Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 12. Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования

Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


<Статья 11 | Статья 12 | Статья 13>

Научно-практический комментарий:

Охрана судоходных ГТС и СНО на внутренних водных путях является необходимой формой деятельности, состав-ляющей один из аспектов обеспечения безопасности на внутренних водных путях, причем как безопасности самих ГТС и СНО в качестве объектов, так и безопасности деятельности по их эксплуатации, что автоматически переносится и на безо-пасность судоходства. Что касается охранной деятельности на транспорте, то здесь огромный удельный вес в составе нормативного массива имеют акты подзаконного нормотворчества. Охранная деятельность и деятельность по обеспечению безопасности функционирования ГТС и СНО - это явления онтологически не идентичные, в том смысле, что первое (охрана) функционально и по своим задачам уже второго (безопасности). Охрана вообще соотносится с безопасностью таким обра-зом, что безопасность, помимо иных средств ее достижения и обеспечения, достигается также и путем осуществления охра-ны объектов. То есть охрана объектов - это одно из средств обеспечения безопасности. Когда мы ведем речь об охране в узком, собственном смысле слова, то подразумеваем именно охрану объектов. Охранять "деятельность" невозможно. Но безопасность как состояние защищенности предмета материального мира и (или) определенного вида деятельности или определенной сферы жизни общества от негативного воздействия социальных (в широком смысле), политических, антропогенных, техногенных и природных факторов предполагает и систему методов, средств, способов достижения и поддержания этой защищенности. Данные методы, средства, способы определяются в своей специфике предметом обеспечения безопасности, то есть спецификой той части материального мира и (или) сферы деятельности людей и их групп, безопасность которой надо обеспечивать. Допустим, разными средствами может осуществляться обеспечение экологической и экономической безопасности, правовой и информационной безопасности. Кроме того, специфика средств обеспечения безопасности обусловливается и степенью подверженности объекта деятельности по обеспечению безопасности воздействию негативных факторов, что всегда определяется согласно условиям места и времени. Допустим, степень подверженности негативному воздействию политических факторов экономической сферы повышается в период изменений в экономических системах, при переходе от одной к другой, а также в период кризисов. Наконец, специфика средств обеспечения безопасности зависит и от уровня развития науки и техники, что касается прежде всего технических и иных спецсредств, не самих методов, хотя такие средства и определяют и даже создают новые методы обеспечения безопасности (спутниковые системы слежения, в частности, которым так обрадовались в свое время сотрудники легендарного Девятого управления).
Указанные общие закономерности имеют место быть и в отношении безопасности судоходства и деятельности водно-го транспорта вообще. Конечно с учетом специфики данного вида деятельности и с учетом того, что здесь объект, конечно, уже, чем в деятельности по обеспечению, скажем, экономической безопасности. И охрана объектов транспортной инфра-структуры, к каковым и относятся ГТС, СНО и иные виды объектов обеспечения и содействия деятельности ВВТ, представ-ляет собой один из методов обеспечения безопасности. Правовая основа обеспечения безопасности судоходных ГТС содер-жится, помимо норм КВВТ РФ и ведомственных нормативных актов, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. 2 которого установлено, что законодательство в данной области состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ. Безопасности судоходства в целом посвящена отдельная глава КВВТ РФ (см. далее), недостаток которой в том, что там рассматривается безопасность техническая и экологическая, но ничего не говориться о комплексном подходе к обеспечению данных видов безопасности с иными ее видами, в частности, защищенностью от противоправных посягательств. Тот факт, что в Положе-нии об охране ГТС и СНО защита от противоправных посягательств на них определена в качестве основной задачи охраны данных объектов, еще не говорит об отсутствии иных методов обеспечения такой безопасности, так как одной только охра-ны здесь недостаточно. В частности, не помешает оперативное изучение уровней преступности на транспорте и соответст-вующее прогнозирование на этой основе превентивных мер, а это уже не только и не столько охрана, как именно обеспече-ние безопасности посредством применения криминологических методов исследования. Здесь вообще с охраной ничего об-щего нет. Об этом несколько подробнее будет сказано при рассмотрении данной главы.
Охрана судоходных ГТС и СНО осуществляется подразделениями ведомственной охраны Минтранса России, ОВД и подведомственными МВД организациями на основании Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. N 690. Дан-ное Положение определяет задачи, формы и порядок охраны ГТС и СНО. Основной задачей является защита их от противо-правных посягательств, которая достигается путем: проведения мер антитеррористического характера (применение соответствующих режимов, ТСО, систем безопасности, создание блок-постов для отражения возможного нападения, использование служб СРС (служебно-розыскные собаки, "сэрээсники", работающие с ними, как говорят в профессиональной среде) для обнаружения взрывных устройств и иные меры); обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждения, выявления и пресечения правонарушений; комплексного использования сил и средств Минтранса России и правоохранительных органов, а также путем иных мер. Охрана объектов осуществляется в соответствии с планами, которые разрабатываются с учетом оценки уязвимости объектов, размера их площади и места расположения, видимости сооружений, а также с учетом риска возникновения угрозы жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде. Планы утверждаются органами внутренних дел по согласованию с БОГУ на ВВТ. В данном Положении также указывается о круглосуточной охране объектов - ГТС и СНО, которые включаются в перечни объектов, подлежащих круглосуточной охране. Такой Перечень утвержден Приказом Минтранса России от 12 декабря 2006 г. N 150, в котором такие ГТС и СНО указываются в табличной форме по схеме: номер в перечне; полное официальное наименование ГТС и СНО; место их расположения.
За деятельностью по охране ГТС и СНО осуществляется надзор Минтранса России и иных контрольно-надзорных органов в рамках их компетенции. Особо следует указать на прокурорский надзор, который осуществляется органами транспортной прокуратуры.
Например, Сальской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства о безопасности судоходных ГТС и СНО, в ходе которой выявлены нарушения со стороны Северо-Кавказского филиала ФГУП "УВО Минтранса России". Между данной организацией и Цимлянским районом гидросооружений и судоходства был заключен договор N 0108 от 29 декабря 2007 г. об охране гидроузлов. Но было выявлено, что 28 августа 2008 г. на территорию охраняемого шлюза N 14 проник посторонний, прошел в помещение судопропускников и нанес судопропускнице шлюза N 14 четыре проникающих ранения ножом, после чего беспрепятственно покинул территорию шлюза. По данному факту Сальским ЛОВДТ собраны необходимые материалы и направлены в СО на транспорте Южного СУ на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ. По результатам этой проверки в адрес руководства Северо-Кавказского филиала ФГУП "УВО Минтранса России" вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности ГТС, в котором прокуратура ссылалась на указанные выше Закон об охране ГТС и СНО и Постановление Правительства РФ N 690 (материал взят по информации старшего помощника Сальского транспортного прокурора Охритько С.В.). Но, думается, в подобных ситуациях, когда из-за нарушения законодательства о безопасности лицами, на которых прямо возложено ее обеспечение, совершается посягательство на жизнь человека, одного только представления недостаточно. Их нужно лишать права заниматься такой деятельностью.
Состояние защищенности ГТС и вообще судоходства от проявлений террористической деятельности и иных угроз безопасности ВВТ в целом - вопрос, не полностью урегулированный КВВТ РФ, хотя это и не является прямой его компетен-цией. Общие положения на этот счет содержатся в ряде законов и подзаконных актов, а среди последних явно не достает специального конкретизированного акта в отношении безопасности ВВТ в целом - не только отдельных его видов деятель-ности. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" является основным документом, определяющим принципы, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности. Под ней Закон понимает состояние за-щищенности транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, на всех видах транспорта, в том числе на ВВТ. Но положения данного Закона, как по отношению к ВВТ, так и в целом, требуют ряда мер правового, организационного и финансово-экономического характера для их реализации на практике. В части правовой конкретизирующей базы в этом отношении необходимо принятие подзаконного акта, аналогичного Положению о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания (Постановление Правительства N 324), - по отношению к объектам инфраструктуры ВВТ, принятие правовых актов относительно организации антитеррористической защищенности объектов ВВТ (здесь не обязательно вносить соответствующие изменения в КВВТ РФ - он не может полностью устанавливать правовые основы всех аспектов безопасности, достаточно принятия федерального закона и конкретизирующих актов), принятие нормативно-правового акта на федеральном уровне, определяющих компетенцию и порядок деятельности БОГУ на ВВТ в рамках обеспечения транспортной безопасности на ВВТ. Среди организационных мер следует обеспечивать постоянное совершенствование оперативного взаимодействия территориальных органов надзора на ВВТ, БОГУ на ВВТ и соответствующих правоохранительных структур, обеспечить постоянную подготовку кадров в области обеспечения транспортной безопасности на ВВТ с учетом его специфики, разработку по каждому бассейну методик изучения и оценки степени защищенности и уязвимости инфраструктуры на ВВТ, разработку схем, планов и групп мероприятий по обеспечению безопасности на объектах этой инфраструктуры. Среди финансово-экономических мероприятий следует прежде всего изыскать источник финансирования для внедрения на предприятия ВВТ систем обеспечения безопасности, соответствующих уровню техники - современных систем ИТСО (инженерно-технических средств охраны), систем оповещения и иных.

Глава III. СУДНО