Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 113. Расчеты, связанные с перевозками грузов

1. Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимается:

на железнодорожных станциях и в морских портах отправления - с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям;

в речных портах перевалки грузов - с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям.

2. Плата за перевозки грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении взимается:

в речных портах отправления - с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям;

на железнодорожных станциях и в морских портах перевалки грузов - с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям.

3. Плата за перевозки грузов может вноситься экспедиторами, выступающими от имени грузоотправителей, грузополучателей.

4. Порядок расчетов за перевалку груза может устанавливаться также договором перевозки груза.

5. За подачу вагонов в порты и уборку вагонов из портов локомотивами, принадлежащими организациям железнодорожного транспорта, взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Суммы указанных сборов включаются в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.


<Статья 112 | Статья 113 | Статья 114>

Научно-практический комментарий:

1. Устанавливаются обязанности по внесению провозной платы (и иных причитающихся перевозчику платежей, хотя об этом не говорится), подразделяемые в зависимости от вида прямой смешанной перевозки - в прямом железнодорожно-водном и водно-железнодорожным сообщении. В первом случае на железнодорожных пунктах и в морских портах (устьевые порты к ним не относятся) плата взимается с грузоотправителей. Плата за расстояние, пройденное грузом на соответствующем виде транспорта, устанавливается соглашением сторон на основании действующих тарифов. Общая сумма провозной платы исчисляется исходя из суммарного расстояния, пройденного грузом до пункта назначения. В речных портах в этом случае плата взимается с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояния, на которое груз перемещен по внутренним водным путям. Во втором случае ситуация обратная, в речных портах плата взимается с грузоотправителей за расстояние, пройденное грузом по ВВП, а в морских портах и железнодорожных станциях - с грузополучателей или грузоотправителей или грузополучателей за расстояние, пройденное грузом по железной дороге и по морскому пути. Устанавливается возможность внесения платы как провозной, так и иных причитающихся перевозчику платежей экспедиторскими организациями, сопровождающими груз, порядок исчисления платы может устанавливаться договором, в котором, при наличии тарифов на перевозки, последние изменяться не могут.
2. Порядок применения сбора за подачу в порты и уборку из портов вагонов локомотивами, принадлежащим желез-ным дорогам, устанавливается в Тарифном руководстве N 3 железнодорожного транспорта, утвержденном Приказом МАП России от 24.10.2001 N 1104, в котором определены правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте. Данный сбор взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов. Согласно первому - в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов. Здесь предусматривается тоже два варианта: когда железнодорожный путь принадлежит железной дороге и когда он принадлежит иным организациям. Для каждого из двух видов установлены ставки, содержащиеся в приложениях N 8 и N 9 к Руководству. Согласно второму варианту - за каждый выход локомотива по установленным в приложении N 10 ставкам, если путь не принадлежит железной дороге, и в приложении N 11 - если он ей принадлежит. Выбор одного из вариантов осуществляется грузоотправителями, грузополучателями и владельцем пути в договоре, под которым понимается как договор на подачу и уборку вагонов, так и договор, связанный с эксплуатацией железнодорожного транспорта (договор перевозки). В данном руководстве также определяется порядок определения расстояний подачи и уборки вагонов.