Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 101. Прекращение или изменение договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика

1. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажира в случае:

1) невозможности перевозки пассажира в порт назначения вследствие непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных не зависящих от перевозчика причин;

2) задержания судна на основании решения соответствующих органов исполнительной власти или привлечения судна для государственных нужд;

3) недоступности порта отправления или порта назначения для судна (блокады порта, аварии судна, недостаточного для судоходства уровня воды и другого);

4) гибели судна или его насильственного захвата;

5) нарушения пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или отказа пассажира от соблюдения таких правил.

2. При прекращении по инициативе перевозчика договора перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращается плата за проезд и за провоз его багажа, при прекращении указанного договора до окончания рейса - плата за проезд и за провоз багажа за не пройденное судном расстояние. В случае, если прекращение указанного договора вызвано нарушением пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или его действиями, создающими угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью других пассажиров, плата за проезд и за провоз багажа пассажиру не возвращается.

3. При прекращении по инициативе перевозчика договора перевозки пассажира во время рейса судна, за исключением случаев, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт отправления или в ближайший населенный пункт в целях обеспечения пассажиру возможности прибыть в порт назначения.

4. Перевозчик может задержать отход судна, изменить маршрут перевозки или место высадки пассажира в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.


<Статья 100 | Статья 101 | Статья 102>

Научно-практический комментарий:

1. Договор перевозки пассажира может быть прекращен как по инициативе пассажира, так и по инициативе перевоз-чика. В данном случае термин "инициатива" надлежит толковать несколько расширительно, так как фактически такой ини-циативы перевозчик может и не проявлять. В частности, в случае непреодолимой силы перевозчик прекращает договор вы-нужденно, так как от него не зависит реализация возложенной на него обязанности доставить пассажира и багаж в порт назначения. Инициатива же всегда имеет в себе субъективный детерминирующий момент и определенную свободу усмотре-ния, и уж конечно ни о какой инициативе перевозчика не может быть и речи в случае захвата судна. В этом случае, если есть возможность, перевозчик обязан эвакуировать пассажиров с судна, что означает и прекращение договора. Просто по смыслу комментируемой статьи инициатива перевозчика трактуется в контексте соотношения с инициативой пассажира. Перечень обстоятельств, содержащихся в п. 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Прекращение договора перевозчиком при наличии таких обстоятельств является прекращением обязательства невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ), так как это обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает. К таким обстоятельствам не относится нарушение пассажиром правил перевозки и пользования судном и отказ пассажира от соблюдения данных правил. Не будут относиться к таким обстоятельствам и случаи, когда авария или гибель судна произошли по вине перевозчика, но это не влияет на право перевозчика прекратить договор, так как это будет прекращением договора вследствие нарушения его условий одной из сторон, такое установление этого в законе допускается на основании правил п. 2 ст. 407 и п. 1 ст. 450 ГК РФ.
Понятие непреодолимой силы уже рассматривалось в комментарии к гл. 7 "Столкновение судов" и к гл. 10 "Аренда судов", поэтому заново ее раскрывать во всех моментах нет необходимости. Напомним лишь, что ее главный признак - это объективная непредотвратимость, в отличие от случая, который характеризуется субъективной непредотвратимостью. Об-стоятельства, являющиеся по отношению к исполнению перевозчиком обязанностей по перевозке непреодолимой силой это:
стихийные бедствия (ураган, землетрясение);
явления социально детерминированные - гражданские волнения, массовые беспорядки, боевые действия и иные.
Непреодолимая сила характеризуется и непредсказуемостью, но это не является квалифицирующим ее признаком, так как теоретически можно предвидеть наступление таких событий, но предотвратить их нельзя. Запрещение органами госу-дарственной власти движения судов должно рассматриваться в смысле ст. 77 КВВТ РФ (см. комментарий) и в иных случаях, когда этого требует необходимость. Такое запрещение, а также задержание судна или привлечение его для государственных нужд производится на основе обоснованного и мотивированного решения. Само собой оно должно быть законным. В случае если такие решения и действия органов государственной власти были незаконными, пассажир (как и перевозчик) вправе обжаловать их на основании ст. 1069 ГК РФ "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами".
Недоступность порта назначения может вызываться различными причинами, некоторые из которых обозначены в подпункте 3 п. 1 рассматриваемой статьи, например авария, блокада порта, недостаточный уровень воды на участке судового хода.
Авария - это транспортное происшествие с судном. Оно расследуется и квалифицируется территориальным органом надзора в сфере ВВТ. К числу иных аналогичных обстоятельств будет относиться, например, затонувшее имущество, нахо-дящееся на дне участка судового хода при условии, что его невозможно обойти. Во всех подобных случаях должен быть признак недоступности порта объективной недоступности порта назначения, когда устранение таких обстоятельств от перевозчика не зависит.
Гибель судна - это его затопление либо поломка и иное повреждение, которое по своему характеру и объему анало-гично гибели судна, то есть оно не подлежит ремонту. В этом случае гибель (как и авария) может произойти и по вине пере-возчика, например в результате нарушения правил плавания, в этом случае договор также прекращается, а пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения причиненного вреда по правилам гл. 59 ГК РФ. Отвечает перевозчик в этом случае как владелец источника повышенной опасности (см. комментарий к гл. 15 настоящего Кодекса), по правилам ст. 1079 ГК РФ, он обязан будет возместить вред, если не докажет, что авария или гибель судна, вследствие чего причинен соответствующий вред пассажиру, произошли вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Умысел потерпевшего должен распространяться как на причинение вреда судну, вследствие чего и произошла авария или гибель, так и как причинение вреда самому потерпевшему. При насильственном захвате судна все пассажиры и обслуживающий персонал при наличии такой возможности должны быть немедленно эвакуированы с судна. Если такой возможности нет, то в любом случае продолжать действие договора бессмысленно, кроме того, такие захваты судов часто имеют все признаки непреодолимой силы. Перевозчик, как правило, не может влиять на ситуацию, даже пытаясь вести переговоры. Что касается возможности перевозчика предотвратить захват, это уже вопрос обеспечения безопасности судоходства, надлежащего выполнения должностных обязанностей экипажем и взаимодействия с органами безопасности, о чем говорилось в комментарии к гл. 5 настоящего Кодекса, а также упоминалось в главе об экипаже.
Права и обязанности перевозчика и пассажира являются взаимно корреспондирующими, без этого невозможен дого-вор вообще, и пассажир обязан соблюдать требования адресованных ему норм правил перевозок и оказания услуг. Правда, для того, чтобы он их соблюдал, до него следует довести их содержание, что является обязанностью перевозчика. Но если такая информация и не была предоставлена, пассажир в любом случае несет ответственность за вред, причиненный таким несоблюдением или отказом от соблюдения правил. При нарушении пассажиром правил перевозки и оказания услуг пере-возчик может в одностороннем порядке прекратить договор, но может и не сделать этого - это его право, но не обязанность. В случае отказа пассажира соблюдать некоторые требования правил перевозки и багажа перевозчику не остается ничего, кроме как прекратить договор. Такими случаями могут быть, например, отказ пассажира от соблюдения правил техники безопасности при пользовании электрооборудования, так что это будет создавать опасность для других пассажиров.
2. Норма, аналогичная п. 2 комментируемой статьи, содержится во всех кодифицированных транспортных норматив-ных актах - Правилах о возвращении пассажиру проездной платы и платы за провоз багажа. Данные Правила на ВВТ уже упоминались выше, в случаях прекращения договора по инициативе перевозчика до отхода судна пассажиру возвращается стоимость проезда и провоза багажа, а если обстоятельства, перечисленные в п. 1 комментируемой статьи, возникли в пути следования - сумма стоимости за неиспользованный участок пути. Если договор прекращен перевозчиком вследствие ука-занного выше поведения пассажира, стоимость билета и провоза багажа ему не возмещается - как в случае прекращения договора до отхода судна, так и на рейсе. Указанная в п. 3 комментируемой статьи обязанность перевозчика при прекращении договора по его инициативе доставить за свой счет пассажира в ближайший населенный пункт (это на практике осуществляется путем найма транспорта либо выделения средств на покупку проездного билета на пригородный транспорт) является одной из обязанностей, возложенных на перевозчика после окончания договора, ее нельзя в полной мере отнести к обязанностям, связанным с прекращением договора, хотя прекращение и является ее предпосылкой. Данная обязанность выполняется только в случае требования об этом пассажира и при наличии фактических возможностей ее выполнить (ее может не быть, например, в случае военных действий, которые являются непреодолимой силой), если при этом перевозчик отказался выполнить такую обязанность, пассажир вправе требовать с него возмещения расходов, понесенных в связи с проездом до ближайшего порта или населенного пункта.
3. В указанных в п. 1 комментируемой статьи случаях перевозчик может задержать отход судна (либо до отхода из порта отправления, либо в одном из портов на рейсе), изменить маршрут перевозки (может применяться, например, при вве-дении карантина при эпизоотиях) или место высадки пассажира. По своей юридической природе это является изменением условий договора. В этих случаях пассажир также вправе отказаться от договора перевозки с правом возмещения ему стои-мости проезда по рассмотренным выше правилам. Под изменением места высадки в смысле п. 4 комментируемой статьи надлежит понимать как изменение порта (например, при невозможности достичь порта следования пассажира), так и высад-ку пассажира на любом участке береговой полосы, где есть возможность этого. Такое изменение может иметь место, напри-мер, при аварии на судне, хотя в этом случае, если авария создает непосредственную угрозу жизни и здоровью пассажиров, перевозчик обязан это сделать. Такое изменение места высадки может иметь место и без прекращения договора перевозки, в частности, при устранении неисправности на судне, создающей угрозу жизни или здоровью пассажиров.

На сайте также ищут:
Статья 115. Ответственность перевозчика или буксировщика за неподачу транспортных средств, грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта за неиспользование поданных транспортных средств
Статья 101. Прекращение или изменение договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика
Статья 89. Предъявление буксируемого объекта для буксировки
Статья 77. Ограничение или запрещение движения судов
Статья 52. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество