Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 115. Ответственность перевозчика или буксировщика за неподачу транспортных средств, грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта за неиспользование поданных транспортных средств

Перевозчик или буксировщик за неподачу транспортных средств для перевозки груза или буксировки буксируемого объекта в соответствии с принятой заявкой или договором, грузоотправитель или отправитель буксируемого объекта за непредъявление груза или буксируемого объекта, а также за неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут имущественную ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

при перевозке груза на судне или буксировке буксируемого объекта - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза или буксируемого объекта;

при перевозке груза в контейнерах - 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.


<Статья 114 | Статья 115 | Статья 116>

Научно-практический комментарий:

1. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению содержащихся в данной главе правил об ответственности, следует вкратце определить основные, направляющие моменты, касающиеся в целом имущественной ответственности в обя-зательствах по перевозке. Эти моменты суть специфика данного вида гражданско-правовой ответственности, и их определе-ние в начале рассмотрения главы поможет в понимании конкретизированных случаев и условий такой ответственности, содержащихся в статьях гл. 15 настоящего Кодекса.
Если вести речь об общих чертах имущественной ответственности в перевозке и буксировке (ГК РФ отдельно не рег-ламентирует буксировку, но нормы об ответственности по перевозке и буксировке в КВВТ РФ объединены в одну главу, поэтому далее в тексте под перевозкой будет подразумеваться и буксировка, если не будет указано иное) с гражданско-правовой ответственностью вообще, то они есть. Они заключаются в том, что имущественная ответственность в перевозке базируется на общих принципах гражданско-правовой ответственности, содержащихся в гл. 25 ГК РФ. На такую ответственность распространяется действие правил данной главы. Об этом можно сделать вывод путем систематического толкования правил данной главы и правила п. 1 ст. 793 ГК РФ, согласно которому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортным законодательством, а также соглашением сторон. По отношению к ответственности по перевозке применяется и правило абзаца второго п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Это значит, что нормы ГК РФ в части ответственности по перевозке (буксировке) имеют приоритет над нормами транспортных законов (в науке это спорная точка зрения, о чем несколько позже).
Если вести речь об отличительных, специфических чертах имущественной ответственности в перевозке и буксировке, то и они есть. Первая отличительная черта проявляется в том, что ответственность по перевозке (буксировке) может насту-пить не только в рамках нарушения договора, но и за совершение (несовершение) действий на преддоговорной стадии, свя-занных с организацией перевозок. Данный специфический признак виден в ст. 794 ГК РФ, которая говорит об ответственно-сти за неподачу и неиспользование транспортных средств, а также в ст. 115 КВВТ РФ. Вторая особенность проявляется в том, что данная ответственность является ограниченной. Здесь можно увидеть некоторое ограничение права на полное воз-мещение убытков (ст. 794 ГК РФ, ст. 117 КВВТ РФ). Третья особенность выражается в том, что соглашения сторон в пере-возке (буксировке) относительно уменьшения или устранения ответственности сторон, установленной в законе, являются недействительными (ст. 793 ГК РФ) либо ничтожными (ст. 122 КВВТ РФ). Это, впрочем, не означает того, что стороны могут договориться об увеличении этой ответственности. Наконец, четвертая, главная отличительная черта такой ответствен-ности (это касается ответственности за несохранность груза) состоит в том, что здесь, в отступление от общего принципа ответственности предпринимателей на началах риска (ст. 401 ГК РФ), установлена презумпция вины перевозчика (букси-ровщика) за несохранность груза (буксируемого объекта), что прямо следует из содержания п. 1 ст. 796 и п. 1 ст. 117 КВВТ РФ. Кроме того, транспортное законодательство (КВВТ РФ не исключение) содержит правила, которые, по сути, переклады-вают бремя доказывания вины перевозчика на получателя. Последние два момента являются предметом острых дискуссий, как научного, так и сугубо прикладного аспекта, что несколько будет затронуто позже.
Все указанные отличительные признаки ответственности в перевозке (и буксировке) полностью присутствуют и в КВВТ РФ. Субсидиарно к данным признакам можно сказать, что нормы КВВТ РФ о перевозке и об ответственности пере-возчика несколько ущемляют права грузоотправителей и грузополучателей (получателей буксируемых объектов). Рассмат-ривая далее содержание конкретных статей гл. 15 КВВТ РФ, следует исходить из сказанного выше.
2. В ст. 115 настоящего Кодекса устанавливается взаимная ответственность перевозчика или буксировщика (для крат-кости далее в тексте он будет часто обозначаться как перевозчик) за неподачу судна (буксира) и грузоотправителя (отправителя буксируемого объекта) за неиспользование судна (буксира). Также установлены размеры такой ответственности. Данный вид ответственности относится к указанным выше случаям ответственности за действия (бездействие) за рамками договора перевозки (буксировки), то есть в сфере организационной стороны перевозки (буксировки). Правила данной статьи применяются независимо от того, имеет ли место договор об организации перевозок (буксировок). Это, по сути, ответственность за невыполнение заявок или (в случае договора об организации перевозок) плана перевозки. Санкции, установленные в данной статье, по юридической природе являются исключительной неустойкой. Неустойка - это распространенный способ обеспечения выполнения обязательств, представляющий из себя установленную законом и (или) договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства. Штраф, пеня - это формы неустойки. Исключительная неустойка - это один из видов неустойки. Суть такой неустойки в том, что она устраняет право на взыскание (возмещение) убытков, в отличие, например, от штрафной неустойки, при которой возмещаются в полном размере убытки в дополнение к уплате неустойки. Исключительная неустойка применяется часто в транспортном законодательстве, а устанавливается она в форме твердо определенного размера по отношению к установленной законом так называемой учетной единице. В нашем случае это установленный процент от минимального размера оплаты труда по отношению к тоннажу:
при перевозке (буксировке) - 0,1 минимального размера за каждую тонну груза или буксируемого объекта;
при перевозке в контейнерах - 0,5 минимального размера за 1 контейнер массой брутто до 5 тонн;
0,5 - от 5 до 10 тонн включительно;
2 минимальных размера за каждый контейнер массой брутто более 10 тонн.
Рассматриваемая ответственность не может быть устранена или уменьшена соглашением сторон (но она может быть им повышена), на нее распространяются правила об освобождении от ответственности, предусмотренные п. п. 1 и 3 ст. 118 КВВТ РФ (см. комментарий).
Как уже указывалось в комментарии к ст. 71 настоящего Кодекса, судно должно подаваться к перевозке (это же отно-сится и к буксировке) в состоянии, пригодном для таковой. Между тем в гл. 15 КВВТ РФ нет мер ответственности за подачу непригодного для перевозки или буксировки судна. Конечно, если бы данная обязанность перевозчика (буксировщика) пол-ностью поглощалась договором, это было бы и не обязательным в данной главе, но здесь речь тоже идет о таких обязанно-стях, которые исполняются в сфере организации перевозки (будь то заявка или организационный договор), поэтому именно в данную статью, в качестве ее второй части, можно было бы включить и правила об ответственности за подачу непригодного для перевозки (буксировки) судна. Поэтому на практике здесь подлежит применению правило ст. 73 КВВТ РФ, в соответствии с которой подача судна, непригодного для перевозки определенного груза, приравнивается к его неподаче (см. комментарий к ст. 73).