Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 140. Понятие общей аварии

1. Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях сохранения от общей опасности судна, груза и провозной платы.

2. Общая авария распределяется между судном, грузом и провозной платой соразмерно их контрибуционной стоимости во время и в месте окончания общего предприятия, определяемой в соответствии со статьей 154 настоящего Кодекса.


<Статья 139 | Статья 140 | Статья 141>

Научно-практический комментарий:

1. Следует сразу же отметить некоторый недостаток в изложении нормативного материала данной главы, в смысле некоторой разбросанности статей, которые в силу логики должны были бы находиться рядом. В частности, понятие и вопросы определения контрибуционной стоимости, на которую законодатель указывает в комментируемой статье, находится через 13 статей. Читателю приходится "перепрыгивать" через них, чтобы яснее представить себе сущность такого юридического факта, как общая авария. Представляется, что не было бы ничего негативного, если бы определение контрибуционной стоимости следовало сразу после понятия общей аварии. Но необходимо следовать логике законодателя, а поэтому в комментарии к ст. 140 КВВТ РФ вопросы контрибуционной стоимости подробно излагаться не будут (можно ограничиться ее понятием), а будут сделаны отсылки к комментарию к ст. 154 настоящего Кодекса.
Общая авария (general average) как правовой институт появилась давно. На известной стадии развития общества, когда обмен от спорадического, эксцессивного характера приобрел характер постоянный, более того, необходимый, с этого момента закладывается базис освоения новых рыночных пространств, что привело к возникновению торгового мореплавания. И уже практически с древности во всех правовых системах, где в сфере базиса (экономики) существовало торговое мореплавание, можно увидеть черты данного правового института. Уже в Законах Хамураппи (Вавилон) содержалась суть правила общей аварии: "то, чем пришлось пожертвовать для всех, должно быть распределено между всеми заинтересованными лицами". Правила об общей аварии содержались практически во всех известных крупных правовых массивах Рима и Греции. Таким образом, институт общей аварии имеет своей материальной основой естественные процессы международной торговой экспансии, а ее "родина" - международное частное право. Исторически данный институт сформировался как часть нормативного массива, регулирующего торговое мореплавание. Среди данного массива были и есть не только нормы международных кодифицированных источников, но также и нормы внутригосударственного законодательства и нормы обычаев. В настоящее время основными международно-правовыми источниками в области общей аварии являются Йорк-Антверпенские правила 1974 г. Среди внутригосударственных актов это прежде всего правила гл. 16 КТМ РФ. Фактическое сходство тех возможных ситуаций, следствием которых может явиться общая авария в торговом мореплавании и при судоходстве на внутренних водных путях, послужило основанием для включения норм об общей аварии и в КВВТ РФ.
В п. 1 комментируемой статьи содержится легальная дефиниция общей аварии, дублирующая положения ст. 284 КТМ РФ, за исключением различий в терминах.
Общая авария - это юридический факт, который выражается в убытках, понесенных вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов в целях спасения от общей опасности имущества, участвующего в общем предпри-ятии - судна, провозимого на нем груза и провозной платы. Такое определение общей аварии существует применительно к судоходству на внутренних водных путях.
Для того чтобы иметь более полное представление о сущности общей аварии на ВВТ, следует вкратце раскрыть ее основные признаки и значение ключевых терминов.
Как можно увидеть из приведенного определения, в числе основных признаков общей аварии будут следующие:
- преднамеренность произведенных расходов, которая означает осознанную направленность (намеренность) на осуществление таких расходов, лицо осознает, что данные расходы принесут убытки и что эти расходы оно осуществляет в целях спасения от опасности;
- разумный характер произведенных расходов означает соответствие размера расходов степени грозящей опасности и возникшей ситуации с учетом уровня реальных факторов, влияющих на степень адекватности оценки данной степени и опасности;
- чрезвычайный характер расходов означает действия, которыми эти расходы вызваны, как и причины совершения таких действий, не составляют обычную практику для общего предприятия при данной форме судоходства (например, пере-возке груза), не относятся к таким расходам, которые обычно следует предвидеть перед началом рейса. Расходы могут быть разумными и намеренными, но если они не носят чрезвычайный характер, они не признаются общей аварией, например, перерасход топлива при резком изменении гидрометеорологических условий к общей аварии относиться не будет;
- опасность, грозящая судну, грузу и провозной плате, должна быть общей для всех данных элементов общего пред-приятия. Поэтому авария и называется общей.
Первые два признака можно назвать субъективными, вторые два - объективными.
Если будет установлено отсутствие хотя бы одного из указанных признаков, то произведенные расходы, независимо от результатов предпринятых действий, нельзя будет отнести к общей аварии.
Общее предприятие - это условный термин, отражающий временную функционально-предметную связь трех элемен-тов - судна, груза и провозной платы. Опасность судну может выражаться в наступлении его повреждения или гибели. Опас-ность грузу - аналогично, с учетом его вида. Что касается провозной платы, то ее, конечно, невозможно "материально спа-сти" как судно или груз, но здесь провозная плата рассматривается в том смысле, что действия, направленные на спасение груза, - это действия, направленные и на спасение провозной платы или права на ее получение.
Таким образом, сущность общей аварии заключается в совершении намеренных и разумных действий в интересах всех участников предприятия (перевозки), когда ради сохранения целого приходится отказываться от части этого целого или произвести расходы в целях спасения целого от грозящей ему опасности. Результат этих действий или расходов - убытки, возникшие в результате общей опасности и требующие распределения. Логика развития ситуации такая: общая опасность - пожертвовать меньшим для спасения большего (частью для спасения целого). Убытки - распределение убытков между всеми участниками предприятия - судовладельцем, грузовладельцем и владельцем провозной платы пропорционально стоимости части данного имущества, принадлежащей каждому из них.
Существуют и еще некоторые ключевые моменты при общей аварии, например ее установление и расчет, но эти во-просы будут изложены далее.
2. Принцип распределения общей аварии, о котором идет речь в п. 2 комментируемой статьи, на практике выражается в правилах распределения убытков между судном, грузом и провозной платой. Это распределение производится на основа-нии установления, расчета и оформления общей аварии пропорционально (соразмерно) контрибуционной стоимости судна, груза и провозной платы в мести и во время окончания общего предприятия. В несении расходов на покрытие убытков, со-ставляющих общую аварию, принимают участие все лица, интересы которых защищались действиями, причинившими эти убытки. Контрибуционная стоимость, о которой идет речь, - это фактическая (действительная, чистая) стоимость судна, гру-за и провозной платы в момент и в месте окончания общего предприятия, попросту, в месте фактического окончания рейса. Контрибуционная стоимость (ее называют еще контрибуционным капиталом) устанавливается исходя из всех данных по обстоятельствам общей аварии в соответствии с установленными правилам, определяется она в диспаше (подробнее это будет рассмотрено в комментариях к ст. 154 и ст. 156 настоящего Кодекса).

На сайте также ищут:
Статья 153. Проценты на убытки, возмещаемые в порядке распределения общей аварии
Статья 50. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником
Статья 22. Ответственность за использование незарегистрированного судна и нарушение правил государственной регистрации судов
Статья 10. Использование поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта
Статья 18. Основания государственной регистрации судна и прав на него