Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 148. Караван судов

1. В целях настоящей главы под караваном судов понимается группа судов, соединенных между собой таким образом, что каждое в отдельности судно такой группы судов не может осуществлять движение самостоятельно.

2. В случае, если были произведены действия в целях осуществления спасательных операций в отношении одного и (или) нескольких судов каравана и их грузов, находящихся в общей для них опасности, применяются положения, установленные настоящей главой. Судно каравана не считается находящимся в общей опасности вместе с другим судном каравана, если оно в результате отсоединения от другого судна или других судов может быть в безопасности.

3. При определении контрибуционной стоимости в отношении каравана судов под судном и грузом понимается общая стоимость всех судов каравана и грузов, находящихся в общей опасности.


<Статья 147 | Статья 148 | Статья 149>

Научно-практический комментарий:

1. В п. 1 раскрывается понятие каравана. Караван судов - это способ организации движения судов, когда необходимо одновременное перемещение по внутренним водным путям нескольких судов. Примером каравана может быть буксируемый состав - соединение судов, буксируемое на тросе самоходным судном. При этом применительно к данной статье это будут только суда - здесь понятие буксируемого состава, данное в п. 2 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвер-жденных Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129, трактуется ограничительно. Жесткое соединение судов, приводимое в движение толкачом (толкаемый состав), тоже можно рассматривать в качестве каравана, но это редко встречается. То есть в любом случае караван судов движется всегда за счет силы двигателей одного или нескольких судов, иначе невозможно представить себе его перемещение в пространстве. В данной статье термин "судно" надлежит понимать в смысле абзаца 5 ст. 3 КВВТ РФ - это могут быть как самоходные, так и несамоходные (плавучий кран, дноуглубительный снаряд и т.д.) суда. Но караван судов будет иметь место и в тех случаях, когда все суда идут своим ходом, классический пример - проводка каравана судов ледоколом в ледовых условиях. Во всех этих случаях применительно к общей аварии караваном судов будет считаться такое их соединение, когда каждое из них в отдельности не сможет продолжать передвижение самостоятельно. Формулировка несколько неудачна: если суда буксируются либо толкаются, а также если они идут вслед за ледоколом в ледовых условиях, то как понять ту фразу, что "каждое" судно не сможет продолжать движение самостоятельно? А сам буксир или ледокол? Думается, что для более четкого изложения, следовало указать, что караван - это общее предприятие. Именно такова позиция законодателя в ст. 284 КТМ РФ. Здесь становиться ясно, что буксир или ледокол призваны именно для передвижения каравана, они являются его составной частью именно как часть общего предприятия, и принятие мер по спасанию буксира или ледокола - это принятие мер по спасанию, имеющее значения для общего предприятия.
2. Если наличествует общая для судов и грузов каравана опасность и были произведены действия по спасению в от-ношении одного и (или) нескольких судов каравана для того, чтобы, предотвратив или минимизировав опасность для этого (этих) судна и груза, спасти не только это судно (суда), но и все общее предприятие, при распределении убытков от таких действий подлежат применению правила гл. 17 настоящего Кодекса. Если для спасения одного из судов его достаточно от-соединить от остальных, то оно не считается находящимся в опасности наравне с другими судами каравана. Но при этом, если в ходе и (или) в результате такого отсоединения причинены убытки всему предприятию и есть все признаки общей ава-рии, распределение общей аварии также будет иметь место. В этом отношении представляется удачной лаконичная форму-лировка абзаца 3 п. 4 ст. 284 КТМ РФ: "если отсоединение представляет собой акт общей аварии, общее предприятие про-должается".
3. Контрибуционная стоимость имущества (см. комментарий к ст. 154 настоящего Кодекса) в данном случае будет рассчитываться исходя из общей стоимости всех судов каравана и их грузов, находящихся в общей опасности в месте и в момент окончания общего предприятия.