Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 124. Договоры о спасании

Капитан судна имеет право заключать договоры о спасании для осуществления спасательных операций от имени судовладельца. Капитан судна или судовладелец имеет право заключать такие договоры от имени владельца имущества, находящегося на борту судна.


<Статья 123 | Статья 124 | Статья 125>

Научно-практический комментарий:

Договоры о спасании в международном праве регулируются Международной конвенцией о спасании 1989 года, мно-гие нормы которой имплементированы национальным законодательством.
Правоотношения по спасанию могут возникнуть по различным основаниям. Они могут возникнуть из договора о спа-сании, но часто они возникают в результате наличия события, действия или иного факта наличия реальной опасности, тре-бующей производства спасательных действий, спасательной операции. Значение договора о спасании здесь проявляется не только в формальной фиксации обязательств сторон, но он призван определить отношения сторон в конкретной ситуации. Кроме того, как уже указывалось, нормы гл. 16 КВВТ РФ носят диспозитивный характер, и исходя из этого договор о спаса-нии поможет также определить отношения сторон иным способом, придав им статус урегулированных правоотношений, наравне с тем, как если бы они были определены в законе. Если вести речь о спасателе, то и для него договор имеет важное значение - это предоставляет ему дополнительную гарантию против того, что судовладелец (владелец иного имущества) не сможет впоследствии ссылаться на то, что с его стороны было разумное и прямое запрещение на осуществление спасатель-ных действий. Эта гарантия относится прежде всего к получению вознаграждения за спасание.
Договор о спасании заключается в простой письменной форме, по конструкции он является консенсуальным, возмезд-ным и взаимным. Рассматриваемая статья наделяет капитана судна полномочием по заключению таких договоров, которое является по своей природе законным представительством. Здесь имеется в виду прежде всего капитан того судна, которое находится в опасности. Капитан является в этой ситуации законным представителем владельца имущества (грузовладельца, скажем), которое находится на борту данного судна, и самого судовладельца. Аналогично судовладелец является в этой ситуации законным представителем владельца такого имущества в рамках заключения от имени последнего договора о спасании. Такое законодательное наделение капитана судна полномочиями по заключению договоров о спасании от имени судовладельца и владельца имущества, является важной гарантией права спасателя на получение вознаграждения. Лица, от имени которых заключен договор, не могут в дельнейшем требовать признания договора недействительным (см. комментарий к ст. 125 КВВТ РФ) на том основании, что отсутствовало их согласие на заключение договора. Кроме того, учитывая значение спасательных операций для жизни и здоровья людей, поддержания гражданского оборота и безопасности судоходства, такие гарантии призваны и стимулировать спасателей к осуществлению спасательных операций. Если речь идет о спасании имущества, которое находится на воде, в пределах ВВП, но с судном не связано, то в этом случае должны заключаться договоры с владельцем такого имущества, в случае отсутствия его на месте - при первой возможности. В целом же договор о спасании целесообразно заключать после возникновения опасности (см. комментарий к ст. 133 настоящего Кодекса).