Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 109. Сроки доставки грузов

1. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их внутренним водным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.

В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена такая просрочка.

2. Сроки начала приема грузов внутренним водным транспортом от транспорта других видов в портах перевалки грузов при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются в организации транспорта смежного вида в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

3. Грузы, доставленные в порты перевалки грузов до наступления объявленного срока окончания приема грузов, принимаются в портах перевалки грузов от транспорта других видов беспрепятственно. В случае, если такие грузы не могут быть доставлены в порты назначения внутренним водным транспортом в связи с закрытием навигации, организации, осуществляющие их перевалку в портах, обязаны по согласованию с грузоотправителями или грузополучателями определить, как поступить с такими грузами.

4. Грузы, доставленные в порты перевалки грузов после наступления объявленного срока окончания приема грузов, могут быть сданы в портах перевалки грузов на хранение с согласия организаций, осуществляющих их перевалку в таких портах. При отказе указанных организаций от приема грузов на хранение организации транспорта других видов по согласованию с грузоотправителями или грузополучателями определяют, как поступить с такими грузами.

5. Грузы, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении и которые не доставлены в порты перевалки грузов в связи с закрытием навигации, должны быть с согласия в письменной форме грузоотправителей отправлены из другого порта по назначению в прямом железнодорожном сообщении.

В указанных случаях сроки доставки грузов увеличиваются на время их задержки в связи с закрытием навигации.


<Статья 108 | Статья 109 | Статья 110>

Научно-практический комментарий:

1. Срок доставки грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении имеет важное значение, хотя и не относится к существенным условиям договора. В п. 1 данной статьи дается отсылка к правилам исчисления сроков доставки грузов. Срок доставки груза в прямом смешанном сообщении - это общий срок, начиная от выдачи грузоотправителю квитанции о приеме груза к перевозке первоначальным перевозчиком (с которым заключается договор) и до момента сдачи груза в порту (ином пункте) назначения грузополучателю или уполномоченному им лицу. Он складывается из сроков перемещения груза всеми видами транспорта, участвующими в данной прямой смешанной перевозке, и исчисляется согласно правилам исчис-ления сроков, действующим на транспорте соответствующего вида (см. комментарий к ст. 76 настоящего Кодекса). Если допущена просрочка в доставке груза, ответственность несет сторона, допустившая просрочку. На данного перевозчика возлагается обязанность доказать отсутствие своей вины в просрочке. В отличие от данного правила, ст. 75 УЖТ РФ устанавливает ответственность конечного перевозчика, в этом случае перевозчика, выдавшего груз. При этом такой перевозчик наделяется правом регресса к перевозчику, по чьей вине допущена просрочка доставки. Это следует считать более отвечающим существу обязательства. Впрочем, с учетом того, что согласно п. 7 ст. 114 КВВТ РФ претензии по перевозкам в прямом смешанном сообщении предъявляются также конечному перевозчику, то и здесь также подразумевается право регресса к виновному перевозчику.
2. Сроки начала и окончания приема грузов при открытии и закрытии навигации ограничивают участие внутреннего водного транспорта в прямой смешанной перевозке. Для обеспечения своевременной доставки груза в прямых смешанных перевозках предусматривается императивная обязанность для перевозчика внутренним водным транспортом сообщать о таких сроках перевозчиков иных видов транспорта, участвующих в прямой смешанной перевозке. Причем в УЖТ РФ устанавливается обязанность портов сообщать об этом в средства массовой информации, в федеральные органы исполнительной власти в области транспорта соответствующего вида не позднее чем за 20 дней до даты открытия и закрытия навигации. Это следовало бы ее поместить в КВВТ РФ, а не в УЖТ - не его сфера регулирования. При извещении о начале приема грузов в порт доставляются грузы, которые могут быть исходя из сроков, действующих на смежном транспорте, быть доставлены в порт к началу срока приема грузов. При извещении о сроках окончания приема грузов могут в порт доставляться только такие грузы, которые могут быть исходя из сроков доставки на смежном виде транспорта доставлены в порт не позже сроков окончания приема грузов портом. Это позволяет избежать излишнего накопления грузов в перевалочных пунктах. При этом известна практика, когда осуществляется прием грузов портами и до наступления сроков - это может обеспечить выполнение первых рейсов по открытии навигации.
3. Пункты 3 - 5 настоящей статьи устанавливают порядок принятия портами грузов в прямом смешанном сообщении в зависимости от факта наступления даты окончания срока приема грузов. Если такая дата не наступила, грузы подлежат приему беспрепятственно (разумеется, при соблюдении всех требований соответствующих правил перевозки). Если такая дата наступила и грузы уже доставлены в порт, необходимо получить согласие порта принять такие груза на хранение. От-ношения по хранению грузов в этом случае регулируются правилами гл. 47 ГК РФ. При отсутствии согласия порта принять на хранение такие грузы, соперевозчики транспорта других видов должны информировать об этом грузополучателя, грузо-отправителя и согласовать с ними условия о том, как поступить с грузом.
Если грузы не могут быть доставлены в порт назначения ВВТ в связи с закрытием навигации, организации, осуществ-ляющие перевалку в портах, должны согласовать с грузоотправителем или грузополучателем условия о том, как поступить с данными грузами. Если груз не доставлен в порт назначения в связи с закрытием навигации, согласно правилам перевозок перевозчик должен требовать от грузоотправителя указания о переадресовке такого груза. Если грузы доставлены железной дорогой в порт после наступления сроков прекращения приема грузов к перевозке, они должны быть с согласия на измене-ние маршрута грузоотправителя отправлены из другого порта по назначению в прямом железнодорожном сообщении. Если груз следует в пункт, где нет железнодорожной станции, груз может быть передан порту на хранение с его согласия. При этом железная дорога должна запросить распоряжения грузоотправителя о том, как поступить с грузом.