Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 116. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки груза и задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием или буксировщика за несоблюдение сроков доставки буксируемого объекта

1. За несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта перевозчик или буксировщик уплачивают по требованию грузополучателя или получателя буксируемого объекта пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если они не докажут, что несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик или буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. За задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда, если перевозчик не докажет, что такие задержка или прибытие с опозданием произошли вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажиров неисправности пассажирского судна или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.


<Статья 115 | Статья 116 | Статья 117>

Научно-практический комментарий:

1. Ответственность, о которой идет речь в данной статье, - это ответственность за просрочку доставки груза и ответст-венность за задержку отправления пассажира и за опоздание прибытия пассажирского судна. В п. 1 содержатся правила об ответственности перевозчика за просрочку доставки груза и просрочку доставки буксируемого объекта. Правила КВВТ РФ в данной области базируются на общем правиле ст. 792 ГК РФ, согласно которой перевозчик должен доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии этих сроков - в разумный срок, то есть ГК РФ полностью предоставляет регулирование сроков доставки грузов и пассажиров (это же относится и к буксировке) транспортному законодательству. В связи с этим следует указать и на недостаток в этой области самого транспортного законодательства. Предоставление в ст. 76 КВВТ РФ (см. комментарий) функции по регулированию сроков доставки и установлению порядка их исчисления подзаконным нормативным актам создает благодатную почву для эскалации в регулирующий массив ведомственного нормотворчества сверх необходимого. Думается, что такие сроки или хотя бы императивные правила их исчисления должны содержаться в самом КВВТ РФ, иначе должного баланса интересов перевозчиков и грузоотправителей в данной области не добиться.
Санкция за просрочку доставки груза или буксируемого объекта - пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более пятидесяти процентов провозной платы - тоже относится к исключительной неус-тойке. Исчисляется она как процент от провозной платы за единицу времени - в данном случае за каждые сутки просрочки. Здесь видно, что размер данной ответственности - не более пятидесяти процентов провозной платы - ограничивает право на полное возмещение убытков. Это одно из проявлений указанной выше особенности рассматриваемой ответственности - ее ограниченный характер. Вопрос о том, могут ли стороны в договоре перевозки (буксировки) установить такой размер выше, чем указанный в комментируемом пункте, должен решаться на основании систематического толкования правил ст. 793 ГК РФ, ст. 116 и ст. 122 КВВТ РФ. Глава 40 ГК РФ не содержит специального правила об ответственности за просрочку достав-ки груза, там речь идет только об ответственности за задержку отправления пассажира. Правило ст. 793 ГК РФ устанавливает, что ответственность устанавливается ГК РФ и транспортным законодательством. В ГК РФ специальной нормы об ответственности за просрочку доставки груза (буксируемого объекта) нет. Значит, надлежит руководствоваться общими правилами ГК РФ и специальным правилом ст. 116 КВВТ РФ. Пункт 2 ст. 793 ГК РФ относит к недействительным только соглашения сторон об уменьшении и устранении ответственности, за исключением тех случаев, когда это допускается транспортным законодательством. Это надлежит понимать как отсылку к КВВТ РФ. Ст. 122 КВВТ РФ устанавливает ничтожный характер соглашений сторон об ограничении и об уменьшении ответственности (об увеличении ответственности не говорится ничего). Исходя из этого, следует прямо применять правило ст. 116 настоящего Кодекса, так как это один из случаев установления ответственности транспортным законодательством, к которому отсылает ст. 793 ГК РФ. А так как в п. 1 ст. 116 КВВТ РФ содержится императивное правило о размере ответственности (чего нет в ст. 115 комментируемого Кодекса), следует полагать, что соглашением сторон такая ответственность повышена быть не может. Что еще следует отметить, это то, что иногда в результате просрочки доставки груза может произойти повреждение груза, его порча, а также гибель. В этих случаях перевозчик, помимо уплаты пени за просрочку, должен будет нести ответственность и по правилам ст. 117, п. п. 1 и 2 ст. 118 КВВТ РФ и ст. 796 ГК РФ. В этом случае, за исключением наличия обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности, перевозчик обязан будет возместить и стоимость утраченного, поврежденного или испорченного груза.
Перевозчик или буксировщик освобождаются от ответственности за просрочку, если докажут, что несоблюдение сро-ков произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик (буксировщик) не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Здесь проявляется указанная выше главная особенность рассматриваемой ответственности, возможность отступления законодателя от принципа ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности на началах риска и установление презумпции вины перевозчика (буксировщика). Именно он в такой ситуации обязан будет доказать отсутствие своей вины, и сделать это возможно, доказав наличие в ходе перевозки (буксировки) обстоятельств, которые он объективно не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Одно из лучших средств доказывания этого - тщательные записи в судовом журнале. К числу таких обстоятельств будет относиться, например, непреодолимая сила - обстоятельства, отличающиеся признаками объективной непредотвратимости и чрезвычайности. Подробно признаки непреодолимой силы и ее виды были рассмотрены в комментарии к ст. 64 настоящего Кодекса.
На сайте также ищут:
Статья 17. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов
Статья 46. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ.
Статья 10. Использование поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта
Статья 125. Недействительность договоров или их изменение
Статья 121. Ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей