Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 160. Акты

1. Обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков, буксировщиков, грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и пассажиров при осуществлении соответствующих перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми перевозчиками или буксировщиками по заявлениям грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и получателей багажа. Формы коммерческого акта и акта общей формы, а также правила их составления устанавливаются правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров и их багажа.

2. Коммерческий акт составляется при выдаче груза, багажа или буксируемого объекта для удостоверения:

несоответствия фактического наименования груза, багажа или буксируемого объекта, массы груза или багажа, количества грузовых мест или мест багажа указанным в перевозочном документе данным;

повреждения (порчи) груза, багажа или повреждения буксируемого объекта;

обнаружения груза, багажа или буксируемого объекта без перевозочного документа, а также перевозочного документа без груза, багажа или буксируемого объекта;

недостачи древесины и такелажа в поврежденных плотах;

возвращения перевозчику похищенного груза, багажа или буксируемого объекта.

Отказ от составления коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных требований могут быть обжалованы в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

3. Недостача или порча грузов, перевозимых наливом, удостоверяется перевозочными документами в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

4. Коммерческий акт не составляется:

при недостаче массы груза в пределах норм естественной убыли, норм снижения процента влажности или сорности при перевозке груза, норм расхождения в показаниях весовых приборов, разницы в массе груза, принятого для перевозки исходя из условий расчетов по итогам за навигацию;

при выдаче груза, доставка которого осуществлена на технически исправном судне или в контейнере с неповрежденными запорно-пломбировочными устройствами либо в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя.

5. Акты общей формы составляются в случае удостоверения обстоятельств, не предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.


<Статья 159 | Статья 160 | Статья 161>

Научно-практический комментарий:

1. Как и на всех видах транспорта, на внутреннем водном транспорте предусматривается претензионный порядок предъявления требований к перевозчику и буксировщику по обстоятельствам, являющимися основаниями их имущественной ответственности. Суть такого порядка в том, что до того, как предъявить перевозчику или буксировщику иск, необходимо предъявить ему претензию в порядке, установленном в транспортном законодательстве. Недостатком практически всех кодифицированных источников транспортного законодательства является та их черта, что порядок предъявления претензий в них почти полностью состоит из отсылочных норм, а отсылают эти нормы к подзаконным актам, создавая еще одно благодатное условие для чрезмерной экспансии ведомственного нормотворчества. Думается, что, если бы в комментируемой главе КВВТ РФ содержалось еще 5 - 6 статей, более детально и единообразно регулирующих именно порядок, стадийность, а также отношения участников претензионной деятельности, это было бы плюсом и не "испортило" бы настоящий Кодекс.
Предъявляя претензию перевозчику или буксировщику, необходимо данную претензию сопроводить документально, то есть позаботиться о наличии всех документов, обосновывающих претензию. Одними из главных документов являются коммерческий акт и акт общей формы.
Коммерческий акт, как и акт общей формы, - это документ, составляемый перевозчиком или буксировщиком по заяв-лению грузоотправителя, грузополучателя, отправителя, получателя буксируемого объекта и получателя багажа, удостове-ряющий обстоятельства, являющиеся основанием имущественной ответственности перевозчика или буксировщика. В п. 4 ст. 796 ГК РФ упоминается о коммерческом акте и акте общей формы только как о документах, констатирующих факт несо-хранности груза. Юридическое значение коммерческих актов и актов общей формы состоит в фиксации обстоятельств, слу-жащих основаниями ответственности перевозчиков или буксировщиков. В претензионном процессе они выполняют функ-цию средства доказывания. Если заявляется претензия, к ней в обязательном порядке должен быть приложен коммерческий акт или акт общей формы. Отсутствие данных актов не лишает потенциального заявителя права на предъявление претензии, но доказывать наличие обстоятельств ответственности перевозчика или буксировщика на основании одних только транс-портных (сопроводительных) документов будет сложнее. Равно и для перевозчика (буксировщика) будет труднее доказывать наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности. Поэтому всегда в таких случаях следует составлять коммерческий акт (акт общей формы), причем в присутствии получателя.
Коммерческий акт следует составлять по общему правилу в день выгрузки грузов, непосредственно после их провер-ки. Аналогично и в отношении буксируемого объекта - в день его принятия получателем, непосредственно после осмотра. Если обстоятельства, подлежащие фиксации в коммерческом акте, наступили в пути следования, коммерческий акт состав-ляется непосредственно после обнаружения таких обстоятельств. В данном случае, так как отправитель (получатель) не имеет возможности контролировать перевозчика, он находится в уязвимом положении с точки зрения вероятности искажения данных, подлежащих включению в коммерческий акт. Представляется, что в данных ситуациях следовало бы в настоящий Кодекс внести нормы (хотя бы отсылочные) об ответственности за искажение данных, подлежащих оформлению коммерческим актом, либо установить составление в порте назначения второго экземпляра коммерческого акта так, чтобы акт, составленный на судне в пути следования, и акт, составленный по прибытии, юридически рассматривались как одно целое.
По общему правилу коммерческий акт составляется в трех экземплярах, подписываемых перевозчиком (буксировщи-ком) и получателем. Все данные, подлежащие фиксации в коммерческом акте, надлежит вносить и оформлять полностью, с предельной точностью. Не допускается внесение исправлений, зачеркивания, все ответы на вопросы бланка должны быть недвусмысленными. Нельзя также заносить в коммерческий акт информацию предположительного характера, не должно быть никаких выводов и заключений. Не допускаются фразы типа "следует полагать", "видимо", "примерно", "возможно", "приблизительно" и им подобных. Время должно указываться с точностью до минуты. Не допускаются записи о состоянии груза (багажа), тары или буксируемого объекта в общих выражениях "погрузка неправильная" (должно указываться, что именно неправильно и в каком количестве), "такелаж поврежден" (должно указываться конкретно, как именно и что в таке-лаже повреждено). Если такие правила составления коммерческого акта нарушаются, он считается составленным с наруше-нием, что может быть основанием его обжалования. В какой-то степени коммерческий акт в этом отношении можно срав-нить с протоколом производства следственного действия, где играет огромную роль буквально каждый знак препинания. Конкретное содержание коммерческого акта определяется спецификой тех обстоятельств, которые подлежат оформлению в нем. Такие обстоятельства перечислены в п. 2 комментируемой статьи.
2. Данный перечень является исчерпывающим. Первое из таких обстоятельств - несоответствие фактического наиме-нования груза, багажа или буксируемого объекта, массы груза или багажа, количества грузовых мест или мест багажа тем данным, которые указаны в накладной и иных перевозочных документах. При несоответствии наименований следует точно указывать, что именно не соответствует и когда было обнаружено несоответствие. Несоответствие массы груза (багажа) или количества грузовых мест (мест багажа) - это не что иное, как недостача. При оформлении недостачи следует подробно фиксировать все обстоятельства недостачи и ее обнаружения, а также точно определять количественную составляющую акта. Многое здесь зависит от специфики груза. Например, если обнаружена недостача груза при поврежденной таре, должно быть указано качество и вид материала, из которого изготовлена тара, соответствует ли тара требованиям государственных стандартов, одинаковы или различаются грузовые места в однотипной исправной таре по весу и габаритам. Если груз перевозился в стеклянной таре, указывается вид стекла и есть ли на нем заводские дефекты, то есть недостача груза или багажа фиксируется по правилам до мелочей. Следующий вид несохранности груза или багажа, подлежащий удостоверению коммерческим актом, - это повреждение (порча) груза или багажа. По отношению к буксировке - повреждения буксируемого объекта. Устанавливается и фиксируется подробно каждый признак повреждения, указывается, какие признаки повреждения груза или тары установлены. Если тара исправна, то указывают, по каким признакам обнаружено повреждение (порча) груза, допустим, следы течи, звук битого стекла. Указывается состояние упаковочного материала. При наличии пломб указывается количество и состояние пломб и оттисков, а также была или нет возможность доступа к грузу без вскрытия пломб. Словом, указывается все относительно характера, количества, времени и способа обнаружения повреждений (порчи) груза или багажа или повреждений буксируемого объекта. Следующее из обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом, - это обнаружение перевозочного документа без груза (багажа) или буксируемого объекта, то есть случай утраты груза (багажа) или буксируемого объекта и случаи обнаружения груза (багажа) или буксируемого объекта без сопроводительных документов. Здесь также точно фиксируются все обстоятельства такого обнаружения с указанием причин отсутствия груза (буксируемого объекта) либо соответствующих документов. На бездокументарный груз должно быть указано, когда, где и при каких обстоятельствах обнаружен такой груз, количество мест, маркировка, состояние тары и упаковки, пломб и оттисков. Недостача древесины и такелажа при повреждении плота - частный случай несохранности буксируемого объекта. Это отражается не только в коммерческом акте, но и в акте окончания буксировки (относится не только к плотам). Здесь перечисляются неповрежденные сплоточные единицы и количество леса в них по спецификациям, прилагаемым к накладной, а количество древесины в поврежденных единицах может указываться ориентировочно. Характер повреждений указывается подробно, как и повреждения такелажа. Недостача или порча (потеря коммерческой применимости исходя из химических свойств) наливных грузов удостоверяется в документарной форме согласно правилам перевозок грузов (п. 3 комментируемой статьи). Коммерческим актом оформляется и возвращение перевозчику похищенного груза, багажа или буксируемого объекта. Это необходимо потому, что согласно ст. 117 КВВТ РФ, если груз доставлен по истечении установленного срока, получатель может его принять в случае возврата перевозчику суммы, выплаченной им в результате утраты груза.
В случае отказа в составлении коммерческого акта или нарушений при его оформлении грузополучатель вправе до момента вывоза груза из порта назначения обжаловать такой отказ или нарушение руководителю порта, который обязан дать мотивированный ответ на жалобу в течение трех дней (в отношении скоропортящихся грузов - одного дня). Документы об обжаловании впоследствии должны быть приложены к исковому заявлению. В случае отказа в составлении коммерческого акта грузополучатель принимает груз по правилам приемки продукции по качеству и количеству от контрагента по договору поставки. Данные акты, составленные без участия перевозчика, суд может рассматривать как косвенные доказательства несохранности груза.
3. Если груз прибыл на технически исправном судне либо в контейнере с неповрежденными запорными устройствами, а равно в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя, коммерческий акт не составляется, что следует признать ошибочным, так как указанные обстоятельства еще не являются окончательным свидетельством того, что в процессе перевозки или во время погрузки не было обстоятельств, вызвавших несохранность груза. Несохранность может наступить, например, в результате неправильных действий отправителя по погрузке. А в такой ситуации, несмотря на то что она служит основанием освобождения перевозчика от ответственности, предъявитель претензии будет доказывать его вину. Поэтому не помешало бы удостоверять несохранность груза и в данном случае тоже коммерческим актом. Недостача массы груза в пределах норм естественной убыли, норм снижения влажности или сорности, норм расхождения в показаниях весовых приборов (+/- 1%) и разница в массе груза, принятого к перевозке, исходя из расчетов по итогам за навигацию тоже коммерческим актом не оформляются.
4. Обстоятельства, не предусмотренные п. 2 ст. 160 настоящего Кодекса, оформляются актами общей формы, что еще раз говорит об исчерпывающем характере перечня обстоятельств, оформляемых коммерческим актом. Как правило, актами общей формы оформляются следующие обстоятельства:
подача к перевозке непригодного судна;
проверка массы и количества грузовых мест;
повреждение судна или контейнера средствами отправителя или получателя при погрузке или выгрузке груза, повре-ждения судна буксируемым объектом;
оставления представителем грузоотправителя или грузополучателя сопровождаемого ими груза;
утрата документов, прилагаемых к транспортной накладной;
отказ в приеме груза к перевозке (буксируемого объекта к буксировке);
разногласия относительно суммы объявленной стоимости груза.