Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 114. Ответственность при осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении

1. Ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки грузов лежит на сдающей грузы стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.

Охрана в портах груженых и порожних вагонов осуществляется организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах.

Снятие запорно-пломбировочных устройств с вагонов, поданных в порты перевалки грузов под выгрузку грузов, а равно опломбирование вагонов, загруженных в портах перевалки грузов грузами, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном сообщении, проводится в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

2. Ответственность организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов за несохранность грузов, принятых для перевозок в прямом смешанном сообщении, определяется соответствующими транспортными уставами и кодексами.

При установлении вины организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность несут указанные организации.

3. За невыполнение нормы перевалки грузов, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, виновная сторона несет ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза;

в отношении грузов, перевозки которых установлены в контейнерах, - 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн;

в отношении грузов, перевозки которых установлены только в вагонах, за исключением рефрижераторных вагонов и транспортеров, - пяти размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон независимо от рода и количества осей;

в отношении грузов, перевозки которых осуществляются в рефрижераторных вагонах и транспортерах, - 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, и семи размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах независимо от рода и количества осей.

За невыполнение нормы перевалки грузов с морского транспорта на внутренний водный транспорт и с внутреннего водного транспорта на морской транспорт виновная сторона несет ответственность в виде штрафа в размере трех размеров минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза.

4. Организации внутреннего водного транспорта и организации транспорта других видов освобождаются от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни вследствие:

непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварий в организациях транспорта;

прекращения или ограничения перевозок грузов в установленном порядке;

перевыполнения или восполнения в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.

5. За время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах, с таких организаций взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, указанная в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

6. В случае простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, железная дорога уплачивает штраф в размере 0,06 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну не перегруженного с указанного судна груза за каждые сутки в отдельности.

Размер указанного штрафа за сверхнормативный простой несамоходного судна снижается в два раза, рефрижераторного судна увеличивается в два раза.

7. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к:

перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;

другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт.

Претензии в связи с утратой груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении могут быть предъявлены в течение 6 месяцев по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки. Предъявление к перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, претензий, возникающих в связи с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении, и рассмотрение таких претензий осуществляются в соответствии с правилами, установленными главой XVIII настоящего Кодекса.


<Статья 113 | Статья 114 | Статья 115>

Научно-практический комментарий:

1. Ответственность в связи с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении имеет те же специфические призна-ки, что и ответственность в транспортных обязательствах в целом. Подробно характер, юридические особенности и порядок применения такой ответственности будут рассмотрены в комментарии к следующей главе, где это представляется более уместным. Основными признаками ответственности в перевозках в прямом смешанном сообщении являются ее ограничен-ный характер (взыскивается только реальный ущерб), односторонне-нормативный характер (не допускаются соглашения перевозчиков с контрагентами и между собой о понижении размера ответственности или ее исключении), наступление от-ветственности не только за нарушение договора (как перевозки, так и узлового соглашения), но и организационных обязан-ностей. Все правила, установленные настоящей статьей, являются императивными.
2. Устанавливается вина конкретного перевозчика в случае несохранности груза, что соответствует правилу ст. 403 ГК РФ, согласно которой должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет третье лицо, являющееся непосредственным исполнителем. Конечный перевозчик, к которому предъявлена претензия, имеет право регресса к тому перевозчику, по вине которого наступила несохранность груза.
3. Ответственность организаций ВВТ регулируется правилами гл. 15 настоящего Кодекса, порядок предъявления пре-тензий - правилами гл. 18 КВВТ РФ (см. комментарий). В случае ответственности перевозчиков иных видов транспорта от-ветственность и порядок предъявления претензий регулируются соответствующими транспортными уставами и кодексами, указанными выше, это же касается и сроков исковой давности.
4. Устанавливается повышенный по сравнению с обычным срок для предъявления претензии к перевозчику - в течение 6 месяцев после истечения 4 месяцев со дня приема груза к перевозке.
5. Специфическим видом ответственности в прямых смешанных перевозках является ответственность за невыполнение нормы перевалки груза. Санкция в данном случае, как и в целом при ответственности в перевозках, носит характер ис-ключительной неустойки.
6. В п. 4 настоящей статьи устанавливаются случаи освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза. В таких случаях перевозчику достаточно сослаться на наличие указанных обстоятельств (одного из них), а его вину при этом должен доказывать контрагент.

Глава XV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА,
БУКСИРОВЩИКА, ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ, ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЯ,
ОТПРАВИТЕЛЯ И ПОЛУЧАТЕЛЯ БУКСИРУЕМОГО ОБЪЕКТА

На сайте также ищут:
Статья 2. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Статья 10. Использование поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта
Статья 89. Предъявление буксируемого объекта для буксировки
Статья 7. Общие положения
Статья 135. Запрещение спасательных операций