Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 134. Последствия неправильного поведения спасателя

Спасатель может быть полностью или частично лишен вознаграждения либо специальной компенсации, причитающихся согласно правилам, установленным настоящей главой, в той мере, в какой спасательные операции оказались необходимыми или более трудными по его вине либо в какой спасатель виновен в обмане или в ином нечестном поведении.


<Статья 133 | Статья 134 | Статья 135>

Научно-практический комментарий:

По отношению к обязательствам по спасанию всегда действует принцип "нет вознаграждения без спасения". Но ино-гда, несмотря на то что результат некоторый и достигнут, само поведение спасателя ставит в зависимость размер этого воз-награждения либо саму его выплату. То есть факт выплаты вознаграждения или его размер ставятся в прямую зависимость от поведения спасателя в ходе выполнения операции. Исходя из рассматриваемой статьи (практически идентичная ей ст. 348 КТМ РФ), законодатель устанавливает всего три вида ситуаций, когда права на вознаграждение спасатель либо лишается, либо оно подлежит уменьшению. В первом случае необходимость спасательных операций по отношению к находящемуся в опасности судну или иному имуществу вызывается в результате действий самого спасателя, по его вине, например, столкновение спасаемого судна с судном спасателя. Во втором случае в результате неправильных действий спасателя возникает необходимость в осуществлении иных спасательных операций, в которых не было бы необходимости, веди он себя правильно. Можно это назвать дополнительными спасательными операциями (действиями). Например, происходит навал судна спасателя на борт или корму спасаемого судна, вследствие чего часть груза оказывается за бортом, либо повреждается силовая установка, вследствие чего судно необходимо буксировать. Следует подчеркнуть, что, если подобное происходит по вине спасаемого судна, вознаграждение уменьшению не подлежит. В третьем случае имеется в виду обман или иное нечестное поведение спасателя, которое на практике сводится к такому поведению отдельных лиц, составляющих его, допустим, членов экипажа или привлекаемого персонала. В этом случае, как правило, будет иметь место, скорее всего, уменьшение доли вознаграждения того судна, принимавшего участие в спасании, работники которого допустили такое поведение. По отношению к самим членам экипажа, допустившего подобное поведение, может быть применено лишение их доли, причитающейся им в порядке ст. 131 настоящего Кодекса.