Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 11. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями на внутренних водных путях

Вред, причиненный физическими и юридическими лицами в результате повреждения или уничтожения средств навигационного оборудования, судоходных гидротехнических сооружений, судовых ходов и других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.


<Статья 10 | Статья 11 | Статья 12>

Научно-практический комментарий:

Данная статья - частный случай фиксации в законодательстве общего принципа, содержащегося в ст. 1064 ГК РФ: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, под-лежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Это именно фиксация, общая, отсылающая к гражданскому законодательству. Если говорить точнее, сама ст. 11 является нормой гражданского законодательства. Вопросы возмещения вреда регулируются правилами гл. 59 ГК РФ - обязательства вследствие причинения вреда. На отношения по возмещению вреда указанным в ст. 11 объектам распространяется действие соответствующих правил гл. 59 ГК РФ - таков смысл коммен-тируемой статьи. Непосредственное отношение к предмету данной статьи будут иметь следующие правила данной главы: общие основания ответственности за причинение вреда (ст. 1064 ГК РФ); предупреждение причинения вреда (ст. 1065 ГК РФ); причинение вреда в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости (ст. 1066 и ст. 1067 ГК РФ); ответст-венность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником (ст. 1068 ГК РФ); ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (ст. 1069 ГК РФ); возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность (ст. 1072 ГК РФ); ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и лицами, недееспособными, ограниченно дееспособными, а также лицами, не способ-ными понимать значение своих действий (ст. ст. 1073 - 1078 ГК РФ); ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ); ответственность за совместно причиненный вред (ст. 1080 ГК РФ); право регресса к лицу, причинившему вред (ст. 1081 ГК РФ); способы возмещения вреда (ст. 1082 ГК РФ); учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред (ст. 1083 ГК РФ); возмещение вреда, при-чиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг (параграф 3 гл. 59 ГК РФ). Это перечень правил, которые на практике чаще всего будут подлежать применению в случае причинения вреда от повреждения объектов организаций внут-реннего водного транспорта. Уже из этого перечня можно увидеть, что анализировать здесь все эти правила не позволяет объем работы и логика законодателя в гл. 2 КВВТ РФ. Это было бы отступлением от предмета комментария. Главное, что следует заметить, это то, что юридические службы организаций ВВТ должны всегда оперативно изучать указанное законо-дательство о возмещении вреда, включая издаваемые министерствами и ведомствами подзаконные акты в данной сфере. Оперативно - это значит адекватно с точки зрения места и времени. Должен вестись мониторинг изменений в данные нормы, а также систематически изучаться судебная практика применения указанных выше норм. Тем не менее некоторые правила гл. 59 будут рассмотрены в комментарии, в частности, это будет иметь место при рассмотрении столкновения судов (гл. 7 Кодекса), при рассмотрении вопросов ответственности перевозчиков и буксировщиков (гл. 15 Кодекса), при рассмотрении аренды судов (гл. 10 настоящего Кодекса) и в некоторых иных случаях. Еще один важный момент - вред может быть причи-нен не только организациям ВВТ, но и самими этими организациями другим лицам - физическим и юридическим. Тогда бу-дут подлежать применению и иные правила гл. 59, например, о возмещении вреда жизни и здоровью гражданина (параграф 2 гл. 59), а также компенсация морального вреда (параграф 4 гл. 59 ГК РФ). Поэтому юридические службы организаций ВВТ должны изучать все законодательство о возмещении вреда, не помешает и изучение теоретических вопросов по этому поводу. Все правила гл. 59 как при возмещении вреда, причиненного организациям ВВТ, так и при возмещении вреда, причиненного самими этими организациями, имеют прямое действие.