Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 156. Материалы, на основании которых составляется диспаша

1. Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течение 12 месяцев со дня окончания общего предприятия.

В случае, если такое заявление не подано или в течение 12 месяцев после запроса о таком заявлении лицо не представит доказательства в целях обоснования заявленного требования либо данные о стоимости имущества, диспашер вправе составлять диспашу на основе имеющейся у него информации; при этом диспаша может оспариваться только на том основании, что она является явно неправильной.

2. При возникновении во время составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний (в области судовождения, судостроения, ремонта судов, оценки судов и грузов и других), диспашер вправе поручить подготовить соответствующее заключение назначенному им эксперту. Такое заключение оценивается диспашером наряду с другими доказательствами.

3. Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для ознакомления, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им заверенные копии данных материалов.


<Статья 155 | Статья 156 | Статья 157>

Научно-практический комментарий:

1. Собственно о материалах, на основании которых составляется диспаша, в данной статье не говориться ни слова, не считая императивно установленной открытости сведений, содержащихся в этих материалах для заинтересованных лиц и о привлечении специалиста для дачи заключения. Вообще, данную статью следовало бы и озаглавить не так. Ее целесообраз-нее было бы определить как "производство по составлению диспаши". Кроме того, нет особой необходимости выделять в отдельную статью положение о сборе за составление диспаши (ст. 157 КВВТ РФ) - это "микроскопическое" правило вполне бы довольствовалось местом в последнем абзаце (пункте) статьи, озаглавленной указанным образом. Если же говорить более масштабно, то следует полагать, что положения о порядке составления диспаш здесь явно недостаточно. Составление диспаши - это по своей природе комплекс действий по сбору, изучению и оценке документов, которые являются доказательствами. Эта деятельность носит процессуальный характер, а результатами составления диспаши затрагиваются имущественные интересы, причем порой в весьма внушительных размерах. В силу данных обстоятельств можно всерьез думать о детальном регулировании деятельности диспашеров на федеральном уровне путем принятия соответствующего закона.
Основные материалы, на основании которых устанавливаются факт наличия и род аварии, а также размеры убытков, пожертвований, характер повреждений, были рассмотрены, насколько позволяет объем, в комментарии к статье 144 настоя-щего Кодекса. Можно их еще раз перечислить - судовой (вахтенный) журнал, машинный журнал, перевозочные документы (накладная, ведомость, договор, квитанции и иные перевозочные документы), акт об аварии, акты осмотра судна и груза. Некоторые из этих документов могут быть в наличии в момент подачи письменного заявления диспашеру, а некоторые, на-пример повторные акты осмотра узлов и иных конструктивных элементов судна в целях дачи заключения и само заключе-ние, уже в ходе делопроизводства по составлению диспаши.
Лицо, заинтересованное в составлении диспаши, о котором идет речь, - это любой из участников общего предприятия. Заявление подается в письменной форме с обязательным приложением к нему копий всех имеющихся документов, на осно-вании которых будет составляться диспаша, чем полнее будет "запротоколировано" общее предприятие перед началом со-ставления диспаши, тем больше степень вероятности ее правильности. Срок (1 год), в течение которого такое лицо должно подать заявление, относится по своей природе к преклюзивным (пресекательным) срокам, но по смыслу п. 1 комментируе-мой статьи он таковым не является. Здесь он ближе к сроку осуществления права, так как, если такое лицо не подало пись-менное заявления по своей инициативе или на основании запроса о таком заявлении не представит доказательств акта аварии или сведений о стоимости имущества (имеется в виду имущество в общем предприятии), диспашер вправе составить диспашу на основе тех данных, которыми он располагает в данный момент. Составленная в таком порядке диспаша может оспариваться только на том основании, что она является явно неправильной. Законодатель не раскрывает, не конкретизирует смысла термина "явно неправильно". Данное положение надлежит толковать исходя из фактических обстоятельств. Явно - это значит, исходя из данных условий, определенно неправильно, неверно, не соответствует действительности очевидно, даже не для специалиста. Явно неправильными могут быть не только, скажем, суммы, в которых определены доли участников аварии, но и иные сведения, например данные о возрасте частей и оборудования судна, данные о действиях экипажа и иные моменты, которые играют существенную роль в распределении общей аварии.
2. Всегда, когда в ходе какого-либо вида процессуальной деятельности, связанной с установлением фактов обнаружи-вается необходимость в применении специальных познаний, субъект такой деятельности вправе привлечь специалиста - это непреложное правило. Не является исключением и исследование обстоятельств акта аварии при составлении диспаши. Спе-циальные познания здесь могут касаться многих областей, но, как правило, это будут вопросы судостроения, гидростатики и гидродинамики, судовождения, ремонтных работ. Не исключается и привлечение специалистов в области аудита и отчетности. Такие специалисты, помимо назначения диспашером, могут привлекаться на договорной основе. Статус такого специалиста в производстве по составлению диспаши - независимый эксперт, который обязан дать заключение. В случае невозможности дать заключение можно прибегнуть к привлечению других специалистов либо составлять диспашу исходя из того, что имеется. Данное заключение имеет статус доказательства, которое оценивается в совокупности с другими доказательствами.
3. Открытость информации, содержащейся в материалах, на основании которых составляется диспаша, устанавливается правилами п. 3 комментируемой статьи. Диспашер должен предоставить копии данных документов по требованию заинтересованных лиц. В случае если составление диспаши пересекается с деятельностью органов государственной власти, которым необходимы оригиналы данных документов, диспашер обязан их представить.

На сайте также ищут:
Статья 83. Особые условия перевозок грузов
Статья 44. Возмещение убытков, причиненных утратой или повреждением багажа пассажиров и имущества третьих лиц
Статья 56. Основные требования к эксплуатации портов
Статья 36. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ.
Статья 118. Освобождение перевозчика или буксировщика, грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта от ответственности