Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 14. Судовые документы

1. На подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы:

1) свидетельство о праве собственности на судно;

2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст подпункта в предыдущей редакции

3) свидетельство о годности судна к плаванию;

4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

6) судовое санитарное свидетельство;

7) единая книга осмотра судна;

8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 188-ФЗ подпункт 9 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

9) разрешение на судовую радиостанцию;

10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ пункт 1 статьи 14 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 11, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

11) свидетельство о классификации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ пункт 1 статьи 14 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 12, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

12) мерительное свидетельство.

2. На судне должны находиться оригиналы указанных в пункте 1 настоящей статьи документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

3. На судне, выходящем в море, кроме документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, должны находиться документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

4. На судне, осуществляющем судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, кроме документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, должны находиться документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации. Выдачу документов, предусмотренных указанными договорами, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ пункт 5 статьи 14 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 10 пункта 1 настоящей статьи, выдаются органами, осуществляющими государственную регистрацию судов и прав на них. Документы, указанные в подпунктах 3, 8, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, выдаются организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса. Документы, указанные в подпунктах 6 и 9 пункта 1 настоящей статьи, выдаются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

За выдачу документов, указанных в подпунктах 1, 2, 6 и 9 пункта 1 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За выдачу документов, указанных в подпунктах 3, 8, 10, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, взимается плата в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Формы документов, указанных в подпунктах 4, 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Наличие указанных документов на судне обеспечивается судовладельцем.

7. Судовой журнал должен храниться на судне в течение одного года со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение судовладельцу. Общий срок хранения судового журнала составляет три года со дня внесения в него последней записи. Судовой журнал может быть предоставлен для ознакомления с ним и снятия с него копий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Признание судовых документов судов, плавающих под флагами иностранных государств и заходящих в порты Российской Федерации или совершающих проход по внутренним водным путям, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации или при условии, если в портах и на водных путях соответствующего государства признаются судовые документы судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ статья 14 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9. На спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:

1) судовой билет;

2) список членов экипажа судна (судовая роль).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ статья 14 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

10. Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.


<Статья 13 | Статья 14 | Статья 15>

Научно-практический комментарий:

1. Смысл данной статьи - установить обязательный перечень документов, которые должны находиться на каждом судне и без наличия хотя бы одного из которых, а равно при истечении срока его действия, судно не допускается органами Госморречнадзора к плаванию.
В п. 1 дан перечень таких основных документов, которые должны находиться на судне, плавающем по ВВП РФ, чтобы оно вообще имело возможность плавать, эксплуатироваться согласно своему классу и назначению. Данный перечень является базовым, основным. Помимо данных документов (они в любом случае должны быть на каждом судне, зарегистрированном и плавающем по ВВП), для отдельных категорий судов и в зависимости от режима района плавания должны быть в наличии и иные документы, при отсутствии либо просрочке которых плавание такого судна либо в определенном районе не допускается. Иными словами, наличие данных документов вместе и каждого из них в отдельности и соответствие их установленным требованиям к порядку выдачи, порядку заполнения (ведения) и сроку действия - все это является юридическим фактом, на основании которого (помимо, конечно, иных обязательных условий) судно допускается к плаванию.
2. Требование относительно нахождения на судне оригиналов указанных документов императивно - их копии не до-пускаются, хотя бы и нотариально заверенные (собственно, нотариус, если он знает законодательство о ВВТ, не будет ниче-го заверять, кроме копии свидетельства о праве собственности на судно). Исключение составляет только один документ - свидетельство о праве собственности на судне. Здесь должна быть его нотариально удостоверенная копия или копия, заве-ренная органом, осуществившим регистрацию права собственности на судно.
3. На судах смешанного (река-море) плавания при их выходе в море, на участки с морским режимом судоходства, кроме документов, указанных в п. 1 рассматриваемой статьи (они тоже должны быть), должны находиться оригиналы доку-ментов, установленных ст. 25 КТМ РФ. Если не называть заново указанные в п. 1 ст. 14 КВВТ РФ документы, то к ним будут относиться следующие: пассажирское свидетельство (для пассажирских судов); мерительное свидетельство; свидетельство о грузовой марке; санитарный журнал; журнал операций со сточными водами; журнал операций с мусором; журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами; журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров.
При этом ст. 25 КТМ РФ устанавливает, что на судне, осуществляющем прибрежное плавание, могут не находиться судовой, машинный и санитарный журналы, если иное не установлено органами технического надзора за эксплуатацией судов. Но данная норма в КТМ РФ адресована только морским судам, в КВВТ РФ же подобной нормы нет, поэтому указанные документы должны быть в любом случае, даже при прибрежном плавании в море. Аналогичный смысл имеет правило п. 4 ст. 14: в случае отсутствия документов, установленных международными договорами, такое судно не допускается к плаванию с пересечением Государственной границы РФ. Несколько подробнее об этом см. в комментарии к ст. 69 Кодекса.
4. Свидетельство о праве собственности на судно выдается органом, осуществляющим государственную регистрацию судов (см. комментарий к ст. 19), в случае его потери он выдает дубликат в порядке, установленном Правилами государст-венной регистрации судов. Этими же органами осуществляется и выдача свидетельства о праве плавания под Государственным флагом (см. комментарий к ст. 17 и ст. 19 Кодекса). Свидетельство о годности судна к плаванию, а также классификационное свидетельство выдается органами технического надзора и классификации судов, подробнее о которых сказано в комментарии к гл. 6 Кодекса. Судовое санитарное свидетельство выдается территориальными органами санитарного надзора РФ, действующими на территории бассейна. Свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью и иными веществами выдается территориальным органом в области охраны окружающей среды (см. комментарий к ст. 40 Кодекса). Свидетельство о минимальном составе экипажа судна выдается согласно Положению о минимальном составе экипажей судов территориальными органами надзора на ВВТ (БУГН на ВВТ), а для судов смешанного (река-море) плавания - капитанами морских портов (п. 6 Положения). Несколько подробнее о таком свидетельстве в комментарии к гл. 5 Кодекса. Каждый из указанных документов должен быть в наличии на судне согласно сроку его действия. В частности, свидетельство о минимальном составе экипажа выдается сроком на 5 лет, после чего подлежит выдаче новое свидетельство.
5. Наличие на судне судового журнала, машинного журнала, списка членов экипажа (судовой роли, которую обязан вести капитан судна, а в случае его болезни - старший помощник капитана) судна и единой книги осмотра судна должен обеспечивать судовладелец. Но при этом если, допустим, судно передается по договору аренды (как с экипажем, так и без экипажа), то арендатор будет также являться судовладельцем - аренда без владения невозможна, но в этом случае собствен-ник или иной арендодатель обязан будет обеспечить наличие на судне данных документов. В судовой журнал подлежат занесению все операции, осуществляемые в ходе как технической, так и коммерческой эксплуатации судна, а также относи-тельно действий экипажа. Он является документом строгой отчетности и хранится на судне в течение года с момента занесе-ния в него последней записи (то есть с момента, когда он кончился), после этого еще два года хранится в архивах у делопро-изводителя судовладельца (п. 7 рассматриваемой статьи). В машинный журнал подлежат обязательно занесению все данные о работе основной и иных машин. В частности, когда при снятии судна с мели капитан принял решение форсировать работу машины, об этом необходимо сделать запись именно в машинном журнале. Впоследствии такая запись будет одним из доказательств права на распределение убытков в порядке общей аварии (см. комментарий к гл. 17). Как судовой, так и машинный журнал могут предоставляться для ознакомления с ними и снятия копии - это, в частности, становится необходимым при расследовании транспортного происшествия с судном, при определении общей аварии (эти документы могут понадобиться диспашеру) и в иных аналогичных ситуациях. Что касается иных судовых документов как доказательств при расследовании транспортных происшествий с судном, то они могут также применяться в данных целях по мере необходимости. Кроме того, при необходимости не только судовой и машинный журнал могут предоставляться для ознакомления с ними - это касается всех судовых документов. К примеру, при производстве по уголовному делу.
6. Смысл правила п. 8 данной статьи заключается в установлении по отношению к признанию судовых документов иностранных судов, заходящих в порты РФ, правил международных договоров, а при их отсутствии такое признание осуществляется на основании принципа взаимности - такие документы иностранных судов признаются на территории РФ только в том случае, если судовые документы, установленные настоящей статьей, признаются в портах и на водных путях соответствующего государства. В принципе, так как речь идет в основном о внешнеэкономическом блоке правового регулирования, то в самих договорах в этом отношении может устанавливаться как режим наибольшего благоприятствования (при котором государство предоставляет другому государству такие же права, как и любому третьему государству), так и национальный режим (при котором для лиц другого государства устанавливаются те же права, что и для местных лиц).

Глава IV. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА СУДА,
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ И ПРАВ НА НИХ