транспортного законода-тельства, что и является содержанием комментируемой главы КВВТ РФ.
ГК РФ не говорит о претензионных отношениях по поводу буксировки, но фактическое сходство оказываемых услуг в перевозке и буксировке вполне обосновывают распространение законодателем в КВВТ РФ данных норм и на буксировку. Кроме того, в ГК РФ общие правила буксировки вообще отсутствуют.
Таким образом, п. 1 комментируемой статьи просто констатирует наличие обязательного претензионного порядка урегулирования отношений, возникающих в рамках ответственности перевозчиков и буксировщиков. Цель такого порядка - позволить сторонам урегулировать спор без обращения в суд. Кроме того, если такое обращение все же будет иметь место, доказательства и иные материалы, собранные в ходе претензионной деятельности, могут значительно облегчить рассмотре-ние предмета спора в суде.
2. Претензия должна быть направлена перевозчику или буксировщику по месту их нахождения, которое представляет собой их юридический адрес. Претензию следует вручать уполномоченному работнику перевозчика (буксировщика) под расписку. Должно быть минимум два экземпляра претензии. Один направляется перевозчику (буксировщику), второй оста-ется у заявителя. При вручении под расписку следует требовать росписи с указанием фамилии и должности принявшего пре-тензию лица, а также указания даты принятия претензии и ее регистрации. Можно направить претензию и заказным письмом с уведомлением о вручении. В претензии должны содержаться реквизиты сторон, данные о договоре перевозки (буксировке), на основании которого возникли претензионные отношения, сущность претензии, подробно, в чем проявилось обстоятельство, послужившее основанием для предъявления претензии. В конце должно содержаться само требование - его предмет и размер (сумма, цена). При предъявлении претензии пассажиром можно применять фразы "услуга", указывая, в чем проявился недостаток услуги. Следует указать, что п. 44 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72, отсылает к КВВТ РФ в отношении правил предъявления претензий. Вместе с тем данными Правилами, в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", устанавливается ответственность перевозчика не только в тех пределах, которые очерчены гл. 15 КВВТ РФ. В частности, перевозчик (именуемый здесь исполнителем) несет ответственность за непредоставление пассажиру информации об услугах, за нарушение прав пассажира на свободный выбор услуг. Само собой, что перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира (потребителя). В этом случае подлежат применению правила гл. 59 ГК РФ и ст. ст. 14 и 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" (см. комментарий к ст. 116 настоящего Кодекса). Неясно, является ли необходимым предъявление претензии в случае нарушения перевозчиком указанных прав пассажиров в отношениях их как исполнителя и потребителя. Неясно также, надо ли предъявлять претензию при причинении вреда жизни и здоровью пассажира, или можно сразу предъявлять иск. На первый взгляд, исходя из систематического толкования п. 1 ст. 797 ГК РФ и соответствующих статей КВВТ РФ, где установлены обстоятельства ответственности перевозчика по отношению к пассажиру, можно сделать вывод, что здесь допускается сразу подача искового заявления. Пункт 1 ст. 797 ГК РФ устанавливает, что порядок предъявления претензий устанавливается транспортным кодексом. Само собой, что здесь порядок надлежит толковать расширительно, так как сюда входит и установление обстоятельств, при которых предъявляется претензия. В гл. 16 и гл. 18 КВВТ РФ такие обстоятельства, как причинение вреда жизни и здоровью или нарушение права на информацию об услуге, не указаны. Но вместе с тем п. 1 ст. 161 КВВТ РФ применяет фразу "в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза". "В связи с перевозкой" находятся и все указанные обстоятельства ответственности перевозчика. Другое дело, что ст. 162 КВВТ РФ такие обстоятельства не упоминает. С одной стороны, они являются основаниями имущественной ответственности перевозчика, с другой стороны, конкретно они в КВВТ РФ не указаны. Так или иначе, но если потребитель (пассажир), не предъявив в этих случаях (например, при возмещении вреда здоровью) претензию, обратился сразу в суд с иском, это не должно рассматриваться как основание в отказе в принятии иска, так как в этом случае было бы нарушено общее правило ст. 1064 ГК РФ, согласно которому причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
3. Претензия, как уже указывалось, должна быть сопровождена документально. Это значит, что к ней должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии их. Это документы, подтверждающие право заяви-теля на претензию. Конкретный перечень таких документов зависит от специфики основания ответственности перевозчика (буксировщика). Должны быть приложены документы, свидетельствующие о самой перевозке или буксировке: договор, транспортная накладная, дорожная ведомость, квитанция, билет, багажная квитанция и иные, то есть все документы, кото-рыми оформлялись отношения сторон в процессе заключения, осуществления и прекращения договора. При наличии ком-мерческого акта, акта общей формы и иных удостоверяющих основания ответственности документов - все они должны быть приложены в обязательном порядке. При отказе в составлении акта или составлении его с нарушениями должны быть при-ложены документы обжалования этого и документ о рассмотрении жалобы (заявления). В обязательном порядке должны прилагаться документы, обосновывающие сумму претензии. Что касается прилагаемых документов, то они должны быть в любом случае, а что касается содержания самой претензии, то если заявитель уверен, что претензия удовлетворена не будет, необязательно составлять ее слишком развернутой и объемной. При рассмотрении иска роль доказательств будут играть прежде всего эти документы. Что касается содержания самой претензии, то в такой ситуации следует особый упор сделать на обоснование суммы, именно сумма претензии будет впоследствии ценой иска. Иногда, при отказе в удовлетворении претензии или при отсутствии ответа на нее, перевозчик (буксировщик) может не возвратить прилагаемый документы. В этом случае следует обращаться к п. 43 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Данное Постановление, хотя и не относится к водному транспорту, тем не менее содержит ряд разъяснений судам, которые могут применяться и по отношению к ВВТ. В данном пункте указывается, что, если в исковом заявлении истец ссылается на невозможность представления необходимых документов, так как перевозчик не возвратил их с ответом об отклонении претензии либо не ответил на претензию, арбитражный суд при подготовке дела к рассмотрению обязывает перевозчика представить документы, которые должны быть приложены к претензии.
4. Все кодифицированные транспортные нормативно-правовые акты определяют срок, в течение которого может быть предъявлена претензия, а также момент, с которого данный срок начинает исчисляться. На внутреннем водном транспорте эти сроки и моменты установлены п. 4 ст. 161 настоящего Кодекса. КВВТ РФ устанавливает, что претензия может быть за-явлена в течение срока исковой давности. В п. 4 устанавливается момент, с которого начинает течь тридцатидневный срок для предъявления претензии:
для претензии о возмещении ущерба за утрату - по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;
о возмещении ущерба за недостачу, повреждение и порчу - со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;
о возмещении ущерба несоблюдением срока доставки, а также о возврате излишне уплаченной провозной платы - со дня выдачи груза или буксируемого объекта;
претензий о возмещении ущерба задержкой отправления или прибытием с опозданием пассажирского судна - со дня наступления события, являющегося основанием для претензии;
о возмещении ущерба за недостачу перевозимых наливом, навалом или насыпью однородных грузов (нефть, топливо, керамзит и т.д.), отправки которых осуществляются в соответствии с организационным договором - со дня подписания акта сверки расчетов за количество сданных к перевозке и принятых грузов.
Во всех этих случаях претензию можно предъявлять на следующий день после указанного дня, который истекает в 00.00 часов. Впрочем, если, например, груз или буксируемый объект передан (роспись в получении) или, скажем, акты свер-ки расчетов подписаны, а рабочий день не истек, по возможности можно предъявить претензию и в этот день.
Следует несколько остановиться на правовых последствиях пропуска рассматриваемого срока предъявления претен-зии. По общему правилу его истечение прекращает право заявителя на предъявление претензии, а отсутствие претензионно-го порядка лишает его и права на иск.