Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 147. Место убежища

1. Общей аварией признаются расходы на заход судна в порт или иное место убежища вследствие половодья, ледохода, внезапного и стремительного понижения уровня воды в пределах внутренних водных путей или иных чрезвычайных обстоятельств, связанных с необходимостью захода судна в порт или иное место убежища, нахождением его в порту или ином месте убежища и выходом судна из порта или иного места убежища.

2. В случае, если половодье или ледоход наступили после захода судна с грузом в порт выгрузки и судно должно покинуть порт выгрузки до ее окончания в целях захода в другой, безопасный, порт, другой порт будет считаться местом убежища.

3. В случае, если судно вследствие половодья или ледохода не может продолжить рейс и должно остаться в порту после выгрузки части груза, предназначенного для этого порта, он считается местом убежища для такого судна только в отношении грузов, предназначенных для других портов.


<Статья 146 | Статья 147 | Статья 148>

Научно-практический комментарий:

1. Расходы на заход судна в порт-убежище или иное место убежища традиционно относятся к общей аварии, это один из классических видов. Согласно п. "а" Правила X Йорк-Антверпенских правил, признаются общей аварией "расходы на заход судна в порт или иное место убежища либо возвращение судна в порт или иное место погрузки груза вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности". Местом убежища может быть как свой порт (имеется в виду порт отправления), когда судно возвращается, так и любой другой порт на маршруте следования, либо иное место убежища, где можно избежать опасности, либо, если ее избежать полностью не удалось, предотвратить дальнейшее воздействие источника опасности. КВВТ РФ прямо называет только три таких обстоятельства: половодье или ледоход, а также внезапное и стремительное понижение уровня воды, на остальные возможные источники опасности содержится только указание, что представляется вполне обоснованным, так как таких обстоятельств в пути следования может случиться множество вариантов. Помимо указанных в п. 1 комментируемой статьи, можно указать на следующие возможные причины захода в порт-убежище: столкновение судов; повреждение или неисправность судовых механизмов и машин, угрожающие всему общему предприятию; чрезвычайно опасные метеорологические условия; смещение груза на палубе таким способом, что это может угрожать всему предприятию, и иные аналогичные обстоятельства. Что касается груза, если такой груз провозился с нарушением правил перевозки и (или) крепления груза, то в этом случае общей аварии не будет.
Расходы на заход судна в порт или иное место убежища (далее в тексте - убежище) будут состоять, как правило, в пе-рерасходе топлива и иных материалов, а также на оплату портовых сборов (не помешало бы их в таких случаях и немного понизить), оплаты услуг рабочих команд, услуг буксира в случае их необходимости. Также решается вопрос и в отношении расходов, связанных с нахождением в порту (например, на производство осмотра) и выходом из порта. К таким расходам будут относиться и расходы на оплату работы членов экипажа, дополнительное топливо и иные расходы, которые не были бы произведены при нормальном ходе плавания.
К расходам, возмещаемым в порядке общей аварии при заходе судна в убежище, будут относиться и расходы на вре-менный ремонт судна при нахождении судна в убежище.
Например, на судне во время следования вышел из строя один из главных двигателей. Вследствие данного поврежде-ния судно было вынуждено зайти в порт-убежище для осуществления временного ремонта, после чего оно последовало дальше согласно маршруту. В данной ситуации расходы на временный ремонт двигателя будут отнесены на общую аварию.
2. Нахождение судна в порту, в котором производится выгрузка груза (имеется в виду порт назначения), может играть роль опасного для предприятия фактора в силу наступления половодья или ледохода, а также иных обстоятельств.
Например, при осуществлении маневра в акватории порта выгрузки произошло столкновение судов. В результате ос-мотра было установлено, что осуществить ремонт повреждений в данном порту нельзя. Вследствие этого судно было отбук-сировано в другой порт для проведения ремонта. В этом случае расходы на оплату буксира и расходы на осуществление ремонта и иные расходы в связи с нахождением судна во втором порту и выходом из него будут отнесены на общую аварию. Соотношение здесь простое - порт назначения является опасным местом для предприятия, а другой порт - безопасным.
3. Не представляет сложности и правило п. 3 комментируемой статьи. Необходимость нахождения судна в порту вследствие половодья или ледохода, а также иных чрезвычайных обстоятельств (того же столкновения, если есть возмож-ность ремонта в данном порту) вызывает расходы, но эти расходы относятся на общую аварию только в отношении тех грузов, которые предназначаются для других портов - для них порт, в котором судно находится, является местом убежища. В этом случае при распределении общей аварии расходы, вызванные нахождением судна в этом порту и выходом из него, будут распределяться с учетом стоимости тех грузов, которые предназначены для других портов.
Если в данной ситуации, помимо половодья или ледохода, имели место быть иные чрезвычайные обстоятельства, то при наличии в действиях и расходах на их устранение признаков преднамеренности и разумности, а также того, что эти иные обстоятельства подвергали опасности общее предприятие, расходы тоже будут относиться на общую аварию. Думается, что это не должно вызывать разнотолков, ведь указанные выше повреждения (не только двигателей, например повреждения корпуса о причал вследствие невыполнения/выполнения одним из судов маневра) могут быть причинены судну и в порту выгрузки.

На сайте также ищут:
Статья 68. Договор об организации перевозок грузов
Статья 68. Договор об организации перевозок грузов
Статья 102. Невостребованный багаж
Статья 21. Исключение судна из Государственного судового реестра
Статья 10. Использование поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта